Об этом рассказала на еженедельном заседании заместитель председателя Правительства Колымы Марина Шуфер.
Информационные ресурсы Магаданской области, которые содержатся в архивных документах - это первоисточники информации об исторической, политической, экономической, социальной и культурной жизни территории.
В основном сейчас с ними знакомятся в читальных залах архивов, на документальных выставках, при прочтении публикаций архивных документов и направлении запросов. Однако Интернет стал более универсальным средством получения информации. Поэтому нужно перевести в цифровой формат самые ценные и нужные документы и обеспечить к ним доступ.
Марина ШуферМинистр государственно-правового развития Магаданской области
На это магаданских архивистов нацеливают Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, госпрограмма «Информационное общество 2011-2020 гг.», Концепция развития архивного дела до 2020 г., а также раздел ФЦП «Культура России 2012-2018 гг.» и региональные программы информатизации и развития архивного дела.За последние три года Государственный архив региона в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма в Магаданской области на 2014-2020 гг.» оцифровал дореволюционные архивные фонды, разработал и внедрил автоматизированную информационную систему. Она включает данные о 2072 фондах областного архива, специалистами введено около 20 тысяч заголовков архивных документов, оцифровано 34 описи, 18 тысяч страниц, перечислила Марина Шуфер. Месяц назад госархив территории пополнился высокотехнологичным оборудованием. Теперь переводить документы в электронный вид станет проще, без привлечения сторонних организаций. С мая 2015 года в штате учреждения появился специалист в области информационных технологий. Можно сказать, что первый этап пройден.
«Главным в создании информационных архивов является перевод в электронную форму системы научно-справочного аппарата архива: прежде всего описей, а затем – каталогов и картотек, - продолжила заместитель председателя регионального Правительства. - Оцифровка и перевод документов в электронный вид должны выполняться на основе общих подходов для включения в объединённые информационные системы. Предполагается, что одной из главных станет общеотраслевая государственная информационная система «Центральный фондовый каталог - информационная модель Архивного фонда Российской Федерации.
Но какая бы электронная форма представления описей не была избрана архивом, где бы ни был размещен созданный на основе описей информационный ресурс, доступ к ней должен предоставляться бесплатно, подчеркивает Марина Шуфер. - Что касается каталогов и картотек, то здесь однозначно сказать трудно. Это – объекты творческой деятельности архивов. Многие содержат закрытую или конфиденциальную информацию. Их перевод в электронную форму и размещение в сети Интернет требуют финансовых затрат и серьезной адаптации. Поэтому в этом вопросе нужен индивидуальный подход.
Отбор архивных документов должен вестись согласно перспективным планам, разработанным с учетом общественного интереса и востребованности у профессионального сообщества ученых-историков.
Росархив уже приступил к созданию единой системы. База данных построена как картотека организаций, которая пока включает сведения только федеральных архивов и содержит более 27 тысяч записей. С 2016 года началось наполнение базы данных сведениями из архивов регионов. Первая загрузка в информационную систему будет централизованной. Далее каждый архив-участник проекта получит доступ к ресурсам базы данных для служебного пользования и дальнейшего ведения собственного раздела. Магаданская область подключится к указанной работе в следующем году», - заключила Марина Шуфер.