МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В начале сентября состоится заседание Президиума Госсовета России, где планируется анализ состояние рыбной отрасли страны и выработка долгосрочных рекомендаций ее развития. Этого события давно ждали рыбаки, в том числе и магаданские, связывая большие надежды с перспективами - как будем жить дальше?
Свое мнение тогда высказал и руководитель ведущего рыбодобывающего предприятия Магаданской области - генеральный директор Тихоокеанской рыбопромышленной компании депутат областной Думы Михаил Котов, напоминает пресс-служба предприятия. Вновь заговорить о ценообразовании на морепродукты его заставило недавнее решение регионального правительства об установлении предельных торговых надбавок на мороженую рыбу - утверждены изменения в соответствующее постановление о перечне социально значимых товаров. Список пополнили 15 наименований мороженой рыбы.
Теперь в него войдут голец, мальма, горбуша, камбала дальневосточная, карась речной и озерный, кета, корюшка, кунджа, минтай, мойва, навага, сельдь тихоокеанская, треска, хариус, щука пресноводная. Включение этой продукции в перечень социально значимых товаров устанавливает предельные оптовые и розничные торговые надбавки. Этими величинами придется руководствоваться коммерческим предприятиям при определении цены товара, причем, решение о включении мороженой рыбы в перечень социально значимых товаров принято по обращениям колымчан. Губернатор Владимир Печеный подчеркнул, что установление предельных оптовых и розничных надбавок на мороженую рыбу побудит предприятия торговли и предпринимателей минимизировать расходы, связанные с поставкой и реализацией данного товара.
Беспристрастная статистика утверждает, что с начала года мороженая рыба на Колыме подорожала на 25,1 %. Так же сильно выросли цены на молоко, хлеб и мясо, рост цен практически на все виды продовольственных товаров наблюдается в Магаданской области с прошлого года. Общий прирост цен в первом полугодии 2015 года на товары продовольственной группы на Колыме составил 11,4 % (в аналогичном периоде 2014 г. - 4,7 %). Рыба мороженая (кроме сельди) подорожала на 25,1 %, молоко - на 7,4 %, хлеб - на 6,9 %, мясо животных - на 5,9 %. Аналогичная ситуация с яйцами, мукой, подсолнечным маслом, крупами и сахаром. Прирост цен составил от 10,1% до 28,2%, сообщает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. В регионе средняя цена замороженной неразделанной рыбы составила 130,95 рубля. Население с возмущение задает прежний вопрос: почему рыба, выловленная буквально у порога дома, в Охотском море, продолжает дорожать?
Ответ на этот и другие вопросы даёт в своём комментарии президент региональной Ассоциации рыбопромышленников, депутат Магаданской областной Думы Михаил Котов.
«Если проанализировать экономику крупных рыбодобывающих компаний, входящих в нашу Ассоциацию, здесь вы увидите, что все они продают продукцию на грани себестоимости, подчеркнул Михаил Котов. - Есть одно «но». Предприятия не имеют собственной розничной сети, они лишь добывают и перерабатывают рыбу. Далее реализуют оптом. К примеру, ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» отдает минтай по 65 рублей за кило, сельдь по 35. Думаю, любой магаданец обрадовался бы таким ценам, если бы повстречал их в ближайшем магазине. Но сталкиваются они с другим порядком цен: минтай уже по 120-150 рублей.
Вот почему, оказавшись на прилавках, эта же продукция становится в два раза дороже! Вот так розница имеет двойную прибыль, не имея флота, рыбоперерабатывающих заводов, ремонтных мастерских, большого штата специалистов, за которыми стоит нелегкий труд - судоводителей, технологов, рыбообработчиков, инженеров... Так почему у нас по привычке все вопросы о дорогой рыбе сыплются на голову производителей, и никто упорно не хочет регулировать обдирательскую политику перепродавцов, число которых от рыбака до прилавка порой доходит до десятка. Не пора ли навести порядок в торговле и вопросе доступности продуктов питания? И не только рыбы, но и любой продукции, которая более востребована, - мяса, молочки, овощей и фруктов.
А разве дешевеют молоко и помидоры, хлеб и картофель? - задает ответный вопрос Михаил Котов. - Я ежеквартально направляю в региональное и российское правительство, Росрыболовство и министрам всех уровней отчеты о структуре затрат по рыбохозяйственным предприятиям. 36 % затрат, а иногда доходило и до 56, по всем предприятиям Магаданской ассоциации рыбопромышленников составляет стоимость топлива. Вторая значительная статья расходов - зарплата, далее расходные материалы - тара и наживка. Если смотреть сельдь, то процент рентабельности здесь не более восьми. Это же не сверхдоходы, а убытки рыбаков. И когда говорят о снижении цены на тот же минтай, нужно сначала провести серьезный анализ и спросить рыбака - что сделать для того, чтобы улов был не таким дорогим? Это обычная арифметика.
В первых числах августа закончился промысел всех основных объектов. Это значит, что с сентября по март будущего года суда будут простаивать без объемов, экипажи без зарплаты, капитаны разбегутся в поисках лучшей жизни. И кто будет содержать это хозяйство 8 месяцев без работы? Росрыболовство или местная власть? Это ложится на плечи предприятия, которое отработало всего три месяца и освоило все объемы.
Можно ли нам снизить цену на рыбу, не работая 8 месяцев в году, но при этом платить зарплату? - спрашивает Михаил Котов. - Рыбак такой же человек, как и все население. Он хочет купить для семьи помидоры за 450 рублей и жимолость за 500, черешню за 800 и молоко за 120. Но тогда давайте выравнивать все цены, как практикуется в мире. Чтобы помидоры стоили 1 евро, а рыба 10, чтобы топливо не занимало в структуре себестоимости гигантский процент, а лишь 10-12. Я не вижу, чтобы золотопромышленники и нефтяники снижали цену, дешевели авиабилеты и местная сельхозпродукция. Но все подряд вдруг стали специалистами в рыбодобывающей отрасли и дают космические советы по ее реформированию. Не напоминает ли вам это диалог профессора Преображенского и Шарикова из Булгаковского «Собачьего сердца»?
Кстати, сегодня в Беринговом море простаивает без работы судно «Морской Волк» Тихоокеанской рыбопромышленной компании. И только потому, что у капитана нет оригинала разрешительного билета, который должен находиться на судне. Чтобы продолжать лов, организовали его доставку во Владивосток, затем срочно нашли судно-курьер в Южной Корее для передачи в район промысла. «Морской Волк» и компания теряют в сутки почти 15 тысяч евро (около миллиона рублей), это ведь тоже составляющая себестоимости добываемой продукции. А куда тогда делись современные средства связи, спутниковые системы и межведомственное взаимодействие, когда достаточно трех минут, чтобы пограничникам увидеть в компьютере оригинал разрешительного билета?
Решением вот этой нелепой и надуманной проблемы нужно заниматься законодательной и исполнительной власти, контролирующим и правоохранительным органам, - убежден Михаил Котов, - а не призывать к популистскому снижению цен на рыбу. На кого теперь переложить эти непонятные затраты с транспортировкой разрешительного билета? Получается, на самих рыбаков. С таким подходом мы не только не сможем снизить цены, к чему стремимся, мы просто-напросто разоримся».
Этот пример еще раз говорит, если не кричит, о несовершенстве нашего законодательства в рыбной отрасли и его скорейшем реформировании, подчёркивает Михаил Котов. Он должен прозвучать в Кремле, на заседании Президиума Госсовета России, где, как ожидают рыбаки, им протянут руку помощи.