Московские банки боятся местного бизнеса


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Предправления Азиатско-Тихоокеанского банка Андрей Новиков о специфике работы банка, вошедшего в топ-50

Долгое время остававшийся широко неизвестным Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ) в 2016 году вошел в топ-50 крупнейших банков страны. Особенность в том, что в полусотне крупнейших это фактически единственный региональный банк: АТБ фокусируется на операциях с клиентами Дальнего Востока, Сахалина, Сибири и Урала. О том, чем отличается банковский бизнес в этих регионах, а также о том, как потерять инвестиции, но приобрести полезный опыт, «Ленте.ру» рассказал председатель правления АТБ Андрей Новиков.

АТБ до последнего времени был достаточно незаметным для массовой аудитории западнее Урала. Что представляет собой бизнес банка?



Новиков: Клиенты от Урала до Дальнего Востока по поводу «незаметности» с вами поспорят: АТБ — крупнейший частный банк Восточной Сибири и Дальнего Востока. То, что мы развиваемся в регионах и выросли до топ-50 крупнейших банков страны, лишний раз подтверждает потенциал восточных территорий и возможность для банка развиваться без статусного офиса на Тверской улице.
АТБ — крупный универсальный банк, драйверы нашего роста — корпоративный бизнес и розничные операции. Под «корпоративным» мы понимаем кредитование и обслуживание местных производителей — мелкий и средний бизнес, предпринимателей, до которых у крупных банков фактически не доходят руки.

Клиенту нужна прежде всего оперативность, и чтобы банк понимал тот бизнес, которым занимается клиент. И то, и другое у нас есть. У АТБ исторически одна из лучших экспертиз в золоте, в специфических направлениях, таких как рыба на Камчатке, Сахалине, добыча ископаемых, лес, северный завоз. Работая на одной территории с этими предпринимателями, мы прекрасно понимаем, как устроен их бизнес, понимаем его сезонность и, понимая риски, мы можем предложить клиентам быстрое принятие решения. Крупные банки решают по три-четыре месяца, а за это время не только проходит путина, но и сезон для северного завоза упущен. У нас процесс занимает одну-три недели даже при самых сложных проектах.

Московские банки — частные и государственные — боятся местного бизнеса, так как не до конца его понимают. Поэтому в «домашних» регионах мы гораздо крупнее многих игроков, включая большинство госбанков. Потому что мы рядом, для нас это профильный клиент, и мы глубоко знаем его потребности, его самого, и можем оценить риски, в отличие от крупных банков.
Отдельное направление нашей работы — микрокорпоративное кредитование индивидуальных предпринимателей: владельцев небольших магазинчиков, парикмахерских, детских студий и т.д. В обслуживании этого бизнеса мы занимаем второе место после Сбербанка в регионах нашего присутствия, в месяц выдаем до 450-500 миллионов рублей кредитов этому сектору и объем спроса со стороны клиентов растет.

Розничный бизнес у нас сохраняется в объемах на уровне середины-конца 2015 года. Сейчас мы не ставим себе задачи существенно наращивать операции, но вместе с тем развиваем сервисную и продуктовую составляющие — запускаем новые карты, готовим масштабное обновление интернет-банка и т.д.

Какие направления планируете развивать в будущем?



По нашей стратегии до 2018-2020 годов мы планируем сохранить соотношение 50 на 50 корпоративного и розничного бизнеса. Корпоративный бизнес сохранится в том виде, в каком он есть, — это и крупные предприятия, в основном, системообразующие, специфический сектор — золото, рыбодобыча, полезные ископаемые, с которыми мы давно работаем. Это также средний бизнес и микробизнес, про который я уже говорил.

Оставшаяся часть бизнеса — это розничные клиенты, где мы будем фокусироваться как на сотрудниках наших корпоративных клиентов, так и на сегменте «надежных» клиентов, которые сейчас обслуживаются в Сбербанке и других государственных и частных банках.

С региональными властями сотрудничаете? Они должны быть заинтересованы в развитии местного малого и среднего бизнеса, особенности которого вы знаете.



С середины 2016 года мы прорабатываем проект с корпорацией развития Сахалинской области. Корпорация готова инвестировать в развитие малого и среднего бизнеса на острове Сахалин. Для этого им нужен инструмент, и в качестве него они выбрали АТБ. Корпорация планирует инвестировать средства в банк, а мы, в свою очередь, по совместно согласованным условиям реализуем проект по поддержке и кредитованию малого и среднего бизнеса на территории Сахалина в объеме 8,5 миллиарда рублей. Сейчас эта программа находится в стадии подписания всех юридически обязывающих документов. На мой взгляд, это наиболее яркая инициатива по поддержке малого и среднего бизнеса, реализующаяся на уровне региональных властей.

Ваши «домашние» регионы гораздо ближе к Китаю и Японии, чем к Москве. Оказывает ли это какое-то влияние на бизнес?



С Китаем мы давно работаем, АТБ — один из наиболее активных участников Российско-Китайского финансового совета. У нас налажен бизнес с китайскими банками, установлены корреспондентские отношения, от ряда банков мы имеем кредитные линии более чем на 50 миллионов долларов, прямые кредитные линии для финансирования клиентов внутри России. Китайцы очень заинтересованы в том, чтобы финансировать российский бизнес, который работает с Китаем. И они готовы увеличивать и увеличивать линии финансирования под этот проект.

Кроме того, АТБ фактически является крупнейшим в России маркетмейкером по наличному юаню, мы ввозим эту валюту из Китая и даже инициировали создание специального таможенного поста в Хабаровске. То есть мы являемся одним из основных игроков по наличной китайской валюте в России. Сотрудничество с китайцами у нас очень тесное, проходят большие объемы сделок. Совместный бизнес существует давно и очень успешно развивается.

Надо отметить, что за последний год это направление бизнеса практически удвоилось. У нас в банке существует специальное подразделение по работе с Китаем, где работают люди, владеющие китайским языком, разбирающиеся в китайском бизнесе, разработаны и действуют программы стажировок китайских специалистов и сотрудников АТБ. Кроме того, АТБ в числе немногих на рынке предлагает депозиты в юанях — они пользуются спросом и у россиян, и у граждан Китая.

В 2016 году АТБ попытался войти в сегмент суперобеспеченных частных клиентов, для этого даже был куплен отдельный банк. На днях он по согласованию с ЦБ фактически был закрыт. Как вы оцениваете этот опыт?



Да, на прошлой неделе М2М Прайвет банк действительно был закрыт, регулятор отозвал лицензию и назначил временную администрацию. К сожалению, private banking (банковское обслуживание физических лиц — прим. «Ленты.ру») в том виде, в котором он развивался раньше, в России малоперспективен.

Для чего нам была нужна эта сделка? Чтобы приобрести технологии и ноу-хау по обслуживанию крупных богатых клиентов. Мы внимательно изучали этот рынок и поняли, что лучшие технологии и наработки были именно у М2М Прайвет банка: карточный продуктовый ряд, доверительное управление, брокеридж, фэмили офис, налоговое планирование. Сейчас, после приобретения этого банка, все эти продукты будут внедряться непосредственно в АТБ для наших клиентов: во втором квартале 2017 года мы собираемся презентовать программу по обслуживанию VIP-клиентов во всех наших офисах.

Обслуживание крупных богатых клиентов — а таких клиентов в регионах очень много — сейчас находится в недоразвитом состоянии. В регионах богатым клиентам также необходим качественный сервис, нужны «сложные» продукты, а не только депозиты — все то, что, как раньше считалось, можно приобрести только в Москве.

Конечно, инвестиции в покупку данной экспертизы оказались значительными, но мы считаем, что они оправдали себя и долгосрочно это будет отдельное успешное направление бизнеса АТБ.

Какое влияние на АТБ оказала эта сделка с учетом того, что М2М прекратил свое существование?
Неудачная инвестиция в М2М может носить разве что какой-то кратковременный имиджевый эффект, а в остальном никакого влияния на бизнес АТБ она не оказала. М2М был совершенно отдельным банком, который практически не связан по бизнесу с нами. Банк АТБ работает устойчиво, прибыльно, ликвидности достаточно — показатели открыты.

Справка:



АТБ основан в 1992 году. Крупнейший частный банк Восточной Сибири и Дальнего Востока, входит в топ-50 крупнейших финансовых институтов России. Акционерами АТБ, в частности, являются крупные международные инвесторы – International Finance Corporation (IFC) и East Capital Financial Fund AB. Чистая прибыль АТБ за 3 квартала 2016 года составила 1,9 миллиарда рублей, капитал Банка составляет 13 миллиардов рублей.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки