РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".
«За прошлый год жителям Магаданской области – пользователями банковский карт Сбербанка, которые стали жертвами мошенников, был нанесен ущерб на 17 млн рублей. За первый квартал 2016 года – на 1,5 млн рублей.», - рассказал Артур Устименко.
Он пояснил, что магаданцы – в основном потерпевшие. Мошенники – все из других регионов.
«Люди редко задумываются, кому и какую информацию они доверяют, - пояснил Николай Байбаков. - В своих «разводках» мошенники используют реакцию на опасность: если человек напуган, он не контролирует себя. Распространенный случай: звонок родителям о том, что ребенок попал в беду, ему нужны деньги. Второй способ – посулить выигрыш, приз, и человек от радости перестаёт рассуждать здраво и выдает персональные данные. Третий вид – получение заведомо невозвратных кредитов. В этом случае Уголовный кодекс предполагать две статьи – ст. 159 УК РФ для тех, кто получает такие займы, и ст. 201 УК РФ – для тех, кто их выдает. Имеет место и получение незаконного доступа к распоряжению счетами – с помощью фальшивой доверенности или удостоверения личности, а также кражи персональных данных».
Большинство преступлений, как выяснили сотрудники магаданских правоохранительных органов, совершаются в регионе с использованием вредоносного ПО и вирусных программ. Стало меньше по сравнению с прошлым годом покупок на фальшивых сайтах и через подставных лиц. Если в 2015 году было зафиксировано 97 таких случаев, то сейчас только 5. В основном магаданские держатели банковских карт страдают от хищений с помощью сервиса электронных платежей и мобильных операторов.
В регионе, по словам одного из руководителей группы по раскрытию преступлений, связанных с мошенничеством с банковскими картами Евгения Соколова, распространено использование мобильного банка на старом номере: он позволяет управлять всеми счетами, и даже если отдать мошеннику данные карты с нулевым балансом, тот через несколько минут будет знать, как забраться в остальные. Поэтому при утере мобильного нужно заблокировать сим-карту и приостановить действие услуги «Мобильный банк», а при смене номера – отключить ее.
Колымчане часто попадаются в личном общении: к примеру, получают звонок от якобы знакомого, который едет в Магадан, выпил за рулем, и теперь должен откупиться то ГИБДД. Часто рассылаются СМС о блокировке карты якобы от службы безопасности банка. В таких случаях человек сам переводит деньги или совершает действия под диктовку через банкомат, чтобы разблокировать карту, а на самом деле передает свои данные преступнику.
Долгоиграющий вид мошенничества: когда в социальной сети происходит знакомство и через некоторое время молодой человек просит у девушки деньги якобы взаймы.
Вирусное ПО – еще одна угроза сбережениям. Оно рассылается с роликами и фотографиями со ссылками и обновлениями. В основном от этого страдают владельцы телефонов с ОС Android. В этом случае есть один выход: устанавливать только защищенные приложения с официальных магазинов производителей мобильных платформ. Обязательно использование антивирусных программ. Сбербанк выпустил новую версию приложения «Сбербанк Онлайн» для Android со встроенным антивирусом, который защищает весь смартфон. На сим-карту нужно ставить пин-код, чтобы на другом телефоне ею нельзя было воспользоваться.
«Персональные данные воруют с помощью поддельных сайтов – фишинга. Они могут имитировать реальные интернет-ресурсы, сайты банков, электронной почты, соцсетей. Основная ошибка многих пользователей в том, что они используют один пароль на все ресурсы. Фишинговый сайт будет иметь интерфейс, слегка отличающийся от оригинала, в адресной строке будет другой адрес, http, а не https, будет использоваться незащищенный протокол (без значка замка)», - дополнил Николай Байбаков.
Еще один вид мошенничества - скимминг: злоумышленники копируют информацию с магнитной полосы карты, узнают ПИН-код с помощью мини-камеры или накладок на клавиатуру, установленных на банкоматах. «Я сам наблюдал: люди очень редко закрывают рукой клавиатуру, чаще огладываются на окружающих, и никто не думает о камере на терминале, которая может снимать пин-код», - делится Николай Байбаков.
Бывает, что официанты, кассиры, служащие гостиниц используют переносные устройства, прикрепленные к терминалу. Правоохранители считают, что магаданцы страдают от этого в основном в отпусках.
Николай Байбаков советует не спешить, если получен подозрительный звонок или СМС о блокировке карты: нужно проверить информацию в колл-центре или отделении банка, посоветоваться с близкими. Сообщать пин-код, пароль, логин, CVV код нельзя никому. Сотруднику банка они не нужны, если он звонит сам, ее спрашивают только, если клиент обращается сам. И тем более нельзя выполнять никаких действий в банкомате под диктовку третьих лиц в трубке телефона и сообщать персональные данные. Для входа в личный кабинет системы «Сбербанк Онлайн» нужны только идентификатор и пароль – постоянный или одноразовый с чека. Если сайт просит другие сведения, нужно прекратить сеанс использования услуги и обратиться в Банк.
Если же беда все-таки случилась, нужно заблокировать карту, составить заявление о спорной транзакции и обязательным указанием факта мошенничества, и заявление о преступлении в правоохранительные органы. При любых подозрениях на мошенничество, следует обратиться в Контактный Центр Банка по телефонам: 8 (495)-500-5550; 8-800-555-5550.