МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Вопросы ценообразования на топливо обсудили на заседании совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при губернаторе области
Актуальный разговор с общественностью состоялся в библиотеке имени Пушкина
Почему постоянно растет цена на топливо? Из чего она складывается? Почему цены на электроэнергию растут? Такие острые и наболевшие вопросы на тему энерготарифов и стоимости топлива задавались главе территории Владимиру Печеному, начальнику департамента цен и тарифов области Инне Варфоломеевой и другим экспертам на заседании межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъекта естественных монополий.
Заседание состоялось в областной библиотеке имени А.С. Пушкина, ставшей не только храмом чтения, но и общественной площадкой, на которой обсуждаются самые актуальные проблемы в различных сферах жизни региона. К разговору пригласили всех желающих: представителей общественных организаций, инициаторов сбора подписей против повышения энерготарифов и цен на топливо, неравнодушных жителей.
На заседании развенчались мифы, созданные в социальных сетях, о том, что тарифы на топливо в Магаданской области опять выросли. Несмотря на многочисленные публикации о том, что цены на топливо на Колыме снижаются, автомобилисты продолжают искать виноватых, говоря о российской тенденции роста цен на бензин при снижении стоимости нефти.
Инна Варфоломеева наглядно и доходчиво объяснила, что в структуре цены бензина стоимость сырой нефти составляет лишь 7 %. На фоне снижения стоимости барреля российской нефти на мировом рынке существенного влияния на формирование цен на бензин это не сыграет.
Расходы на переработку сырой нефти на НПЗ составляют 10%, расходы на транспортировку, хранение, продажу нефтепродуктов - 18%. 65 % составляют налоги и акцизы. В регионе цены колеблются в зависимости от того, с какого завода единственный дилер - «Роснефть» поставляет топливо. Дешевле всего автомобильные бензины нам обходится с Комсомольского НПЗ и Правительство области добивается, чтобы его везли именно оттуда, а не с удаленных Ачинского и Ангарского НПЗ.
Проблема также состоит в том, что на данный момент нет возможности выбрать другого дилера - нет компании, способной обеспечить «перевалку» топлива, а также в том, что на этот рынок на Колыме не выходят новые игроки, формируется естественная монополия.
Инна Варфоломеева еще раз обратила внимание участников Совета на то, что цены на нефтепродукты государственному регулированию не подлежат, однако Правительством страны предусмотрено право регионов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществлять государственное регулирование цен на топливо путем установления торговых надбавок. В Магаданской области данное право реализует департамент цен и тарифов. Он устанавливает оптовые и розничные торговые надбавки на топливо, реализуемое в области, превышать которые не допускается.
Так, на реализуемые в области нефтепродукты, завозимые из-за пределов региона, установлена предельная оптовая торговая надбавка 16% к цене поставки. Сюда включается вся цепочка поставки нефтепродуктов, начиная от стоимости самого топлива, затрат на его перевалку, морской фрахт и обслуживание в морском потру г. Магадана.
Также департаментом установлены предельные розничные торговые надбавки для каждого населенного пункта области с учетом отдаленности от г. Магадана в размерах от 15% (г. Магадан) до 50% (п. Сеймчан) с учетом НДС.
На заседании Совета прозвучали различные предложения по решению проблемы повышения тарифов на топливо. ФАС, к примеру, предложила вариант своповых поставок и создания топливной нефтяной биржи в ДФО, прозвучала инициатива организации совета по созданию рыночной конкурентной среды для отрасли в регионе, по установлению одинаковой цены для всех районов области. Свою помощь в решении вопроса предложили активисты движения «Народный бензин».
Отметили участники встречи и то, что губернатор области всегда лично оперативно реагирует на все проблемы, подымаемые общественностью. Они сказали, что готовы поддержать его обращения в федеральные ведомства, считая, что только совместными усилиями можно добиться решения каких-то вопросов.
Подытоживая обсуждение, губернатор поблагодарил активистов за доверие, напомнил о возможной перспективе добычи нефти на Примагаданском шельфе: «Если этот фонтан забьет, на что мы все очень надеемся, правительство области ставит задачу сделать все для того, чтобы не допустить ситуации, когда нефть пойдет мимо колымчан. Мы будем работать над тем, чтобы на побережье поставили модульный нефтеперегонный завод для производства топлива в объемах нужных региону. А где нефть, там, возможно, и газ. Для Колымы это станет выходом на качественно новый уровень жизни».
По итогам совещания главой регионы были даны поручения еще раз проанализировать установленные тарифы на топливо, провести сравнительный анализ с практиками установления цены в соседних регионах, внести предложения по стабилизации ситуации. О принятых мерах ему и членам совета доложат уже на следующей неделе, на которой вновь состоится заседание совета потребителей по вопросам деятельности субъекта естественных монополий.
Сравнивая оптовые и розничные цены реализации нефтепродуктов в г. Магадане с соседними регионами ДФО, стоит отметить, что на сегодняшний день, цены на нефтепродукты, реализуемые в г. Магадане, не являются самыми высокими. В сравнении с оптовыми ценами в г. Якутск и в Чукотском автономном округе, в г. Магадане цены ниже в среднем на 1% и 18% соответственно. По более дорогим ценам и в рознице обходятся нефтепродукты в республике САХА (Якутия), где стоимость бензина АИ-95 составляет 48,30 руб./л, АИ-92 – 46,80 руб./л, дизельного топлива – 48,00 руб./л; в Чукотском автономном округе продается бензин АИ-95 по 54,00 руб./л, бензин АИ-92 и дизельное топливо по 50,00 руб./л.