По информации министра финансов Магаданской области Дианы Самандас, в первом чтении доходы областного бюджета на 2023 год утверждены в объеме около 44,2 млрд. руб., расходы – около 44,5 млрд. руб., дефицит - 328,8 млн. рублей. Прогноз доходов на 2024 год - 47,7 млрд. руб., расходов – 47,9 млрд. руб., на 2025 год - 44,7 млрд. руб и 45,6 млрд. руб. соответственно. На 2023 год общий объем налоговых и неналоговых доходов спрогнозирован в сумме 36,8 млрд. рублей. Налог на прибыль организаций - 12,8 млрд. руб., НДФЛ – 10,5 млрд. руб., НДПИ – 6,2 млрд. руб. Объем безвозмездных поступлений на 2023 год к первому чтению составляет 7,3 млрд. руб.
Оплату труда отдельных категорий работников повысят с 1 октября на 4%, индексацию публичных нормативных обязательств с 1 февраля на 4%, и с 1 сентября – стипендий студентов СПО системы образования области, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов. На госпрограммы области заложено в 2023 году около 43,3 млрд. руб. На реализацию нацпроектов в следующем году будет направлено 3,3 млрд. руб., из них 3 млрд. руб. – средства федерального бюджета.
Однако риски возникают в связи с санкционным давлением на Россию в вопросах реализации золота, - если проблему не решить, возникнут сложности с исполнением бюджета региона.
Сергей АбрамовПредседатель Магаданской областной Думы
- Основные налогоплательщики в Магаданской области – это недропользователи, и от их эффективности и исполнения ими своих производственных планов зависит, в том числе, наполняемость бюджета, - пояснил председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов. - У нас в бюджете на протяжении нескольких периодов основным налогом является налог на прибыль. Это характеризующий показатель, он определяет качество и состояние нашей промышленности в целом. Но базовая сфера – это недропользование и энергетика. От того, как эти предприятия реализуют свои производственные планы, зависит, можем ли мы рассчитывать на стабильность налоговых поступлений.
Сегодня весь мировой рынок золота находится в динамичном состоянии, в силу санкций в отношении нашей страны в вопросах реализации драгметалла много неопределённости на торговых площадках, куда он традиционно шел.
Мы добываем достаточно большие объемы, и, если в этом году вышли на 52 тонны, то на следующий год оптимистично заложено более 56 тонн. Безусловно, чем больше мы добываем, тем в большем объеме налогооблагаемая база поступает в доходы бюджета. Но нам до сих пор не ясны цепочки, связанные с реализацией золота. Товар есть, золото произведено, его надо реализовать по достойным ценам, чтобы эти затраты покрывали производственный цикл и добычу, иначе нет смысла добывать.
Эти вопросы можно решить только совместно с Правительством РФ и Центральным Банком России. Мы на завершающем заседании весенней сессии приняли обращение в адрес российского Правительства, чтобы был пересмотрен механизм и возможности реализации золота, и внесли другие варианты реализации его производителями: сделать из золота товар, который бы был в собственности недропользователей, и они сами найдут источник реализации. Этот вопрос не нашел окончательного решения. Это основной и главный риск.
Энергетика – тоже важная сопутствующая отрасль. Насколько будет успешна добыча драгметалла, а недропользователи у нас – основные потребители, кроме того, транспортно-логистические предприятия тоже осуществляют перевозку грузов и материалов, и все они завязаны на этот цикл. Если эти цепочки нам удастся реализовать, то мы сможем рассчитывать на хорошую наполняемость бюджета.
В проекте бюджет Магаданской области устойчив и надежен. Но это – в цифровых показателях. В прошлом году в первом чтении он составлял по доходам 41 млрд рублей, сейчас мы закладываем на начальном этапе 44 млрд рублей. Но бюджет – это финансовый план, и эта сумма пока не учитывает в полном объеме федеральное финансирование. Надо еще, чтобы он был реализован. Здесь потребуется много работы из депутатов областной Думы, и правительства региона и недропользователей. Никто руки опускать не должен. Эти планы должны быть выполнены, от этого зависит стабильность территории и работы ее социально-бюджетной сферы, здравоохранения, образования, культуры, спорта, - потому что бюджетная сфера не зарабатывает, а содержится за счет региональной казны. Мы определили довольно широкий перечень социальных гарантий, в том числе в отношении мобилизованных граждан, контрактников и добровольцев, которые принимают участие в специальной военной операции.
Сергей Абрамов добавил, что при формировании бюджета на 2022 год была заложена сумма доходов в 38 миллиардов рублей, а к концу года доходы уже достигли почти 52 миллиардов. На следующий году параметры бюджета тоже будут корректироваться.