МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 9 декабря начиная с 2004 г. отмечается Международный день борьбы с коррупцией, который провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. В этот день в 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания этой проблемы и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Коррупция – это социальное зло, оно есть в любом обществе, в любом государстве, но для России это большая проблема. Бороться с ней нужно, как сказал Президент России Д.А. Медведев, при помощи системных мер.
О том, какие меры предпринимает прокуратура Магаданской области, чтобы победить это негативное явление, и каковы результаты этой работы в 2010 году рассказывает старший помощник прокурора Магаданской области по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Михаил Лупенко.
- Как известно, легкого, быстрого и однозначного способа победить коррупцию нет. Для того чтобы хотя бы значительно снизить его влияние на жизнь нашего общества, нужна целенаправленная, повседневная и долговременная работа. Ведущая роль в этой нелегкой борьбе отведена прокуратуре. Из года в год мы выявляем значительное количество нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В этом году органы прокуратуры области выявили свыше 600 нарушений, для устранения которых приняли весь спектр мер прокурорского реагирования: внесли 75 представлений, опротестовали 55 незаконных правовых актов, в суд направили 18 заявлений, предостерегли о недопустимости нарушения закона 3 должностных лица. По результатам рассмотрения наших представлений 53 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 19 должностных лиц.
- А возбуждались ли уголовные дела по результатам ваших проверок?
- Да, в некоторых случаях результаты прокурорских проверок являются основанием для возбуждения уголовных дел. К примеру, в этом году по материалам проверки, проведённой прокуророй Тенькинского района, возбуждено уголовное дело в отношении руководителя муниципального унитарного предприятия по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
- Какие приоритеты ставила для себя прокуратура в борьбе с коррупцией?
- В текущем году наши усилия были сосредоточены на комплексном решении проблемы борьбы с коррупцией одновременно по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной системы до правового просвещения граждан и воспитания в них нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям коррупции.
При осуществлении надзора внимание уделялось тем направлениям, которые наиболее подвержены коррупционным проявлениям - сфера экономики, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Немаловажным направлением в сфере борьбы с коррупцией является мониторинг региональной и ведомственной нормативной базы, выявления и устранения коррупциогенных факторов в действующих нормативно-правовых актах и их проектах органов государственной власти и местного самоуправления.
Наряду с этим, органы прокуратуры области проводит систематическую работу по выявлению и пресечению противоправной деятельности должностных лиц в отношении субъектов предпринимательской деятельности, проверяют обоснованность и эффективность проводимых контролирующими органами проверок.
К примеру, проведение проверок предпринимателей в нарушение действующего законодательства выявлено в деятельности Департамента природных ресурсов администрации области, ряде других органов.
- Сколько вами выявлено правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, и в чем они заключались?
- Органы прокуратуры Магаданской области выявили 27 нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Подавляющее большинство правовых актов принято органами местного самоуправления. При изучении этих актов коррупциогенные факторы выявлялись в сфере бюджетных правоотношений, использования и предоставления земельных участков, проведения аукционов по размещению рекламной продукции и др.
Коррупциогенные факторы заключались в диспозитивном установлении возможности совершения органом местного самоуправления действий в отношении граждан и организаций, принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, необоснованном установлении исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления, неопределенности условий принятия решения.
Все указанные положения создавали возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц.
В результате вмешательства органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из нормативных правовых актов.
- Сейчас много говорят о том, что для предотвращения коррупционных проявлений, нужно неизмеримо больше контролировать все действия государственных чиновников. Так ли это и как прокуратура осуществляет такой контроль?
- Прокуратура области систематически проводит проверки по соблюдению чиновниками законодательства о государственной и муниципальной службе. Ежегодно выявляется большое количество нарушений в этой сфере, что свидетельствует порой о стойком нежелании чиновников разного уровня исполнять требования закона.
В числе самых распространенных нарушений : прием на государственную службу лиц, не имеющих высшего образования при наличии соответствующего требования к должности, а также прием на службу без проведения конкурса, несоблюдение установленных законом ограничений и запретов, заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим при наличии не снятой и не погашенной судимости.
Не редки, к сожалению, случаи, когда, несмотря на прямой запрет закона заниматься предпринимательской деятельностью, чиновники по-прежнему её осуществляют, участвуют на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
- Приведите, пожалуйста, примеры, в каких органах чиновники нарушали законодательство о государственной и муниципальной службе?
- Нарушения данного вида законодательства выявлены в территориальных управлениях Россельхознадзора, Ростехнадзора, ГУ МЧС, Управлении по охране контролю и регулированию использования объектов животного мира (объектов охоты) администрации Магаданской области, Охотском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, Департаменте лесного хозяйства администрации Магаданской области, а также в различных комитетах и управлениях мэрии города Магадана и других органов местного самоуправления.
- А какова активность граждан в борьбе с эти социальным злом у нас в регионе? С какими обращениями колымчане идут в органы прокуратуры?
- Нельзя сказать как о полной инертности населения, так и том, что прокуратура завалена обращениями о фактах коррупционных проявлений. Граждане еще не привыкли бороться таким способом с коррупционерами. Мы же в свою очередь повсеместно призываем население быть нетерпимыми к таким проявлениям чиновников и обращаться к нам как на личном приеме в органах прокуратуры, так и посредством нашего официального сайта.
Органы прокуратуры постоянно анализируют обращения граждан и организаций по фактам коррупции, их характер довольно различный. Наиболее типичными явились обращения на нарушения федерального законодательства о государственной и муниципальной службе по соблюдению квалификационных требований при приеме на работу, ограничений и запретов государственными и муниципальными служащими, таких как запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
По результатам рассмотрения в текущем году удовлетворено 7 обращений граждан и организаций.
- В своем обращении к Федеральному собранию Президент России Д.А. Медведев сказал, что «одними посадками проблему коррупции не решить, но сажать надо». Сколько коррупционеров в этом году понесли заслуженное наказание?
- Да, действительно, самая эффективная мера борьбы с коррупцией – это привлечение к уголовной ответственности за коррупционные преступления. Совместными усилиями правоохранительных органов и прокуратуры области удалось выявить преступления, совершенные не рядовыми должностными лицами, и
обеспечить реализацию принципа равенства перед законом независимо от должностного положения.
К примеру, возбуждено и расследуется уголовное дело по факту злоупотребления главой администрации Северо-Эвенского района служебными полномочиями по муниципальному контракту на выполнение работ по содержанию дороги с причинением ущерба бюджету муниципального образования «Северо-Эвенский район» на сумму более полутора миллионов рублей.
Вот еще один пример. Осуждён глава муниципального образования «Тенькинский район» за совершение мошенничества с использованием служебного положения, выразившееся в незаконном получении денежных средств, выделенных на реализацию именного государственного жилищного сертификата. Ему назначен штраф в размере 220 тыс. рублей с лишением права занимать должности в органах местного самоуправления.
Всего в этом году судами области осуждено 12 лиц к различным мерам наказания. Двум коррупционерам назначено реальное лишение свободы на срок 4 года, шесть приговорены к лишению свободы на срок от 2 до 3 лет условно. Штраф как уголовное наказание назначен 3 лицам в размере от 6 до 160 000 рублей, а двум осуждённым назначен в размере 10 000 рублей в качестве дополнительного наказания.
- Какие должности занимали лица, осуждённые за коррупционные преступления?
- В их числе один сотрудники органов местного самоуправления, двое государственных служащих, четверо работников сферы образования, один сотрудник правоохранительных органов, три работника сферы здравоохранения.
Бесспорно, вопрос коррупции очень сложный. В его решении должны принимать участие все заинтересованные стороны, включая общественность. Ведь коррупция постоянно видоизменяет свои формы и методы, отличается быстрой приспособляемостью к изменяющимся условиям, оставаясь одним из наиболее латентных видов преступления. И поэтому основным элементом борьбы с этим злом, разрушающим безопасность нашего государства, является формирование у населения нашей страны системы взглядов, включающих нетерпимость к коррупционными проявлениям и понимание отрицательного воздействия коррупции.