Утилизационный сбор является разовым платежом, который импортеры, производители или покупатели транспортных средств платят государству для обеспечения экологической безопасности. То есть, это деньги, которые в будущем должны быть потрачены на утилизацию техники. Утилизационный сбор введен в 2012 году одновременно со вступлением России во Всемирную торговую организацию и снижением ввозных пошлин на автомобили. 100% доходов от данного сбора зачисляются в федеральный бюджет.
Федеральным законодательством предусмотрен ряд преференций, в том числе отмена утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Размер утилизационного сбора зависит от базовой ставки, определяемой Постановлением Правительства РФ, и коэффициента расчета, который также устанавливает Правительство РФ в зависимости от типа техники, её возраста, технически допустимой массы и объема двигателя.
Как рассказал Игорь Розинов, с 2016 года утилизационный сбор распространен на самоходные машины - грейдеры, бульдозеры, экскаваторы и другую технику. Базовая ставка тогда составляла 150 тыс. рублей, а с июня 2018 года - 172,5 тыс. рублей, коэффициент стал привязан к мощности двигателя. Целью этих поправок являлось снижение импорта бывшего в употреблении, неэкологичного транспорта, а также обновление парка техники за счет новых машин. В 2023 году увеличились коэффициенты расчета по отдельным видам техники: самосвалы и тягачи, бульдозеры, фронтальные, мини- и вилочные погрузчики, грейдеры, катки, прицепы, карьерные самосвалы.
- Размеры утилизационного сбора на горное и строительное оборудование не имеют под собой технологических и экономических расчетов во сколько действительно обходится утилизация, - уверен Игорь Розинов. - Фактические затраты на утилизацию отработанной техники зависят от множества условий и технологических параметров, а также территории работы. Например, утилизация тяжелого бульдозера на севере Якутии обойдется в несколько раз дороже, чем в центральных районах страны.
Парламентарий отметил, что вызывают вопросы и коэффициенты, и привел примеры: сбор за будущую утилизацию 32-тонного и 800-тонного экскаваторов оценивается одинаково - в 1,6 млн рублей, при этом утилизировать 34-тонный колёсный погрузчик, как и 100-тонный, почти вдвое дороже – 2,5 млн. рублей. «В технологическом плане вряд ли утилизировать экскаватор проще, чем колесный погрузчик. Сомнительно также, что на утилизацию маленького 3–5-тонного бульдозера стоимостью 1-2 млн рублей потребуется свыше 800 тысяч рублей. Как показывает практика, стоимость утилизации машин и оборудования малой мощности не превышает 30% их стоимости и укладывается в диапазон от 200 до 500 тыс. рублей», - рассказал Игорь Розинов.
Депутаты сошлись во мнении, что суммы утилизационного сбора не являются реальной стоимостью утилизации техники: все типы машин состоят на 95% из высококачественного металла, в случае необходимости сдаются на металлолом.
Сергей АбрамовПредседатель Магаданской областной Думы
- Утилизационный сбор на спецтехнику делает непривлекательными цены как на старое оборудование, так и значительно повышает стоимость нового. Это негативно влияет на работу предприятий многих сфер экономики, в том числе базовой для нашего региона – горнодобывающей. Новая импортная техника на территорию России не завозится, а отечественный производитель не успевает нарастить мощности для импортозамещения. Некоторые типы техники в стране вовсе не производятся. Любые обходные схемы приводят к удорожанию и увеличению сроков поставок. В то же время бывшая в употреблении техника позволила бы снизить издержки, - поясняет Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов.Как считают депутаты, сегодня целесообразно снизить на 90% ставку утилизационного сбора на бывшую в употреблении технику. Также возможно сделать снижение ставки временным с последующим увеличением по годам, определить в этом проекте «пилотным» регионом Магаданскую область за счет наличия режима Особой экономической зоны, предусмотреть введение дополнительного разграничения ставок утилизационного сбора по «возрасту» техники для исключения ввоза на территорию РФ оборудования в непригодном к эксплуатации состоянии.
Сергей Абрамов уточнил, что данные предложения потребуют не изменения законодательства в целом, а лишь пересмотра базовой ставки, «поэтому можно их рассматривать как временные для поддержки производственных компаний в текущих геополитических условиях».
- Положительный эффект видим в снижении себестоимости продукции компаний, использующих в производстве импортную технику, поддержке золотопромышленного комплекса, наращивании торгового оборота с дружественными странами за счет снижения затрат на ввоз бывшей в употреблении техники, увеличении поступлений утилизационного сбора в федеральный бюджет и налоговых доходов бюджетов различных уровней благодаря увеличению норм прибыли, роста производств и количества рабочих мест. Эти предложения планируем вынести на федеральный уровень, - заключил спикер колымского парламента.