МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре полным ходом идут репетиции постановки чеховской пьесы «Дядя Ваня», премьеру которой зритель увидит 11 ноября. Ставит ее приглашенный из Иркутска режиссер Андрей Штейнер, пишет "Магаданская правда".
Это его вторая встреча с нашей труппой. В прошлом году он поставил на магаданской сцене социальную драму «Эти свободные бабочки» по пьесе американского драматурга Леонарда Герша. Процесс воплощения нового спектакля всегда мучителен, как вынашивание ребенка, и непременно обоюдный с актерами. На площадке режиссер ищет решения, выстраивает мизансцены, определяет характер и взаимодействие персонажей, оживляет их.
Легко ли ставить сегодня классику, когда различные экспериментаторы уже настолько осовременили ее до неузнаваемости, что публика боится встречи с таким «искусством», и на каком языке будут говорить со зрителями артисты в этом очередном прочтении Антона Павловича?
– Чехов сам уже в свое время так наскандалил, создав новую драматургию, – объясняет Андрей Штейнер, — что превзойти его в этом трудно. Но театр все-таки существует не для скандала, а для некоего диалога. И когда сегодня ставишь Чехова, понимаешь, что он опередил весь модерн и постмодерн еще сто лет назад. И мы черпаем идеи из него, а не пытаемся втиснуть в сегодняшние критерии. Чехов сам по себе гораздо богаче, объемнее любых интерпретаций. И все это позволяет с огромным увлечением и любовью работать над его пьесами. Мне не надо доказывать, что Чехов – великий автор. Просто хочется с ним соприкоснуться.
По мысли Андрея Штейнера, главная задача его, как режиссера-постановщика, а также труппы – это дотянуться до той высокой планки, заданной гениальным драматургом, чьи размах и величие признаны во всем мире. Чеховские пьесы ставят и в Европе, и в Америке, и на всех остальных континентах. Чем актуален сегодня Чехов? Для Андрея Штейнера это вообще не вопрос. Чехов будет всегда будоражить режиссеров и артистов вместе со зрителями своей главной темой – человеческого предназначения.
– Ради чего мы живем, востребован ли ты? Какой след ты оставишь после себя на этой планете? И вся та неудовлетворенность, заложенная в людях, останется с нами вечно. В этой постановке разговор идет о каждом из нас. Это не о чеховских героях, а о нас самих. На что мы тратим свои жизни, нервы, силы? – продолжает режиссер.
И тем не менее, несмотря на непреходящую актуальность Чехова, спектакль будет решен Андреем Штейнером в традиционном стиле. Это не современная история, время действия не переносится им в 21-й век, а оставлено в конце 19-го. Но вся изюминка заключается в постановке нужных акцентов и созвучии с жизнью сегодняшней России. От этого зависят способ существования на сцене, манера исполнения, перекличка героев.
Андрей Штейнер своей постановкой «Дяди Вани» ищет сегодняшнего героя. И здесь он не противоречит драматургу. Все восемь персонажей пьесы по-своему важны. Тут нет центрального героя. Каждый несет свою особую составляющую в общем ансамбле. И вместе с тем драма вырождающегося помещичьего сословия на стыке 19-го и 20-го веков и определила все метания чеховских героев в «безгероическое время», лишенное высоких идей и идеалов.
Простое и бездарное проедание наследства, оставленного великими предками, не это ли стало прологом к революции, которая смела патриархальную паутину несколько раз заложенных поместий и вырубила вишневые сады? И вновь ставя Чехова, не боявшегося озвучивать неудобные вопросы, не принятые к обсуждению в приличном обществе, мы смотрим сквозь зеркальную призму чеховских пьес на самих себя в сегодняшней исторической парадигме, которая через следующие сто лет для кого-то другого станет очередным уроком, поводом для раздумий и действий.
Ну а мы сами, посмотрев 11 ноября очередную постановку «Дяди Вани», не сможем уже выйти из зала прежними, потому что информация к размышлению, заданная великим драматургом и пытливым режиссером, никого не должна оставить равнодушным.