МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В День микрорайона Автотэк, грузовой автомобиль ЗИЛ-164 - символ трудовой славы водителей и ремонтников Магадана и всей территории - торжественно проехал по улицам областного центра, чтобы занять место на специально приготовленном постаменте на площади перед домом культуры автотранспортников.
На постамент легендарный ЗИЛ водрузят уже во второй раз. 30 октября 1980 года машину поднимали на пьедестал перед въездом в микрорайон Автотэк. Несколько лет назад он был убран из-за начавшейся сквозной коррозии, и вот сегодня машина вернулась на свое законное место.
За восстановление машины, которую потрепали время, погодные условия, взялись специалисты ПАО «Магаданэнерго» и ОАО «Автотэк». Они покрасили ЗИЛ, заменили фары и стекла, провели рихтовку кабины, восстановили кузов и двигатель, отремонтировали ходовую часть, и теперь автомобиль полностью восстановлен и технически исправен.
В свой второй день рождения обновленная легенда под сопровождение мотоциклистов проехала по маршруту: улица Советская – проезд Вострецова – улицы Коммуны – Билибина – Телевышка – проспект Ленина – кольцо 31 квартала – улица Берзина, приковывая внимание горожан.
Кстати, не зря машина будет жить именно возле ДК автотранспортников - история Автотэка и ЗИЛа связаны неразрывно.
Старейшее автотранспортное предприятие региона и России ОАО «Автотэк» появилось в далеком 1932 году, когда была основана Магаданская автобаза. А спустя 32 года она была реорганизована в Магаданский комбинат транспортно-экспедиционного обслуживания «Автотэк». В Магаданской области ЗИЛ-164 массово эксплуатировался именно автотранспортным предприятием Автотэк. Всего сюда было завезено 200 автомобилей. Однако в условиях колымского бездорожья колесная база с приводом на задний мост, применявшаяся на ЗИЛ-164, сильно осложняла работу водителей при доставке грузов в труднодоступные районы региона. Грузоподъемность в 4 тонны оказалась недостаточной для быстроразвивающейся Магаданской области, когда деятельность предприятий напрямую зависела от бесперебойности поставок грузов.
Выход из ситуации нашел колымский водитель К.П. Чумак. Он установил на свой ЗИС-150 (предшественник ЗИЛ-164, имевший схожие характеристики) третью ось. Его примеру последовали остальные водители. Установка третьей оси колымскими умельцами позволила увеличить грузоподъемность ЗИЛ-164 в 1,5 раза (с 4 до 6 тонн), вдвое - межремонтный пробег автомобиля (с 80 до 160 тысяч км). Именно опыт магаданских мастеров был принят во внимание при проектировании и массовом выпуске полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 и длиннобазового ЗИЛ-133.
30 октября 1980 года последний из 200 автомобилей ЗИЛ-164 предприятия «Автотэк», проработавший более 30 лет, стал на вечную стоянку, а сегодня – вернулся на нее.
Под аплодисменты горожан легендарный ЗИЛ-164, в рамках празднования Дня микрорайона Автотэк, сегодня въехал на площадь перед ДК. С машиной могли сфотографироваться все желающие, а ночью автомобиль водрузят на постамент.