В Магадане произошла трагедия. Подросток 16 лет в состоянии опьянения не справился с управлением мотоциклом, выехал на встречную полосу и врезался в «КамАЗ», в результате чего погиб 13-летний пассажир. Водительских прав у него не было.
СУ СК России по Магаданской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктами «а, в» части 4 статьи 264 УК РФ (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, не имеющим права управления транспортным средством). Снова возникают вопросы, что делать, чтобы подобное не повторялось, откуда дети берут спиртное, зачем взрослые позволяют им садиться за руль и кто, в конечном итоге, виноват.
Уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области Денис Павлик прокомментировал ситуацию с безопасностью детей на дорогах.
- В Магаданской области ведется большая информационная работа ГИБДД: уроки по безопасности на дорогах, классные часы, тематические игровые занятия в детских садах, есть ТГ-каналы. Но количество ДТП не снижается. В докладе за 2023 год я отмечал, что детский травматизм в дорожно-транспортных происшествиях растет. Дети – пассажиры получают повреждения по вине родителей, если не закреплены в автокреслах или они отсутствуют. Дети - пешеходы плохо знают ПДД, сигналы светофоров, не понимают, что надо смотреть на дорогу в течение всего перехода. Часто в аварии попадают велосипедисты, которые выезжают на дорогу, - рассказывает Денис Павлик. - Что касается летальных исходов, то долгое время на Колыме не было погибших в ДТП детей. Но в декабре в аварии погиб ребенок. В машине были мать с грудничком и он, автомобиль столкнулся с фурой. А теперь – майская трагедия.
Каждым летом родители за хорошую учебу, за успехи, от большой любви покупают детям мототехнические средства. В данном случае подростку 16 лет, он может водить мотоцикл, но только при наличии водительских прав, а их у него не было, подчеркивает омбудсмен.
- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что подростки на мопедах, скутерах, мокиках, калечат себя, влетают на детские площадки, сбивают людей во дворах. Если нет прав, зачем им транспортное средство? На выпускных родители нередко ставят детям на столы вино, мол, они уже взрослые. Сейчас полиция расследует обстоятельства резонансного смертельного ДТП. Это был последний звонок в 9 классе, где учился несовершеннолетний водитель. Оба подростка были выпившие, выясняется, кто и где купил им пиво, - продолжает Денис Павлик.
Он рассказал, что в Госдуме лежит инициатива о том, чтобы признать полноценным транспортным средством СИМы: те же электросамокаты превратились в бич средней полосы, они должны быть оборудованы светоэлементами, фарами, тормозами. С ними происходит множество ДТП с пострадавшими как со стороны водителей, так и других участников дорожного движения.
- В прошлом году мы в порядке общественной инициативы начали наносить трафареты перед светофорами для предупреждения об опасности при переходе через дорогу: вытащи наушники, убери телефон, возьми ребенка за руку. Во многих городах это практикуется очень давно, - продолжает уполномоченный по правам ребенка. - В целом у ГИБДД печальная статистика. Дорожный травматизм вырос в 2023 году вырос 14.3% по сравнению с 2022 годом.
Моя твердая позиция – ответственность за ДТП с участием детей всегда несут родители. Это родители - автолюбители, не понимающие значимости знания правил дорожного движения, те, кто игнорирует автокресла, не объясняют детям правила поведения на дороге, не прививают подросткам чувство ответственности и опасности при движении по трассе. С родителями работать можно, хотя и у них часто все проходит мимо ушей. Подростков надо пугать, может быть, показывать фотографии с мест аварий, из больниц, конечно, без лиц. Что касается утоплений, пожаров, ДТП, ударов током, отравлений лекарствами, мы должны их максимально профилактировать, предупредить, научить. Только тогда мы можем сказать себе, потому что сделали все возможное, чтобы минимизировать трагедии.