Советская и российская киноактриса, режиссёр и сценарист. Родилась 17.07.1954 в городе Магадане.
Елена Тонунц (в девичестве Кокалевская) родилась в Магадане, куда судьба занесла ее родителей – папу после службы во флоте, маму после пединститута. Папа, офицер морфлота, привил Елене потребность в ежедневных физических упражнениях, любовь к спорту. До пятого класса девочка серьезно занималась художественной гимнастикой. Кроме того она проводила много времени в балетной студии, а уж там физподготовка почище спортивной! Благодаря своему спортивному прошлому Елена Тонунц и сегодня сохраняет отличную форму.
Спорт и балет Елена удачно сочетала с учебой в школе. Девочка училась на «отлично», регулярно занимала первые места на математических, химических, физических олимпиадах. Поэтому, когда пришел черед выбирать дальнейшую профессию – она, в первую очередь, обратила свой взор на технические ВУЗы…
Несостоявшийся геолог
Штурмовать ВУЗы Елена приехала в Москву. Так получилось, что в МГУ экзамены проходили раньше, чем в других институтах, и девушка решила как бы прорепетировать поступление. «Репетиция» оказалась более чем удачной - на экзаменах на геофаке Елена получила почти все пятерки. Ну как было упускать такой шанс! Елена осталась учиться в МГУ.
Уже в годы учебы Елена стала осознавать, что геология – не ее. Она вспоминает: «Видимо, в душе я всегда была гуманитарием, жадно тянулась к гуманитарным знаниям. Науку я, конечно, изучала, но интереснее была студенческая жизнь, замечательные дискотеки, поездки, путешествия, летняя практика – в Крыму, в устье Амура, в Астраханском крае...»
Геологический факультет МГУ Елена Тонунц окончила в 1976 году. В те годы молодых специалистов направляли по распределению по различным учреждениям и предприятиям страны, где они обязаны были отработать три года. Елене выпал Всесоюзный институт материального сырья в городе Дивногорске Красноярского края. Несмотря на красивое название города условия жизни там были жуткие: барак стоял в чистом поле, добираться до института надо было пешком, а вечером – затемно. Елена просто не вышла на работу...
Девушку естественно разыскивали. Она же, тем временем, прописавшись у родных в Горьком, осталась жить в Москве, устроилась по лимиту дворником и готовилась к поступлению в театральный ВУЗ.
Актриса
Елена Тонунц поступила в ГИТИС на курс К. Михайлова. Уже на первом курсе она дебютировала в кино – в мелодраме Павла Арсенова «Смятение чувств». До окончания института (а ГИТИС Елена окончила в 1981 году) она снялась также в фантастическом фильме «Петля Ориона» (Эя), мелодраме «Портрет жены художника» (Варя, отдыхающая в пансионате), музыкальной комедии «Карнавал» (гостья у Нины на вечеринке).
Первой большой удачей актрисы стала роль Гали - матроса женской команды буксира «Циклон» в музыкальной комедии режиссеров Виктора Макарова и Александра Полынникова «Берегите женщин». Партнерами актрисы по фильму стали Марина Шиманская, Андрей Градов, Игорь Скляр, Альгис Арлаускас, а все действие этой веселой истории происходило в сопровождении замечательных песен Юрия Антонова. Актриса признается, что во время съемок ей очень пригодилась ее спортивная подготовка: «Мне, этакой бесшабашной морячке, приходилось носиться по трапам, как заправскому спринтеру. А чтобы не выделяться среди своих более рослых подруг, надевать под брюки-клеш туфли на высоких каблуках. И не отставать от них, хотя те бегали в кедах. В том же фильме надо было показать умение пользоваться приемами рукопашного боя - специально ходила в секцию карате».
В 80-е годы Елена Тонунц активно снималась в кино. Зрители запомнили ее, прежде всего, по роли очаровательной Шахерезады в фильмах «И еще одна ночь Шахерезады…», «Новые сказки Шахерезады» и «Последняя ночь Шахерезады». Не остались незамеченными ее персонажи в киноповести «Найди на счастье подкову» (Анна Андриеш и Аннушка), фантастической комедии «Шанс» (Ванда Савич в молодости), «Инопланетянка» (сослуживица Игоря), драме «Когда отзовется эхо» (Лейла Бадалова).
Сама же актриса признается, что особое удовольствие доставляет работать в картинах, снятых по шедеврам мировой литературы: «Ведь все великие творения основаны на духовных ценностях, говорят о любви, преданности, жертвенности». Были в ее биографии и такие роли. Так в фильме «Искушение Дон Жуана», поставленный по пьесе Леси Украинки, она сыграла роль Долорес. Еще одна яркая роль – Бейлка в телеспектакле «Тевье – Молочник». «Я раньше не сталкивалась с этой литературой, - рассказывает Елена Константиновна, - а когда начала читать, то увидела, что человеческая мудрость не имеет границ. Русский, украинец, еврей – каждый по - своему, изнутри, из сердцевины народных страданий, народных чаяний говорит о человеке, который не теряет лица в самые трудные минуты, остается добрым, терпеливым».
Режиссура
Поработав в качестве актрисы, Елена Тонунц столкнулась с проблемой творчества в кинематографе. «Оказалось, все это так сложно, подвижно, хрупко. Замыслы у всех гениальные, все безумно талантливые, а в результате получается муть. Иногда думаешь: ну что может получиться из такого ерундового сценария, а фильм выходит неплохой. Очень трудно определить, от чего зависит шедевр или хотя бы такая картина, после которой зритель задумывается над тем, что увидел, над тем, как сам живет», - рассказывает Елена Константиновна. Будучи человеком верующим, она имела потребность донести свое видение до зрителя.
Поступив на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Юрия Озерова), она в 1990 году по собственному сценарию поставила свой первый фильм – короткометражку «Однажды вечером». Эта история повествовала о молоденькой деревенской девушке, которая просит заезжего поэта «подарить» ей ребенка, потому что она в своей глуши, с больной мамой на руках, вряд ли найдет себе мужа и создаст семью. Фильм был высоко оценен специалистами, получив многочисленные призы и премии на студенческих фестивалях во Франции и Германии.
В 1992 году Елена Константиновна окончила режиссерский факультет ВГИКа, а в 1994 году увидела свет ее вторая картина – «Я никуда тебя не отпущу» (снимался фильм, как и первый, на рубеже 80-х и 90-х). Зрителю на суд была представлена драма 16-летней девушки, которая уходит от опекуна и решает жить самостоятельно. Елена Константиновна рассказывает: «Она возвращается в коммуналку, где осталась пустующая комната – мать умерла, отец на принудительном лечении от алкоголизма. Девочка надеется, что ее жизнь не будет такой, как у родителей. Она окончит ПТУ, станет работать, выйдет замуж... Далее мы видим не только цепь драматических событий, но и отношение окружающих героиню людей, которые толкают ее к самоубийству…»
Обе картины оставляют тяжелое впечатление и, в то же время, заставляют зрителя задуматься о жизни. Сама Елена Константиновна признается, что показала как-то картину «Я тебя никуда не отпущу» знакомому батюшке. Тот, посмотрев, остался потрясенным и сказал, что он поставил бы к нему эпиграфом слова из Библии: «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Путь к Богу
Человек мыслящий, ищущий свое место в этом мире, рано или поздно находит путь к Богу. Елена с детства могла часами сидеть у окна, глядя на небо, звезды, и думать, для чего создан человек, для чего он живет. И подспудно ей приходили ответы: человек создан для совершенствования, он должен быть лучше, добрее, снисходительнее, терпимее. Вот так, постепенно, шаг за шагом, она обретала веру. Крестилась Елена Константиновна уже в зрелом возрасте, когда почувствовала в этом истинную потребность.
Позже Елена Константиновна катехизаторское отделение Свято - Тихоновского Богословского института.
Кино. Новый век
В последние годы Елена Тонунц периодически снимается в кино в небольших ролях. Она сыграла эпизодические роли в сериалах «Паутина-3», «Путейцы-2», «Гаражи».
Источник: www.rusactors.ru