МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Глава Магадана принял решение приобрести у историко-исследовательского поискового клуба «Артефакт» вагон магаданской железной дороги. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе мэрии г. Магадана.
Он будет направлен на реставрацию. При этом, как сообщил градоначальник, его обустройство проведут как музея железной дороги Колымы. А местом установки в Магадане, скорее всего, станет улица Приморская, откуда и начинали свой путь составы от старого пирса. Отметим, что насыпь, шпалы, рельсы под вагоном будут также восстановлены.
- С Юрием Михайловичем Казетовым мы давно разыскивали этот паровоз, его называли «Кукушка», он тащил составы узкоколейной железной дороги, но их уже на территории области не осталось. А тот единственный экземпляр, что нам ранее предлагали в Грузии, был для нас очень дорогим.
К слову, «Кукушками» называли маленькие паровозы, работавшие на узкоколейках. Маленький паровоз не мог издать могучий рев магистрального исполина. Звук гудка был больше похож на кукование, за что паровозы и получили свое прозвище. Позже «кукушками» стали называть вообще любые поезда местного значения (как правило, для рабочих каких-нибудь удаленных предприятий), состоящие из локомотива и одного-двух вагонов.
История узкоколейных железных дорог на территории современной Магаданской области началась с появления рельсового пути узкой колеи в окрестностях строящегося города Магадана, в долине реки Магаданки. Ж/д действовала на территории «Дальстроя» с конца 30-х по 1956 год и проходила от Магадана до Палатки.
Справка: Необходимость постройки местных лесовозных дорог была продиктована острой нехваткой строительных материалов и топлива для строящегося города. Первая линия (по долине реки Магаданки) была построена уже в 1932 году, общая длина её составляла около 16-ти километров, ширина колеи — 750 мм. В течение 1930-х годов к основной линии было пристроено ответвление вдоль долины реки Каменушки, протяжённостью около 9 км.
1 января 1940 года был подписан приказ о строительстве узкоколейной дороги Магадан-Палатка, уже весной того же года началось строительство. Первый участок был сдан в эксплуатацию в 1941 году, а к 1950 году строительство было полностью закончено. Общая протяжённость дороги составляла чуть более 90 км, ширина колеи -750 мм. Подвижный состав железной дороги Магадан-Палатка состоял из 21 паровоза и 320 вагонов. Вдоль дороги располагалось семь железнодорожных станций: Магадан, Уптар, Мыс Пограничный (Сплавная), Лесная, Красавица, Хасын, Палатка и четыре разъезда: 12-й км, Дукча, Водяной, Хабля. Управление дороги размещалось к 50-му году в Уптаре.
В 1956 году узкоколейка была признана нерентабельной и движение поездов по ней прекратилось. Окончательно дорогу разобрали к концу 50-х.