МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Согласно историко-культурной экспертизе, аэровокзал пос. Сеймчан рекомендован для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории и архитектуры регионального значения. Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в Управлении информационной политики Правительства Магаданской области.
Каковы последствия включения в реестр?
Статус объекта культурного наследия прежде всего гарантирует аэровокзалу сохранность. В соответствии с действующим законодательством, объект культурного наследия подлежит государственной охране. А это значит, что снос таких памятников запрещен. За причинение вреда или физическую утрату объекта культурного наследия предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Кроме того, на территории объекта запрещается проведение земляных, строительных и иных работ, за исключением работ по его сохранению. Ведение хозяйственной деятельности также не должно противоречить требованиям обеспечения сохранности.
За содержание и сохранение здания аэровокзала ответственен собственник – муниципальное образование «Среднеканский городской округ». О требованиях законодательства необходимо знать и владельцу земельного участка, на котором расположен аэровокзал. Ну а за соблюдением законодательства будет следить региональный орган охраны объектов культурного наследия.
Аэровокзал Сеймчана связан с историей развития советской авиации, развитием промышленности. Это один из немногих сохранившихся объектов истории деятельности 1-й перегоночной авиадивизии, 3-го перегоночного авиаполка, связанный с именем полярного летчика, командира дивизии Ильи Павловича Мазурука.
Помимо исторической значимости здание обладает безусловными архитектурно-художественными достоинствами. Оно сохранилось почти полностью в первоначальном историческом виде и является редким свидетельством строительной практики 1930-1940-х годов в условиях Крайнего Севера.
Историческая справка. Решение о строительстве аэродрома в поселке Сеймчан как объекта Юго-Западного горно-промышленного управления было принято в 1939 году трестом "Дальстрой" МВД СССР. Были проведены изыскания пригодных под аэродром площадок и выбрано место.
Интенсивное строительство аэропорта началось с 1942 года и было связано с открытием авиалинии Красноярск–Уэлькаль, по которой предполагалась перегонка самолетов, поставляемых из США по ленд-лизу.
Масштабное использование воздушной трассы стало возможным после подписания 11 июня 1942 г. "Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии".
Официальное название "АлСиба" – Красноярская воздушная трасса ВВС Красной армии, протяженность пути примерно 14 тысяч километров от заводов США через Канаду и Аляску до Фербенкса, от Фербенкса до Красноярска и от Красноярска до фронта. Из литературных источников известно, что данный маршрут - с Аляски через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири до Красноярска был предложен полярным летчиком И.П. Мазуруком.
Началом полетов по трассе считается 7 октября 1942 г. Трассу открыли единичные полеты с командным и инженерным составом, направляемым для приемки самолетов на авиазаводе в Фербенксе. Регулярные полеты по перегонке самолетов из США начались с 1943 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.