Заселять Магадан эти крикливые создания начали в лихие 90-е. Не встречая противодействия, они быстро освоились и, похоже, стали полноправными жителями города. Однако их нашествие есть явление ненормальное, доставляющее горожанам многие неудобства. Можно ли потеснить чаек с магаданских крыш и улиц?
Сильный испуг
Воспринимать непрошеных гостий можно по-разному. Чайки оживляют магаданский пейзаж, придают ему неповторимый колорит морского города, просто радуют глаз, это верно. Но они же являются источником многих беспокойств для городского хозяйства и горожан. Гнездятся на крышах, собирают еду на помойках, пожирают голубей и какают на наши головы. А еще они очень громко общаются между собой - их неумолчные крики мы слышим сутки напролет с весны до глубокой осени. Ладно бы чайки только спать мешали, к этому можно притерпеться. Но как притерпеться к тому, что они нападают на людей?
Пережитым недавно страхом поделилась наша читательница Г.А. Рожкова. За неделю чайки атаковали ее три раза. Первый раз это случилось во дворе библиотеки Пушкина, неподалеку от 30 школы.
«Иду, слышу громкий резкий звук, - рассказывает Галина Александровна, - обернулась и внимательно смотрю по сторонам. На крыше дома сидят две чайки. Одна из них срывается и летит на меня с тем же звуком, атакуя. Я аж присела от неожиданности. Очень испугалась. Дальше шла озираясь, по кустикам, под деревьями, чтобы стать менее заметной».
А спустя несколько дней женщина подверглась двойной атаке на Пионерном.
«Иду домой, - продолжает Г.А Рожкова, - и вдруг надо мной пролетает чайка с таким криком, что я мурашки побежали. Иду дальше, а она опять на меня летит. Дошла до подъезда, а она села на фонарный столб и перелетает передо мной с одного столба на другой. Еле ноги унесла домой в страхе. В этот же день я пошла в магазин «Пингвин». На парапете возле витрины сидит детеныш чайки. Подумала, что из гнезда спустился, поэтому чайка на меня и налетала. На обратном пути чайка атаковала меня снова! Стала налетать с диким криком. Я испытала очень сильный испуг. Боялась, что тюкнет по голове или в глаз, покалечит. Перебежками, вприсядку, отмахиваясь пакетом, добежала до подъезда. Чайка и шагу не давала ступить - летела надо мной, громко хлопала крыльями и кричала прямо в лицо!»
Теперь женщина боится чаек.
«Это безобразие, надо что-то с этим делать, принимать меры, - считает Г.А. Рожкова. - А вдруг они в ребенке увидят опасность?»
Рассказ Галина Александровны вызывает в памяти жуткие картины из «Птиц» Альфреда Хичкока, знаменитого триллера, в котором кровожадные пернатые нападают на людей с намерением их убить. С какими намерениями нападают чайки на магаданцев? Может, не только они нам, но и мы им мешаем? Могут ли они в самом деле нанести нам серьезные увечья, заклевать своим мощным клювом?
Представляют ли чайки для человека опасность?
Суматошные родители
«Дело в том, что в июле-августе у чаек начинают летать птенцы, - объясняет поведение птиц старший научный сотрудник лаборатории орнитологии Института Биопроблем Севера Лариса Зеленская. – Два-три птенца обычно у них, и все разбегаются и летят в разные стороны. Родители разрываются и, естественно, жутко за них переживают. Поэтому сейчас, также как и во время вылупления птенцов, воплей максимальное количество... Это обычное поведение суматошных родителей, которые пытаются оберегать своих детей. Поэтому они и могут и на человека налетать с криком – таким образом они защищают свое потомство.
Да, когда чайка громко орет, когда летит на тебя, это страшно. Но чайки не набрасываются на людей. Она летит на человека, потом взмывает. Может нечаянно ударить лапами, иногда задеть крылом, но клювом она не стучит. Я работаю с чайками почти 35 лет, можно сказать, живу в их колониях, и за все время чайки меня ударили всего три раза».
По словам орнитолога, чайки будут проявлять беспокойство до начала сентября, пока не поставят птенцов на крыло и не откочуют на море. Однако скорое успокоение чаек мало утешает горожан, уже переживших испуг и уставших от беспрестанного суматошного крика. Вряд ли это послужит утешением и для коммунальщиков, вынужденных разгребать залежи мусора на крышах и помойках. В конце концов в начале апреля они снова вернутся в родные пенаты, будут истошно орать, пугать людей и наносить урон городскому хозяйству. Ведь что есть, то есть: чайки разводят грязь, водосточные трубы они забывают мусором, а кровли портят - продукты жизнедеятельности чаек содержат большое количество щелочи, которая разъедает кровельное покрытие.
Какают на наши головы и на авто они тоже с большим успехом. Пару месяцев назад я имела неосторожность подойти близко к фасаду дома в районе городского ЗАГСа, за что и поплатилась: сверху меня обильно полили с головы до ног. Завоняло, как от помойки. Лично мне чайки не мешают, но от подобных неприятностей хотелось бы себя оградить. По словам Ларисы Зеленской, чайки это делают целеноправлено и очень виртуозно, без промаха. Не из вредности и желания досадить – в их нехитром арсенале боевых средств это один из способов способ защиты себя и своего потомства.
И в самом деле: чайки чувствуют себя полноправными жителями города, которым люди только мешают. Зачем они вообще к нам прилетели, эти морские птицы, чего не живется им в дикой природе?
Совок нам в руки
Процесс освоения городских крыш не сегодня начался – в конце 90-х. Вроде и в естественной среде обитания чайкам еды достаточно, а вот почему-то помойки наши стали их притягивать. Но не только на легкую добычу соблазнились птицы – город, очевидно, дает им еще и безопасность, тогда как в дикой природе чаек подстерегают хищники. Так что в городе им не жизнь – малина. И еды валом, благо есть помойки и свалки в местах отдыха горожан. И крыш, где можно в безопасности выводить птенцов, тоже валом.
Сегодня мы имеем дело с новым типом пернатых – урбанизированными чайками. Если уж родилась эта птица на крыше, для нее это дом родной, здесь она и гнездо будет вить, здесь и потомство выводить. Сюда, на родное гнездовище, она и по весне обязательно вернется. Вернется и на любимые помойки, с которых все лето лакомилась.
Можно ли чаек, привыкших к легкой жизни в городе, теперь вообще отвадить?
Самые кровожадные из нас горой стоят за истребление чаек. Если не за отстрел, то за разорение гнезд вместе с яйцами, а то и с птенцами. Некоторые так и поступают. Были случаи, когда в чаек стреляли из ружья. Случаи, когда люди разоряют гнезда с живыми птенцами, - вообще не редкость.
«Это варварство, - протестует орнитолог Лариса Зеленская. – Чтобы отвадить птиц, достаточно в течение двух месяцев в году (в апреле-мае), когда чайки вьют гнезда, подниматься на крышу с совочком и веником, и убирать за ними мусор. То есть нужно препятствовать созданию гнезд. Но делать это нужно ежедневно. Чайка – птица умная, она поймет, что создавать здесь гнездо бесполезно, и уйдет в другое место».
В пример ученая привела крышу церкви адвентистов на перекрестке Карла Маркса и Якутской.
«Чайки там росли в геометрической прогрессии с 2004 года, - рассказывает Лариса Анатольевна. - Потом я видела, что каждый день люди заходили на крышу с метелочкой, аккуратно все собирали. Мусор, не яйца. До яиц не дошло. На этой крыше чайки не гнездятся с тех пор вообще никогда. Вокруг чаек полно. А там их нет. Потому что туда приходят и методично подметают».
Правда, заметила ученая, уходят потревоженные чайки всего лишь на соседнюю крышу, потому, если и убирать крыши, то все разом. Но кто за это в ответе?
Беда административная?
Как пояснил редакции руководитель городского департамента ЖКХ Анатолий Худинин, на крышах многоквартирных домов это должны делать управляющие компании. Однако в минимальный набор услуг входит лишь уборка раз в сезон. Ежедневная уборка возможна, если собственники проведут по этому вопросу собрание, примут решение об услуге и договорятся об оплате.
Прецедентов таких в городе, очевидно, нет. Управляющие компании проводят разовые компании, но сами же и признают, что эффект, если и есть, то незначительный.
«У нас чайки гнездятся на Портовой, 5,7, Гагарина, 4/4 и Новой,29 В, - рассказал редакции руководитель УК «Любимый город наш» Сергей Гонов. – По весне мы прошлись по всем крышам, когда птицы еще не снесли яйца. Гнезда без яиц по закону считаются мусором, мы этот мусор убрали. Но с чайками сложно бороться. Уберешь один раз, на следующий день приходишь – опять мусор. Или уберешь мусор в одном месте, чайки на той же крыше переходят на выступы, ротонды, где их нельзя достать. Чтобы это сделать, нужно вызывать вышку, альпинистов, а это большие расходы. Собирать мусор каждый день тоже не получается – ежедневная уборка не входит в оплату. Да и небезопасно это. Чайка над тобой летает, клювом щелкает, крыльями машет, еще и плюется. Просто страшно».
Анатолий Худинин считает, что засилью городских крыш виной бездействие жителей – не желают они проводить собрания и договариваться об оплате за ежедневную уборку. Но если чайки – беда всего города и ущерб они наносят в целом городскому хозяйству, может не стоит всю ответственность возлагать на простых граждан? Может, и городским властям следует взять на себя заботу о чистоте кровель? Крыши разные бывают – если покатые, за услуги альпинистов что, тоже собственники должны платить?
«Проблема именно административная, - уверена Лариса Зеленская, - и решать ее надо в административном порядке. В городском бюджете должна быть заложена статья расходов на уборку крыш, и убирать крыши нужно в общегородском масштабе, планомерно и ежедневно, так же, как улицы».
И кстати, особенно много чаек на крышах административных зданий: детсадов, школ, больниц.
Заслон от еды
Вторая доступная превентивная мера против чаек – евроконтейнеры с крышками. У чаек уже давно выработалась привычка питаться с помоек – они туда наведываются, как люди – в рестораны. Полакомившись раз, чайка придет на то место снова и снова, проверяя наличие еды. Привычка столь сильна, что даже те места, где уже стоят евроконтейнеры, чайки все равно проверяют. Причем делают это каждый день. Иногда даже налетают на людей, вырывая из рук пакеты с мусором. В тех же местах, где контейнеров нет, чайкам и рвать из рук не надо – там полнейшее раздолье.
За два года в разных дворах города обрели пристанище 356 контейнеров: 200 в 2014-м и 156 в 2015 году. Не все из них, к сожалению, сохранились в первозданном виде, если вообще сохранились – некоторые с чьей-то злостной руки, вообще приказали долго жить. У одних баков отодраны крышки, другие испепелены в огне пожарищ, третьи разобраны на части. Несмотря на столь очевидное варварство, евроконтейнеры в целом прижились в городе. Особенно рады им коммунальщики.
«Евроконтейнеры очень удобные, - говорит руководитель РЭУ-3 Наталья Коротоношкина. – С ними стало намного чище, собаки и чайки не растаскивают мусор, не разносит его ветер. У нас контейнерами оснащена половина дворов. В этом году закупать не планируем, а в следующем – скорее всего, будем закупать».
Но, к сожалению, далеко не все дворы имеют евроконтейнеры – остановился город на полдороге. Как пояснил А. Худинин, программа завершена в 2016 году, и планов на будущее нет. Бюджет все же не резиновый. Закупить евроконтейнеры можно и за средств собственников, буде с их стороны такое пожелание. Значит, дармовых карчей чайки лишаться нескоро.
Но если не чистить крыши, и не запирать мусорные баки, нашествие неугомонных птиц станет неуправляемым. Птенцов будет рождаться все больше, беспокойных мамок тоже больше будет. Пойдет так дальше, чего доброго, станут чайки нас гонять и пугать, защищая пернатых чад своих…Отвадить чаек навсегда уже вряд ли удастся, но уменьшить их присутствие в самом городе – в наших силах. Нужно только озаботиться. Орнитологи готовы дать подробные разъяснения, как это сделать грамотно. Как говорит Л. Зеленская, нужен официальный запрос от властных органов в Институт биопроблем Севера. Пока такого запроса не поступало.
Тайный недуг
Куда большую опасность для человека, по мнению Ларисы Зеленской, представляют городские голуби, которые больны неизвестно чем, мрут от этого и кормят собою чаек. Пожирать голубей чайки начали в огромных количествах в 2014 году, потом их прожорливость поубавилась, но не исчезла. И сейчас нет-нет, да наткнешься на истерзанные трупы голубей. Можно подумать, что чайка, нападая на голубя, защищает свою кормовую базу. Однако орнитолог уверяет: голубь чайке не конкурент – у них разная кормовая база. Проблема не в чайках, а в самих голубях.
«Эти птицы серьезно больны, - делится наблюдениями ученая, - сидят нахохленные, грязные, апатичные. На моих глазах чайка набросилась на голубя, а он даже не трепыхнулся! Между тем такое поведение совершенно нехарактерно для чаек. По природе своей чайки не хищники, они – собиральщики. Призванные ловить рыбу, для охоты на птиц они не приспособлены – нет у них ни когтистых лап, ни хищного клюва, ни маневренного полета. Сейчас у них сложилась новая привычка. Но пожирают чайки только того голубя, который не сопротивляется. Чайки его даже не добивают, а сжирает заживо. Потому что до чайки не доходит, что надо добить, она к птице относится, как к рыбке. Рыбу же она не добивает, начинает сразу жрать. Хватает и ест. В процессе пожирания голубь умирает. Здорового же голубя чайка не способна ни поймать, ни сожрать».
Поэтому неверно называть чаек убийцами – они просто едят свой даровый обед.
В 2014 году, на волне высокой голубиной смертности, ходили слухи, что голубей кто-то травит намеренно, однако проведенные магаданской ветлабораторией проверки не выявили никаких болезней. Лариса Зеленская считает, что проверяли не на те показатели. Например, на орнитоз птиц не проверяли.
«Если искать ангину, пардон, в заднем месте, то вы ее там никогда не найдете, - говорит орнитолог. - Я много раз призывала сделать нормальные анализы, а не те, на которые есть реактивы. Почему бы не проверить птиц на орнитоз? Говорят: «У нас нет таких реактивов, мы такое не делаем». Тогда отправьте анализы в Хабаровск» – «А кто будет платить?» Вот и весь вопрос. «Мы ничего не нашли» - это просто отписка.. Голуби умирают просто так, из любви к искусству. А чайки из любви к искусству, точнее потому что легкая добыча, с удовольствием их жрут»
Понять причину болезни голубей крайне важно, ведь голуби – переносчики болезней. Заразу мы можем принести в дом на подошвах обуви и собачьих лап, самим эту заразу подхватить. Истреблять голубей не выход, да и нельзя лишать людей радости общения с ними. Голубей нужно лечить, подсыпая лекарства в корм. Но для начала следует понять, чем они болеют. Если вопрос в деньгах, взять на себя расходы должны власти, считает Лариса Зеленская. И корм лечебный тоже забота властей. Почему бы нам не взять пример с Академгородка в Новосибирске, где местную живность - белок - кормят за счет городской казны? В Европе голубей тоже прикармливают специальным кормом, препятствующим размножению, и тоже за счет государственных средств.
У нас же пока власти этими вопросами всерьез не озаботились…
Комментарии