Туйгивин объединяет обычаи береговых и оленных коряков, которые являются исконными жителями побережья Охотского моря и лесотундровой части Магаданской области и Камчатки, где соприкасаются границы двух субъектов России.
Календарный год коряков тесно связан с оленеводством и морзверобойным промыслом. Туйгивин отмечают в дни зимнего солнцестояния. После этого они ведут отсчет Нового времени.
В парке организовали выставку декоративно-прикладного творчества «Гиллэн»; для желающих сделать колоритные фотографии поставили ярангу из шкур оленя, организовали фудкорт, выделили площадку проведения национальных игр и Северного многоборья. Владельцы собак северных пород привели в этнопарк своих питомцев.
Хозяева праздника встречали горожан у входа в парк. Старейшины провели обряд очищения огнем. Дух Огня принял первое благодарение. Затем всех пригласили пройти в ворота, которые были перекрыты ольховыми ветвями. Ольха – священное дерево у коряков.
- Дорогие магаданцы! Когда-то знаменитый чукотский писатель Юрий Рытхэу сказал: «Мы живем на самой прекрасной земле в мире. Тем она и прекрасна, что, кроме нас, она никому не нужна». Сегодня мы показываем, что действительно любим нашу природу, бережно храним те традиции, с которыми тысячелетиями жили коренные народы Севера, - обратился к хозяевам и гостям праздника мэр Магадана Юрий Гришан. - Именно поэтому здесь, в Магадане, в устье реки Дукча создан парк этнической культуры «Дюкча». Мы немного его не закончили, погода нам мешала, поэтому в марте проведем еще одно большое мероприятие, и вы во всей красе увидите этот замечательный парк. Рад, что сегодня мы приветствуем гостей с Камчатки, из поселка Палана - в этом празднике принимают участие хозяева Корякского округа. С праздником всех, с Туйгивином!
На главной поляне старейшины и артисты ансамбля «Ангт» из Камчатки провели обряд зажжения огня. Еще один важный обычай коряков - «Инэлвэт гиНэн» - забой оленя. Настоящее животное в жертву не приносили, использовали символическую снежную фигуру. Затем – ритуал Благодарения Огня, «Инэлвэт милгык’», обряд благодарения Духов Земли «Инэлвэт камлэлэн’» -это окропление оленьей кровью всех сторон света, этот обычай пришел от оленных коряков. После этого состоялся традиционный обрядовой забег.
Ведущие напомнили, что когда-то коряки были не только оленеводами, но и охотились на китов и морского зверя, и нужно, чтобы традиции тех и других сохранялись.
Праздник морзверобоев называется «Хололо». Когда-то на него приходили люди из леса в деревянных масках – «уляу», они брали избытки у зажиточных и раздавали нуждающимся, таков был местный закон. Люди в масках веселились и танцевали, и в каждом жилище для них была открыта дверь. В этот раз люди раздали гостям сладости и пригласили их в дюканы на угощение: чай, лепешки, бульон, строганину.
Затем девушки вынесли обрядовое дерево желаний, на которое люди повязывали травушку «Лаутэн» и ленточки и загадывали желание, а также вешали крестики из прутьев, которые символизируют души добытых морских животных, которых надо проводить и попросить прощения.
После этого артисты национальных ансамблей начали танец «Хололо» и пригласили в него зрителей. Со сцены ведущие желали всем добра и тепла, радости, благополучия и счастья, бросали шишки, как символ плодородия.
После всех обрядов желающие метали чаат (аркан), бегали с посохом, перетягивали канат и убегали от ворона, играли в мяч-солнце: это ритуальная игра, светило должно находиться на небе, поэтому игроки не должны его ронять.
В праздновании приняли участие Магаданская областная ассоциация коренных малочисленных народов и этнических групп Севера, Магаданская городская организация КМНС, хозяева Туйгивина приняли поздравления от областной грузинской диаспоры и общественной организации азербайджанского и дагестанского народов.
Для всех присутствующих выступали корякский фольклорный ансамбль танца «Ангт» имени Иосифа Жукова «Ангт» (Камчатка); «Дэрэн» (Эвенск); «Тюллипиль» (Эвенск); «Милодушки» (Мяунджа); «Милгын» (Омсукчан); «Энэйзю» (Стекольный); «Энэр»; «ЯрарТор», «Авландя» (Магадан).
В Магадане Туйгивин справляют с 2016 года, статус регионального он получил в 2017-м. Представители корякского народа издавна празднуют его в оленеводческих бригадах, в семьях, небольшими группами.
