МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. И непогода не стала препятствием для проведения V семинара «Этнокультурное образование в полиязычном пространстве».
В поселке Эвенск Северо-Эвенского городского округа Магаданской области завершился слет лингвистов из Магадана, Якутии и Чукотки, в рамках которого прошли открытые уроки эвенского языка, мастер-классы, курсы повышения квалификации преподавателей родных языков, круглые столы и различные встречи.
Большая часть филологов и гостей семинара смогла вылететь в Эвенск еще 9 ноября. В этот отдаленный городской округ самолеты летают два раза в неделю, по понедельникам и четвергам. Тем же, кто намеревался отправиться на семинар 13 ноября, не повезло с погодой. Рейс дважды откладывали и только 15 ноября удалось вылететь рейсом компании ИрАэро из магаданского аэропорта. К этому моменту в Эвенске уже прошли основные мероприятия в рамках семинара. Но оставались еще несколько важных встреч, приуроченных к этому важному событию для колымских, якутских, чукотских языковедов, представителей общественных организаций коренных малочисленных народов Севера (КМНС), представителей регионального правительства и администрации городского округа, а также жителей поселка Эвенск.
Организаторы семинара приготовили в качестве «особого десерта» - стойбище «Дюканан», этнодеревню, разбитую в сквере у здания администрации Северо-Эвенского городского округа. Юрты и яранги представляли различные поселки этого округа. В каждой из них были представлены предметы традиционного быта аборигенов Колымы, блюда эвенской и корякской кухни, а также проведены мастер-классы по обработке шкур, косторезному мастерству и другим видам народных промыслов.
По словам главы Северо-Эвенского городского округа Руслана Марзоева, который приветствовал собравшихся на двух языках, русском и эвенском, культура не может существовать без родных языков. «Сегодня нам необходимо сделать все, чтобы передать молодежи свой опыт, - сказал глава округа, - надо приложить все силы, чтобы языки коренных народов не были забыты».
Угощения, которые приготовили участники этнодеревни, включало в себя, в первую очередь, дымящуюся, свежесваренную оленину, красную икру, вяленую рыбу, строганину, национальные лепешки, душистый, ароматный чай, северные ягоды в сахаре и другие деликатесы.
По словам начальника отдела по национальным вопросам и делам коренных малочисленных народов Севера правительства Магаданской области Ольги Стретович, имеется большая заинтересованность в сохранении национальных языков и традиционной культуры коренных этносов со стороны государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и научного сообщества. «Самыми обсуждаемыми вопросами на семинаре стали: преподавание родных языков, издание учебников и учебных материалов, совершенствование российского законодательства в сфере образования и сохранения национальных языков».
В течение недели в Эвенске проходили курсы повышения квалификации, мастер-классы, рассмотрены лучшие образцы этнокультурной практики общеобразовательных учреждений. В семинаре приняли участие более сорока педагогов из Магадана, республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа. В том числе, заведующая кафедрой «Северной филологии» Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Варвара Белолюбская, заведующая отделом этнопедагогических технологий Чукотского института развития образования и повышения квалификации Маргарита Тнескина и другие специалисты. Они провели занятия и мастер-классы, обменялись опытом с участниками культурно-образовательного семинара.
В этнодеревне «Дюканан» участники семинара смогли познакомились с материальной и духовной культурой коренных народов Севера. Они не только отведали традиционные блюда северной кухни, попрактиковались в приветствии на родном языке КМНС, выучили несколько обиходных фраз, но и воочию увидели основные приемы выделки шкур и меха, особенности резьбы по кости. По завершении дегустации блюд местной кухни, участники и гости форума провели круглый стол в школе-интернате им. Д. Б. Закирова, где были рассмотрены насущные вопросы и проблемы образования на родных языках. В частности, это нехватка учебников, трудности с их переизданием, согласно современным стандартам, а также, с поиском наследников умерших авторов советских учебных изданий для оформления авторского права и выплат гонораров. Имеется, как отметили участники семинара, и явная нехватка педагогических кадров. Кроме этого были рассмотрены и успехи, достижения в области сбережения национальных языков. По общему мнению, преподавание на национальных языках тесно увязано с сохранением и развитием традиционных видов деятельности КМНС, то есть, с оленеводством, рыболовством, ремеслами, народными промыслами, культурой и искусством аборигенов Севера. Вопросы образования на родных языках находятся в одном ряду комплексных мер по сбережению всего духовного и материального наследия КМНС.
В заключении последнего дня V семинара Этнокультурное образование в полиязычном пространстве» прошло торжественное подведение его итогов, награждение участников и активистов общественных организаций, а также концерт творческой самодеятельности, посвященный 25-летию Северо-Эвенской районной общественной организации КМНС.