360-й космонавт мира и 87-й космонавт СССР-России, Герой Российской Федерации. Павел Виноградов родился 31 августа 1953 г в Магадане в семье инженера. Аттестат зрелости получил в 1970 г. в Анадырьской средней школе №1.
Особенно ему давалась математика. Он был неоднократным призером физико-математических олимпиад города. Еще в школе Павел решил посвятить себя космонавтике и, закончив школу, поехал в Москву поступать в институт. Однако, первая попытка оказалась неудачной. Чтобы заработать на жизнь и подготовиться к поступлению в институт Павел пошел на завод. Он работал учеником токаря, а затем тока, рем 2-го разряда на Московском машиностроительном заводе "Красный Октябрь".
В августе 1971 года он успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского авиационного института. Обучался на факультете "Летательные аппараты". Одновременно с учебой Павел работал в студенческом КБ "Искра", был старшим лаборантом одной из лабораторий. В марте 1977г. он успешно закончил МАИ по специальности "Проектирование ракет-носителей" и получил диплом инженера-механика. Кроме того, он получил воинское звание лейтенанта запаса Ракетных войск стратегического назначения. Как одному из лучших студентов Павлу Виноградову предложили остаться работать в институте, и с апреля 1977 по август 1983 гг. он работал в отраслевой лаборатории "Систем автоматизированного проектирования летательных аппаратов" в должности инженера и старшего инженера (с мая 1978). Там он занимался разработкой программных средств для автоматизированных интерактивных систем проектирования космических аппаратов многоразового использования и созданием расчетных моделей аэродинамики и компоновки ЛА, а также компьютерной графикой.
Для повышения квалификации Виноградов вновь поступил учиться в свой институт на факультет "Системы автоматизированного контроля", и в 1980 г. получил второе высшее образование по специальности "Системный анализ и большие компьютерные системы". Одновременно с работой и учебой Павел Виноградов был нештатным испытателем в ИМБП, где участвовал в различных экспериментах по программе "Буран". Там же в ИМБП он понял, что здоровье не подведет, да и как могло быть иначе? Второй разряд по вольной борьбе и плаванью говорят сами за себя.
В 1981 году Павел написал заявление о вступлении в отряд космонавтов на имя Главного конструктора НПО "Энергия" В.П.Глушко. Ему тогда было 28 лет. Но только через два года Виноградова направили на углубленное медицинское обследование в тот же ИМБП. В феврале 1983 году он получил "добро" врачебно-экспертной комиссии. Тем не менее в отряд его не приняли, вспомнив о положении, действующим со времен В.П.Мишина, в соответствии с которым в отряд космонавтов НПО "Энергия" принимаются только сотрудники, проработавшие на фирме не менее трех лет. Павел был готов перейти в "Энергию", но в 292-м отделе, где работают все космонавты, не было вакансии старшего инженера. В августе 1983 года Виноградов пришел на должность простого инженера. Тем не менее, через два года он стал старшим инженером, еще через три с половиной - ведущим, затем, через полтора месяца - начальником группы, еще через десять месяцев - начальником сектора. Его работа в отделе была связана с отработкой действий экипажей КК "Союз ТМ" и ОК "Буран", а также разработкой автоматизированных систем подготовки космонавтов. Павел Виноградов участвовал в подготовке пусков КК "Союз ТМ", "Буран" и РН "Энергия". Занимался стыковочным узлом для "Бурана". Несмотря на интереснейшую работу мечта самому слетать в космос его не оставляла. В 1984 года он успешно сдал вступительные экзамены, которые сдают все инженеры КБ, желающие вступить в отряд. Вместе с ним сдали экзамены известные теперь космонавты Сергей Крикалев и Александр Полещук. Но их приняли в отряд, а Павла нет. Вспомнили, что не проработал он в фирме тех самых необходимых трех лет. Тогда Павел Виноградов вернулся к работе с удвоенной энергией. Ему, не имеющему опыта космических полетов, доверили возглавить подготовку в НПО "Энергия" группы бурановских бортинженеров. В нее входили опытные космонавты Валентин Лебедев, Александр Иванченков, Геннадий Стрекалов, а так же еще нелетавшие Александр Баландин, Александр Лавейкин и Муса Манаров. Дважды он был признан лучшим руководителем и однажды лучшим по профессии (почетные звания НПО "Энергия").
Только в 1987 году Виноградову дали возможность вновь сдать вступительные экзамены, что он с успехом сделал. Через полгода его вновь, уже в который раз, направили на обследование в ИМБП, и в августе 1988 года Главная медицинская комиссия дала "добро" на "специальные тренировки". Казалось, ничто не мешает и путь в отряд открыт. Но произошло неожиданное. 29 декабря 1988 года состоялась мандатная комиссия, которая рекомендовала зачислить в отряд космонавтов Николая Бударина, Александра Полещука, Юрия Усачева и даже Елену Кондакову, а Павла Виноградова - не рекомендовала. Председатель комиссии - Генеральный директор НПО "Энергия" Вахтанг Вачнадзе считал, что высококвалифицированные специалисты нужны сейчас на Земле. Так отличная работа Павла Виноградова сыграла с ним дурную шутку: работал бы хуже, без огонька, без инициативы - стал бы космонавтом. Против мнения председателя комиссии тогда никто не выступил, и Павел вернулся к работе в отделе.
Через полгода В.Вачнадзе сняли с занимаемой должности, и теперь никто не мешал Виноградову стать космонавтом. Но "поезд уже ушел". Набор был закончен, комиссия ради одного кандидата собираться не стала, пришлось ждать попутчиков. А тут события, которые потрясли весь мир: августовский путч в Москве, приведший в декабре 1991 года к развалу страны. Затем последовала ликвидация Министерства общего машиностроения, до космонавтов ли было? Весной 1992 года на месте МОМ было создано Рос-сийское космическое агентство, и уже 3 марта 1992 г. Государственная межведомственная комиссия, возглавляемая Юрием Коптевым, безоговорочно рекомендовала Павла Виноградова в отряд космонавтов.
13 мая 1992 года приказом Госкомитета по оборонным отраслям промышленности №280 и приказом по НПО "Энергия" от 2 июня 1992 года Павла Владимировича Виноградова зачислили в отряд космонавтов на должность кандидата в космонавты-испытатели. В это время "молодому" космонавту Виноградову было тридцать девять лет.
С октября 1992 - по февраль 1994 года Виноградов проходил общекосмическую подготовку в ЦПК. Во время ОКП Виноградов не только освоил космическую технику, но и налетал на учебно-тренировочном реактивном самолете Л-39 11 часов, выполнил 29 парашютных прыжков. Когда ОКП близилась к завершению врачи обнаружили непонятную микрофлору в его желудке и решили перестраховаться, заявив о временной не-пригодности Виноградова к спецтренировкам. Начались интенсивные обследования, занимавшие дни и недели. Наконец, 19 мая, Главная медицинская комиссия сняла свои претензии, тем не менее "поезд вновь ушел" от Павла Виноградова. Александр Лазуткин и Сергей Трещев успешно закончили ОКП и начали подготовку в составе группы, а Виноградову пришлось вернуться на фирму и еще в течение года проходить необходимые тренировки и досдавать экзамены с зачетами, пропущенные во время медобследований. Только в феврале 1995 года он полностью завершил общекосмическую подготовку и получил соответствующую квалификацию.
Дальнейшие события в жизни космонавта-испытателя Павла Виноградова развивались не менее драматично. Есть пословица "не было бы счастья, да несчастье помогло". Так и случилось с Виноградовым. 20 февраля он неожиданно начал подготовку в составе второго экипажа по программе ЭО-20 и "Евромир-95". Первоначально в этом экипаже был утвержден Сергей Трещев, но после не совсем удачного экзамена по системе управления движением комплекса "Мир" было принято решение о его замене Павлом Виноградовым. С каким энтузиазмом он взялся за дело! Командир экипажа - опытный космонавт Геннадий Манаков помогал ему и европейскому космонавту шведу Крису Фуглесангу осваивать новую профессию После успешного дублирования бортинженера первого экипажа "Союза ТМ-22" Сергея Авдеева Павел Виноградов вместе с Геннадием Манаковым, американцем Джоном Блахой и очаровательной француженкой Клоди Андре-Деэ начал подготовку к своему полету по программе ЭО-22 (NASA-3/"Kaccиoneя").
Летом 1996 года подготовка близилась к завершению. Ничто не предвещало беды, но она пришла. За несколько дней до старта у командира экипажа Геннадия Манакова не выдержало сердце, и он с диагнозом "инфаркт" был госпитализирован. В космос отправились дублеры, а Виноградов остался на Земле. Очередной удар судьбы не выбил Павла из седла. Стресс не сказался на его психическом состоянии, и желание лететь не пропало. Сразу же по возвращении с Байконура он начал тренировки с новым командиром Юрием Гидзенко по программе 24-й основной экспедиции. Но в октябре Гидзенко перевели в первый экипаж Международной космической станции, а его место в экипаже занял наиопытнейший космонавт Анатолий Соловьев, вместе с которым Павлу Виноградову, наконец, удалось осуществить свою мечту.
Родители Павла Виноградова Владимир Павлович и Лидия Сафроновна на пенсии, живут в Тамбове. Его жена Нина Борисовна работает инженером в ГКБ РКК "Энергия". У Павла трое детей: Роман и Виктория от первого брака, и четырехлетняя Катенька.
Павел Владимирович Виноградов награжден медалью Федерации космонавтики СССР "25-летие полета человека в космическое пространство".
"Новости космонавтики"