На постамент легендарный ЗИЛ водрузят уже во второй раз. 30 октября 1980 года машину поднимали на пьедестал перед въездом в микрорайон Автотэк. Несколько лет назад он был убран из-за начавшейся сквозной коррозии, и вот сегодня машина вернулась на свое законное место.
За восстановление машины, которую потрепали время, погодные условия, взялись специалисты ПАО «Магаданэнерго» и ОАО «Автотэк». Они покрасили ЗИЛ, заменили фары и стекла, провели рихтовку кабины, восстановили кузов и двигатель, отремонтировали ходовую часть, и теперь автомобиль полностью восстановлен и технически исправен.
В свой второй день рождения обновленная легенда под сопровождение мотоциклистов проехала по маршруту: улица Советская – проезд Вострецова – улицы Коммуны – Билибина – Телевышка – проспект Ленина – кольцо 31 квартала – улица Берзина, приковывая внимание горожан.
Кстати, не зря машина будет жить именно возле ДК автотранспортников - история Автотэка и ЗИЛа связаны неразрывно.
Старейшее автотранспортное предприятие региона и России ОАО «Автотэк» появилось в далеком 1932 году, когда была основана Магаданская автобаза. А спустя 32 года она была реорганизована в Магаданский комбинат транспортно-экспедиционного обслуживания «Автотэк». В Магаданской области ЗИЛ-164 массово эксплуатировался именно автотранспортным предприятием Автотэк. Всего сюда было завезено 200 автомобилей. Однако в условиях колымского бездорожья колесная база с приводом на задний мост, применявшаяся на ЗИЛ-164, сильно осложняла работу водителей при доставке грузов в труднодоступные районы региона. Грузоподъемность в 4 тонны оказалась недостаточной для быстроразвивающейся Магаданской области, когда деятельность предприятий напрямую зависела от бесперебойности поставок грузов.
Выход из ситуации нашел колымский водитель К.П. Чумак. Он установил на свой ЗИС-150 (предшественник ЗИЛ-164, имевший схожие характеристики) третью ось. Его примеру последовали остальные водители. Установка третьей оси колымскими умельцами позволила увеличить грузоподъемность ЗИЛ-164 в 1,5 раза (с 4 до 6 тонн), вдвое - межремонтный пробег автомобиля (с 80 до 160 тысяч км). Именно опыт магаданских мастеров был принят во внимание при проектировании и массовом выпуске полноприводного автомобиля ЗИЛ-131 и длиннобазового ЗИЛ-133.
30 октября 1980 года последний из 200 автомобилей ЗИЛ-164 предприятия «Автотэк», проработавший более 30 лет, стал на вечную стоянку, а сегодня – вернулся на нее.
Под аплодисменты горожан легендарный ЗИЛ-164, в рамках празднования Дня микрорайона Автотэк, сегодня въехал на площадь перед ДК. С машиной могли сфотографироваться все желающие, а ночью автомобиль водрузят на постамент.
