МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Однозначного ответа на этот вопрос руководители правоохранительных органов и судов пока не дают.
В марте в городской прокуратуре состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, на котором рассматривался вопрос о расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В рамках этого вопроса была поднята чрезвычайно актуальная для следователей и дознавателей проблема квалификации и доказывания преступлений, связанных с содержанием притонов для потребления наркотиков. Злободневность проблемы вызвана тем, что в разных регионах Российской Федерации сложилась различная судебная практика за осуждение и оправдание лиц, занимающихся притоносодержанием. Парадоксальность ситуации заключается в том, что привлечение лица к уголовной ответственности во многом зависит от того, в каком регионе России он проживает.
Под наркопритоном принято понимать жилое или нежилое помещение, в котором систематически собираются люди с целью потребления наркотиков.
Наркопритоном могут признаваться не только помещения, но и специально приспособленные шалаши, землянки в лесных массивах, крыши многоэтажек, где созданы условия для потребления наркотиков.
Наркопритоны бывают разные. В одних - кого только нет! И проститутки, и алкоголики, и бомжи, и наркоманы. В другие - просто так не попадешь. Дверь открывают только после условного звонка, только своим, только по договоренности. Посетители такого наркопритона друг друга не знают, никогда друг с другом не встречаются. Жёсткая конспирация.
За организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ статья 232 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Если говорить об общественной опасности данного вида преступления, то она состоит в том, что содержатель притона создаёт благоприятные условия для изготовления, сбыта и немедицинского потребления наркотиков. Иными словами, наркопритоны способствуют распространению наркотиков и вовлечению в процесс систематического потребления новых лиц, ранее, может быть, лишь эпизодически потреблявших наркотики, тем самым увеличивая число наркоманов.
Зачастую в наркопритонах происходит и склонение к потреблению наркотиков, что является уголовно наказуемым деянием.
Поэтому пресечение, выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволяет существенно ограничить доступность наркотических средств, являясь одной из важнейших задач органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Как сообщил РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" главный специалист-эксперт РУ ФСКН РФ по Магаданской области Людмила Антипова, в 2009 году в производстве следственного отдела Регионального управления наркоконтроля по Магаданской области находилось 8 уголовных дел по фактам притоносодержания, примерно столько же, что и в предыдущие годы. Одно из них - в отношении участницы организованной группы. Молодая женщина обвинялась в совершении 10 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В том числе, в сбыте наркотиков в особо крупных размерах и в содержании наркопритона.
В свои 26 лет гражданка Зайчикова имела уже богатый опыт общения с наркополицейскими.
Первый раз в отношении её было возбуждено уголовное дело за посреднические услуги в приобретении наркотиков в крупном размере. Тогда она была осуждена городским судом по ч.5 ст.33 ч.1 ст.228 УК РФ на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
В период испытательного срока она продолжила совершать новые преступления. За хранение героина в особо крупном размере её осудили на 4 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с отсрочкой до 15 сентября 2022 года. Отсрочка была вызвана рождением ребенка. В ходе судебного разбирательства Зайчикова стала мамой, и суд принял во внимание это обстоятельство.
Однако воспитанием ребенка ей не суждено было заняться. Из роддома она выписалась одна, без малыша. По решению органов опеки новорожденный был помещен в дом малютки, поскольку мать не выполнила условия по лечению от наркомании. Зайчикова длительное время, задолго до и во время беременности, систематически употребляла наркотики, т.е. являлась наркоманкой. Рождение ребёнка и очередная судимость никак положительно не отразились на поведении молодой мамы. Она нигде не работает, продолжает продавать героин и для его употребления предоставляет квартиру, в которой проживает. Не бескорыстно, конечно.
По словам многочисленных свидетелей, проходящих по этому делу, купить наркотики не проблема. А вот место, где можно купить и сразу же употребить его, надо тщательно подыскивать. В этом смысле квартира Зайчиковой была очень удобна. У неё был выход на постоянный источник героина. Героин был хорошего качества и по сходной цене. Все лица, приобретавшие у Зайчиковой героин, признавались, что у неё они чувствовали себя безопасно. Можно было, не опасаясь неожиданного визита сотрудников правоохранительных органов, приготовить для употребления раствор героина, уколоться и находиться в состоянии наркотического опьянения. Одноразовые шприцы, необходимая посуда, таблетки для снятия аллергической реакции - всё всегда было под рукой.
Зайчикова строго соблюдала конспирацию и регулировала посещаемость своей квартиры потребителями наркотиков. Принимала исключительно по одному человеку. Если в квартире находился потребитель наркотиков, то очередного звонившего она просила подождать.
Однако, несмотря на соблюдение правил конспирации и использование условного языка для общения с потребителями наркотиков, о противоправной деятельности Зайчиковой стало известно оперативным сотрудникам РУФСКН России по Магаданской области. И за три года в отношении Зайчиковой было возбуждено третье уголовное дело.
Государственный обвинитель обвинение за притоносодержание не поддержал, посчитав собранные доказательства недостаточными для обвинения подсудимой по ст. 232 УК РФ. Зайчикову осудили как участницу организованной преступной группы за сбыт наркотиков в особо крупных размерах.
Приговор вступил в законную силу 9 декабря 2009 года. 10 лет колонии общего режима - таково наказание за содеянное.
Справедливости ради стоит отметить, что законопослушным гражданам не так уж и важно, по какой именно статье осужден преступник. Важно то, что человек, распространяющий наркотики, изолирован от общества и уже не имеет возможности предоставлять помещение для их изготовления и употребления. Людям важна безопасность. Общественный порядок. Отсутствие наркоманов, валяющихся на улицах и в подъездах домов. Важно, чтобы ради дозы не грабили и не убивали. Чтобы дети никогда не были жертвами чьих-то уловок и преступных замыслов. И в этом смысле Магадан - благополучный город.
Именно на это направлена каждодневная, не прекращающаяся и ночью, работа сотрудников Регионального управления наркоконтроля по Магаданской области. Их деятельность, в том числе и в тесном взаимодействии с сотрудниками других правоохранительных органов позволяет сдерживать незаконный оборот наркотиков на территории региона.