МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Почетный гражданин города Магадана, заслуженный работник культуры РСФСР. Родилась 27 августа 1915 года в Киеве. После окончания в 1938 году Московского государственного университета имени Ломоносова прибыла в Магадан.
Работала литературным сотрудником, редактором газеты ((Большевик» управления горнопромышленного строительства «Дальстроя». Затем была редактором "Последних известий», заведующей отделом пропаганды и агитации Колымского радиокомитета, директором Магаданского эстрадного театра.
В 1957 - 1967 годы Инна Борисовна была директором Сусуманского Дома культуры, а затем более двадцати лет - директором межсоюзного Дворца культуры профсоюзов в городе Магадане.
Трудовая и общественная деятельность И. Н. Дементьевой отмечена орденом «Знак Почета», пятью медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Комитета Советского фонда мира, званием «Заслуженный работник культуры РСФСР».
13 октября 1989 года ей было присвоено звание почетного гражданина города Магадана.
Пожалуй, едва появившись в Магаданской области, она стала легендой. Личность колоритная, неординарная. Властная по натуре, вроде бы. Только властность та не в проявлении административной мощи была, а в умении творить вокруг себя мир, наполненный любовью и красотой, мир добра и искренности чувств. Потому неизменно выходила она из любой ситуации хозяйкой положения.
Говорят, в пору работы секретарем у Никишова - и такое в жизни случилось, - заставила однажды жесткого и категоричного директора Дальстроя изменить уже принятое решение. Благодаря ее страстному заступничеству остался в живых приговоренный к расстрелу молоденький лейтенант. Импульсивный, эмоциональный порыв, но шел он из глубины души и оттого заставил грозного вершителя чужих судеб отменить страшный приговор. Еще более невероятно, для двадцатипятилетней Инны Дементьевой это обошлось без последствий. А ведь бросила вызов режиму, осмелилась тирану условия диктовать! Позже Никишов признавался: «Я не пустил тебе пулю в лоб... за смелость!»
Смелой ей пришлось быть. В Бабьем Яру в годы оккупации Украины гитлеровцы расстреляли ее родителей. Впрочем, и ей выпал далеко не выигрышный билет - в 1939-м с дипломом литфака Московского университета приехать в Магадан. Дальстрой, ГУЛАГ... Чтобы здесь жить, выжить, требовалась смелость. Слава Богу, ей достало и свободомыслия, независимости. А еще она была сполна наделена даром объединять вокруг себя талантливых людей. Этакий магнит, не только притягивающий дарования, но и дающий толчок их дальнейшему развитию, помогающий бриллианту засверкать всеми гранями.
И. Б. Дементьева руководит Домом культуры в Сусумане - и в любом областном смотре, концерте, фестивале сусуманским коллективам нет равных. Уже появление их на сцене приводит публику в восторг. Само собой, Дом культуры образцово-показательный. Жизнь кипит: все поет, пляшет, ставятся спектакли, работают литературные студии, и можно подумать, что именно здесь центр мирозданья.
Инну Борисовну назначают директором Дворца культуры профсоюзов в Магадане. И все, что задумывалось прежде, тотчас получает мощный импульс, воплощается как по мановению волшебной палочки.
Людмила Васильевна Моисеева вспоминает: «Я пришла к Вайнеру с идеей поставить детскую оперу. Оставила ноты, и едва услышала: «Приступайте к работе", как на посту директора его сменила Инна Дементьева. Я даже растеряться не успела, а Инна Борисовна уже заказывает костюмы, приглашает Шлоссманиса готовить декорации, договаривается с оркестром театра, причем убеждает Александра Дзыгаря писать партитуру и дирижировать. Заметьте, все на энтузиазме, но вы и не представляете, сколько удовольствия получали мы от работы! И венцом всему - в Магадане впервые в России звучит детская опера Вейсберга «Гуси-лебеди».
Здесь же в то же самое время Евгений Иванович Алхимов создает капеллу. С хоровыми, музыкальными коллективами работает удивительный концертмейстер, бесконечно талантливая пианистка Элла Ароновна Оркова. А в театре Левиновский ставит «Белую ночь» Тихона Хренникова. И это первая премьера спектакля в России.
Инна Борисовна в самом водовороте этих событий. Она успевает заниматься сценречью с ведущими концертных программ и участниками народных театров, обсуждает сценарии праздников и торжественных встреч -а вся официально-парадная жизнь области проходит во Дворце - и его Инна Борисовна обустраивает без устали, как родной дом.
В ту пору для многих он и был родным: на огонек сюда забегали абсолютно все. Кому-то хотелось посидеть под сенью цветущих кофейных деревьев. Дети с восторгом наблюдали за огромными черепахами. Художники монтировали очередные выставки... Сюда спешили с идеями, со всех ног неслись за помощью, поддержкой -как моральной, так и материальной, здесь всяк находил для себя работу, имел возможность отдохнуть и насладиться чудесным общением с увлеченными, живущими взахлеб людьми.
А Инна Борисовна Дементьева Дворцом просто жила. В то время была расхожей шутка: «Какой же кир без холодца, какая Инна без Дворца». Говорят, подходя к дверям ДК, ИнБор преображалась, становилась выше, крупнее, весомее, и вместе с нею изменялся Дворец - в нем появлялась какая-то воздушность, он точно наполнялся особой энергетикой. Здесь каждый чувствовал себя любимым и сам искренне любил дышать особой дворцовой атмосферой, заходить к ИнБор поделиться мнениями и сомнениями, узнать ее позицию на сей счет. А Инна Борисовна была человеком высокой культуры, чутким ко всему настоящему и не терпящим суррогата. Она умела убеждать.
Вообще, ИнБор многое сделала для становления и самоутверждения творческих людей Магадана, которыми по праву гордится наш город. Это сейчас мельчает столица колымского края, а тогда... Чего стоят имена Эдди Рознера и Александра Дзыгаря, Василия Пименова и Марии Удольской, Евгения Алхимова... И - среди них особое место занимала хозяйка Дворца истинной культуры легендарная ИнБор - Инна Борисовна Дементьева.
Есть градообразующие предприятия. Но бывают и градообразующие люди. Таким человеком была Инна Борисовна Дементьева. И сегодня у всех, кто хорошо знал эту удивительную женщину, есть возможность возложить цветы к ее памятнику на Марчеканском кладбище, где она в 1989 году обрела вечный покой.
Ирина Борщевская. Май