Массовое производство электрических аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) сделает деловые авиаперевозки доступнее и безопаснее, — считают некоторые эксперты отрасли. Тогда как другие относятся к инновации скорее скептически. Главной угрозой скептики называют сложности с интеграцией «летающих электрокаров» в существующую воздушную инфраструктуру. Разберем, как eVTOL способны революционизировать бизнес-авиацию и почему при всех их преимуществах этого до сих пор не произошло.
Важные для бизнес-авиации технологические инновации в eVTOL
Автопилот в eVTOL — это сложный программно-аппаратный комплекс, использующий самообучающиеся нейросети и другие технологические инновации. Благодаря «умной» электронике летательные аппараты взлетают, приземляются, выполняют сложные маневры без особых усилий со стороны пилота или вовсе без его участия. За счет этого в перспективе обучение пилотов можно будет ускорить и удешевить без какого-либо риска для безопасности полетов.
Улучшенная навигация, сочетающая в себе лучшее от технологий GPS и LiDAR, обеспечивает точное позиционирование летательного аппарата. Это важно для полетов не только в условиях плотной городской застройки, хотя именно ради этого технологию и развивают. В бизнес-авиации точность позиционирования также позволяет прокладывать маршруты в горах, лучше ориентироваться в плохую погоду в условиях ограниченной видимости.
Электродвигатели безопаснее для окружающей среды и не такие шумные. Благодаря этому будет возможность летать на eVTOL туда, куда сейчас приходится добираться на наземных электрокарах или вообще пешком. Также это сделает мультикоптеры и конвертопланы привлекательнее для компаний, частных покупателей и арендаторов, стремящихся к уменьшению углеродного следа.
Передовые системы безопасности и улучшенная надежность — то, что с высокой вероятностью поможет eVTOL вытеснить существующие летательные аппараты с рынка деловой авиации. К ним относятся, помимо улучшенной навигации и автоматики, относятся спасательные средства для пилота и пассажиров, поддержка дистанционного управления, «умные» системы самодиагностики.
Слабые стороны eVTOL
Прежде чем eVTOL будут полноценно использовать для воздушных перевозок, потребуется адаптировать под них существующие регуляторные правила и стандарты. Универсального стандарта порядка сертификации и лицензирования летательных аппаратов этого типа до сих пор нет. Вероятно, что формирование регулирующей базы в мировом масштабе будет происходить одновременно с постепенным внедрением eVTOL в рынок внутренних перелетов в передовых странах.
Дальность полета и грузоподъемность eVTOL ограничены. Несмотря на прогресс в отраслях электроники и электромеханики, эксплуатируемые сегодня авиационные двигатели гораздо мощнее экологичных электромоторов. Пока те образцы электрических аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой, которые уже активно тестируют в мире, не смогут заменить по числу перевозимых пассажиров и количеству грузов наиболее популярные в бизнес-авиации модели джетов.
Будущее электрических аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой в бизнес-авиации
Будущее у технологии определенно есть. Улучшенные безопасность, передовые системы навигации и «умные» помощники пилотов на базе ИИ делают аппараты привлекательными для рынка деловых авиаперелетов. Вот только прежде чем по городам и между ними начнут регулярно летать пилотируемые и беспилотные eVTOL, понадобится подготовить стойкую базу для регулирования вопросов сертификации и лицензирования подобной техники.