О чем шумит "Оранжевый шум"? В Магадане проходит выставка художницы Натальи Гончаровой



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Партнер проекта - компания "Тихрыбком"

В Магадане при поддержке "Тихоокеанской рыбопромышленной компании" проходит персональная выставка художницы Натальи Гончаровой.

Называется она "Оранжевый шум", открылась в конце апреля и уже успела произвести немало шума, поскольку стала одним из самых необычных и неоднозначных явлений в социально-культурной жизни магаданцев последних лет.

Необычность как в содержании - проект посвящен "неудобной" проблематике отношений нашего общества к трудовым мигрантам из Центральной Азии, так и в форме. Живописные полотна здесь соседствуют со скульптурой, коллажем, инсталляцией и национальной вышивкой, придающей безликому оранжевому жилету рабочего индивидуальность, "лицо".

Каждая работа художника несет свою смысловую нагрузку. Имеет значение и расположение экспонатов.

На входе зрителя встречают баннеры, на которых почти две сотни фотографий реальных людей - с именами и названиями городов, откуда они приехали в Магадан на заработки.

"Сначала была мысль сделать парадные портреты, - поясняет Наталья Гончарова, - но попытка воплотить ее оказалась неудачной: люди перед камерой тревожились, смущались. Поэтому остановилась на репортажной съемке в процессе работы".

Автору проекта пришлось для этого изрядно потрудиться:

"Сначала созванивалась с работодателем, объясняла, что хочу и зачем, мне назначали время и место встречи, приезжала на локацию, опять объясняла, выслушивала, что дура, что делать мне нечего и что лучше бы русских снимала. Не везде, конечно. Но зачастую".

Фотографировала мигрантов только с добровольного письменного согласия, подчеркивает Наталья. И заодно отвечала на вопрос, где будет проходить выставка и как на нее попасть.

"Желание сходить выразили многие приезжие, правда, не у всех это получится: галерея в будни работает до 18 часов, в то время как у них рабочий день до семи-восьми, а то и десяти вечера, и нет выходных. Но некоторые все же уже нашли возможность и посетили выставку. И все правильно поняли", - говорит художница.

Из книги отзывов:
"Интересная выставка не на простую тему, о которой вслух не принято говорить. Твои работы заставляют остановиться и задуматься. Спасибо!"

Концептуально важная часть выставки - текст, поясняющий замысел автора: помочь обществу продраться через негатив и предрассудки и увидеть за безликой серой массой живого человека.

Текст на четырех языках - русском, узбекском, таджикском и киргизском. Переводом занимались носители языков, которые сами являются мигрантами в России.

Также есть варианты текста, адаптированные для детей и людей с ментальными особенностями. "Мне показалось, что раз проект инклюзивный, то инклюзия должна быть всесторонней", - пояснила Наталья.

Основная часть выставки построена на чередовании параллельных линий: обретшие индивидуальность оранжевые жилеты - живописные полотна.

Почти все картины представляют собой оммаж, отсылки к легко узнаваемым работам известных художников, но с иным прочтением.
Так, "Московская готика" вызывает в памяти "Американскую готику" Гранта Вуда, "Вышивальщица" - "Кружевницу" Яна Вермеера. "Девушка с дыней" навевает образ мадонны с младенцем, а "Вавилонская башня" Питера Брейгеля становится символом современного общества, которое одновременно строится и рушится, поскольку у фундамента нет прочности из-за заложенных в нем глубоких социальных ошибок.

Особое внимание магаданцев, судя по отзывам, обратила работа с оригинальным сюжетом "Папа, мы соскучились".

"Идея с детьми появилась, когда проект был уже почти готов, - поясняет художница. - Захотелось посмотреть на вопрос со стороны семьи мигранта, которая ждет его дома. Дети рисуют папу, крепят рисунки на холодильник магнитиками "Ташкент" и "Москва". Рисунки, кстати, настоящие - их действительно рисовали дети по моей просьбе".

Из книги отзывов:
"Спасибо, очень взволновало, до слез. Мне понравился формат предложенной темы. Действительно, не стали ли мы шовинистами?
Картина "Папа, мы соскучились" просто запала в душу. Самая чувствительная для меня оказалась. Будем смотреть с душой и так же относиться ко всем людям разной национальности".

Строительная каска, лапша быстрого приготовления, лепешка - главные атрибуты собирательного образа рабочего-мигранта в представлении россиян. О скудости этого стереотипа автор напоминает композицией из керамики

А однобокость и категоричность публичного обсуждения темы трудовой миграции в России автор показала коллажем из газетных вырезок с заголовками вроде: "Я не расист, но...". И он не зря размещен ближе к выходу с экспозиции.

"Как напоминание, что зритель свободен в своих суждениях. Он волен не думать об этом, если не хочет. Все понимаю: жизнь сложна, у всех свои заботы.

Меньше всего мне хотелось бы поучать, морализаторствовать. Есть стремление работать через любовь и уважение человека к человеку", - говорит Наталья.

По ее словам, коллаж "[Не] мое дело" наибольший отклик получил у зрителей в Екатеринбурге, где в ноябре 2021 года в Ельцин Центре состоялась премьера "Оранжевого шума". Выставка имела большой успех, о ней много говорили и писали.

В частности, благосклонную рецензию на "парадные портреты непарадных людей" дала руководитель научно-исследовательского отдела Екатеринбургской академии современного искусства Анастасия Егорова.

«Работы Натальи Гончаровой делают видимым то, что большинство людей старается не замечать и помещать в слепую зону – приезжающих из других республик и других стран, людей в оранжевых жилетах, чей труд, зачастую, остается невидимым и недооцененным. Произведения Гончаровой дают шанс каждому развить способность к эмпатии и сопереживанию Другому», - говорится в статье Егоровой.

В этом году магаданская художница планировала выставить "Оранжевый шум" в Москве, однако на это не решилась ни одна столичная галерея: тема "взрывоопасная".

Из книги отзывов:

"Ваш труд - это историко-социальное исследование, требующее не только знаний, но и душевных сил, чтобы говорить о том, о чем зло молчат или громко возмущаются.
Это мастерство, которым нужно дышать!"

Решиться на домашнюю выставку Наталье было совсем непросто.

"Дома выставляться гораздо страшнее, чем где-то. И потому, что много знакомых, и потому, что обстановка более жесткая, чем в том же Екатеринбурге: у нас на 130 тысяч жителей 30 тысяч - трудовые мигранты, и это только официальная статистика.

Даже от близких людей выслушала много всего, когда готовила выставку. Был момент, когда почти отказалась от затеи".

Дело не в критике, объяснила Наталья. Она боялась еще больше разочароваться в людях. Сильнее этого страха оказалась вера в земляков.

"Глобально, проект - не о мигрантах, а о нас. Мы сейчас боремся с национализмом в другой стране, но ведь его зачатки вырастают именно вот так, демонстрацией пренебрежительного отношения к тем, кого не считаем своими. Пестуем нелюбовь в себе, выращиваем нелюбовь к себе у них, не задумываясь, к чему это приведет.

Мы можем как угодно относиться к миграционной политике правительства, и мы не можем влиять на нее. Но в силах изменить свое отношение - пусть не к происходящему, а к конкретному человеку, с которым сталкивает жизнь. К дворнику, уборщице, подсобному рабочему.

Если этот человек тебе лично не сделал ничего плохого, зачем ты транслируешь плохое отношение к нему? Это прежде всего о тебе самом история, а не об объекте твоего неудовольствия, верно?

Мне кажется, если бы каждый из нас следил за культурой поведения, мы бы жили в совсем другом мире".

Насколько оправданны опасения Натальи разочароваться в людях, покажет время. Пока же магаданцы выражают художнице благодарность за мужество и мастерство. И еще за науку.

"Самое приятное: несколько человек признались, что после посещения выставки и размышлений над увиденным начали здороваться с уборщицами в своих подъездах, говорить спасибо и желать хорошего дня дворникам, таксистам, грузчикам. И получать посылы добра в ответ. Значит, все не зря".

Наталья Гончарова выражает огромную признательность "Тихоокеанской рыбопромышленной компании" за материальную помощь в организации выставки и моральную поддержку.

"Мы рады, что магаданский зритель наконец увидел проект, получил, так сказать, приглашение к обсуждению сложной темы.
Наталья - настоящий мастер и большой души человек, мы невероятно горды за нее и полностью поддерживаем в главном: меняя мир к лучшему, начни с себя", - сказал генеральный директор ООО "Тихрыбком" Михаил Котов.

Выставка "Оранжевый шум" проходит в галерее современного искусства культурно-спортивного комплекса "Металлист" до конца мая. Приходите.

Из книги отзывов:

"В жизни нам так не хватает добра и заботы о ближнем, чувства сострадания друг к другу, и не важно, какой ты национальности.
Я почувствовала любовь художника Наташи к людям. Надеюсь, замечательный проект "Оранжевый шум" заставит людей задуматься о вечном".

О чем шумит "Оранжевый шум"? В Магадане проходит выставка художницы Натальи Гончаровой



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки