Появился ещё один проект прокладки линии к Магадану


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Одна из золотодобывающих компаний предложила свою трассировку

С приходом железной дороги в посёлок Нижний Бестях близ Якутска встаёт вопрос о дальнейшей прокладке линии на север – на Колыму и Чукотку, сообщает гудок.ру.

Как сообщил «Гудку» начальник департамента природных ресурсов Магаданской области Владимир Митькин, подготовлено технико-экономическое обоснование строительства магистрали Якутск (Нижний Бестях) – Магадан. Её протяжённость – более 1,8 тыс. км. Дорога, в частности, пройдёт от границы области с Якутией вдоль автотрассы «Колыма»: Сусуман – Усть-Омчуг – Палатка – Магадан. От этой линии через посёлок Омсукчан запланировано ответвление на северо-восток к Чукотке.

«Строительство дороги внесено в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», которой предусмотрена реализация проекта с 2016 года. Конечно, сначала надо будет провести изыскания, проектирование будущей линии», – уточнил Владимир Митькин.

Однако у идеи строительства железной дороги из Якутии в Магадан есть альтернатива. Золотодобывающая компания «Русский Клондайк» (Магадан) подготовила бизнес-план прокладки дороги от станции Постышево Дальневосточной до посёлка Тугур, а затем вдоль побережья Охотского моря до столицы Колымы через Чумикан, Аян и Охотск.

«Этот маршрут короче дороги Якутск – Магадан на 400 км, – рассказал «Гудку» директор компании Виктор Самойлов. – А если отправлять грузы в незамерзающие порты Приморья, путь сократится более чем на 2 тыс. км. Также линия тяготеет к крупным месторождениям, тогда как на пути трассы Якутск – Магадан полезные ископаемые в основном уже добыты».

Грузопоток по магистрали Постышево – Магадан сможет составить 20–30 млн тонн в год: 5 млн тонн железной руды, 15 млн тонн бурого угля, 3 млн тонн гипса и известняка, 3,7 млн куб. м лесоматериалов и 2 млн тонн других грузов, предполагают в компании. Дорога сделает рентабельным освоение многих месторождений Севера.

Ещё одно преимущество – более щадящие климатические условия. На побережье Охотского моря температура зимой не опускается ниже –40. А на северо-востоке Якутии – морозы под –50 и крепче. Например, вблизи посёлка Оймякон (полюс холода Северного полушария) было зафиксировано –71,2. «Какая техника будет тогда работоспособна? Морозы ниже –50 приведут к остановке поездов, погрузочно-разгрузочных операций. Или необходимо будет разрабатывать технику для работы в арктических условиях, что удорожит строительство и эксплуатацию дороги», – считает Виктор Самойлов.

Впрочем, в администрации Магаданской области от проекта линии Якутск – Магадан не намерены отказываться. «Все основные месторождения сосредоточены в центральной, северо-восточной части области, где и пройдёт эта дорога. И населённых пунктов здесь больше», – говорит Владимир Митькин.

По мнению начальника отдела станций и узлов ОАО «Дальгипротранс» Виктора Губкевича, одна дорога не мешает другой. Просто линия Постышево – Магадан во многом бы дала импульс развитию Хабаровского края. Ведь большая её часть проходит по территории этого региона. «Северные районы края богаты ресурсами, однако удалённость от территории с развитой инфраструктурой не позволяет приступить к их широкому освоению. Но всё может измениться с появлением железной дороги. Она превратила бы эту зону в мощную промышленную площадку», – убеждён Виктор Губкевич.

При этом второе рождение могут получить морские порты Охотск, Аян, Чумикан – в навигацию транспортировка продукции с месторождений была возможна по коротким плечам. Отсюда отправители получают прямой выход на перспективные рынки АТР.
«Предпроектные наработки показали, что строительство линии Постышево – Магадан технически достижимо. Рельеф в целом несложный, серьёзных речных преград нет. Единственное, трасса от Тугура до Чумикана проходит через перевалы, поэтому не исключено строительство тоннеля», – сказал Виктор Губкевич.

Конечно, продолжает он, нужны детальная проработка проекта, изыскательские работы, инвестиционное обоснование. Если региональные власти выйдут с инициативой, проект может быть включён в одну из целевых программ по развитию Дальнего Востока.

Известно, что хабаровские власти одно время предлагали проект прокладки дороги Постышево – Тугур. Она нужна для строительства Тугурской приливной электростанции и разработки перспективного золоторудного месторождения Кутын. «Это одна четвёртая будущей линии Постышево – Магадан, первый шаг в данном направлении был бы сделан», – отмечает Виктор Губкевич.








Колымские колонки