Черные маски на горном полигоне. Криминальное золото


Сусумансний район в нашей области - один из самых "густонаселенных" старательскими артелями. Да, сегодня у них иная организационная форма - это, как правило, общества с ограниченной ответственностью, которые заключают договоры подряда с крупными золотодобывающими предприятиями.

ОАО "Сусуманский ГОК "Сусуманзолото" и было обладателем лицензии на добычу драгоценного металла на месторождении, расположенном в десяти километрах от районного центра на слиянии ручьев Светлый и Верхний Нексикан с правым притоком реки Верелех. Разработкой одного из полигонов месторождения по договору подряда в пром-сезон'2009 занималось ООО "Астра".

Ночью 15 августа прошлого года луна освещала безлюдный полигон - трое рабочих ночной смены ужинали в мониторном помещении. И неожиданно их покой нарушили двое в черных масках.

Жители поселка Холодный Сусуманского района Андрей Мишин и Виктор Чернов (имена и фамилии в публикации изменены. -Авт.) были приятелями. Еще подростками искали для себя какие-нибудь встряски и приключения, щекочущие нервы. Поведение было на грани - среднюю школу они окончили с трудом. Жизнь для обоих -как перекати-поле: куда-то, надеялись, да и выведет.

Но она выводила, куда не надо. Мишин, 1984 года рождения, был судим. Но к моменту совершения повторного преступления наказание, определенное ему в 2008 году приговором Сусуманского районного суда в виде двух лет лишения свободы условно и штрафом в размере 10 000 рублей, он еще не отбыл. Штраф погасил частично, выплатив всего 2 250 рублей, и продолжал вести праздную жизнь. В январе 2009-го суд приговорил его к одному году шести месяцам исправительных работ с удержанием десяти процентов заработка в доход государства.
Чернов младше своего приятеля почти на четыре года и за совершение правонарушений привлекался к административной ответственности. Эмоционально неустойчивый, он попал под влияние решительного и дерзкого Мишина, в квартире которого весь вечер 14 августа прошлого года они и обсуждали план действий по разбойному нападению на полигон ООО "Астра" с целью хищения промышленного золота. Предварительно собрали информацию об "оперативной обстановке" на предприятии: знали, что там и как.
- Рабочих ночью должно быть человека два-три, -говорил Мишин. - Но чтобы не накостыляли по мозгам, прихватим с собой ружье и монтировку. Все должно быть неожиданно. Мы ворвемся, запугаем и свяжем их скотчем.

- Ясное дело, что запугаем, - соглашался Чернов, слушая приятеля.

- А чтобы не оставить следов, возьмем с собой спортивные костюмы, кроссовки, перчатки и на полигоне переоденемся, потом выбросим. Все надо делать быстро.

Примерив самодельные черные маски с прорезями для глаз, которые изготовили из шапок, они дождались наступления ночи и, захватив "обмундирование", сели в иномарку Тойота-Калдина".

Мишин лихо крутил баранку и зло ругался, взбадривая притихшего приятеля громкими интонациями.

- Ты че примолк-то?

- Да все нормально, -сквозь зубы процедил Чернов, на которого в какой-то момент накатило оцепенение. - Заправимся металлом как нечего делать!

Подъехав к полигону, переодевшись и натянув на головы маски, они ворвались в мониторное помещение. Здесь находились трое рабочих.
- Не двигаться! - сказал Мишин, угрожая ружьем.

- Не вздумайте рыпаться, иначе фанты, - вторил ему Чернов, размахивая монтировкой.

Все произошло, как они и планировали, в считанные минуты. Запугав мужиков и связав им руки и ноги скотчем, нападавшие пошли к промприбору. Пока Мишин взламывал монтировкой крышки шлюза ПГШ-50, Чернов вел наблюдение за окружающей обстановкой, чтобы, в случае опасности, предупредить об этом.
Но, взломав крышки промприбора, Мишин крикнул в темноту:

- Витька, быстро чешем в мониторку. У них же там радиостанция!

Вернувшись в помещение, они лишили рабочих ООО "Астра" средств связи, разбив монтировкой радиостанцию и забрав у одного из них сотовый телефон "Нокиа". Потом совместно извлекли из промприбора два коврика с золотосодержащим концентратом, поместив его в заранее приготовленные мешки.

В похищенном концентрате было 78 граммов промышленного золота, содержащее 68,6 грамма химически чистого драгметалла (стоимостью 976 рублей 56 копеек за один грамм), и 9,4 грамма химически чистого серебра (стоимостью 15 рублей 37 копеек за один
грамм). Общая сумма похищенного составила 67 136 рублей 49 копеек - именно такой ущерб был причинен ОАО "Сусуманский ГОК "Сусуманзолото" как обладателю лицензии на разработку этого месторождения.

В полной уверенности, что не оставили никаких следов, Мишин с Черновым погрузили мешки с концентратом в иномарку и поехали в сторону старого моста, который находился неподалеку от районной больницы. Похищенное спрятали под мостом в тайник.
Они и на следующий день продолжали действовать, соблюдая меры предосторожности. Забрав концентрат из тайника, перевезли его в район бывшего аэропорта Сусумана и обработали.

По договоренности с Мишиным продать золото должен был Чернов. Он и забрал сверток из фоль™, в которую завернул похищенное золото, и в тот же день возле магазина "Эдем" продал его за 50 000 рублей неустановленному лицу. Чернов, согласно достигнутой договоренности, передал Мишину 30 тыаруб-лей, остальные деньги остались у него.

- А нас не вычислят? -спрашивал приятеля Чернов, когда по Сусуману поползли слухи о разбойном нападении на ООО "Астра".
- Мы все сделали чисто, улик нет, - успокаивал тот.

Да, их вычислили не сразу. Оперативникам пришлось немало поработать, но уже через месяц с небольшим обоих взяли под стражу: Мишина-21 сентября, а Чернова - 28 сентября. Они написали явку с повинной. А когда знакомились с материалами уголовного дела, заявили ходатайства о его рассмотрении в особом порядке судебного разбирательства - без исследования доказательств.

- В суде они заявили: оба осознают, что приговор будет основан только на тех доказательствах, которые имеются в материалах дела, - сказал корреспонденту "KТ" участвовавший в процессе государственный обвинитель прокуратуры Сусуманского района С.Е. Молодых. - Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает для обвиняемых, которые согласились с обвинением и ходатайствуют о рассмотрении дела в особом порядке, назначение наказания не свыше двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Поэтому, как правило, подсудимые и принимают решение о таком порядке рассмотрения дела. При этом суд всегда учитывает полное признание вины и раскаяние в содеянном как смягчающие наказание обстоятельства и назначает наказание с учетом этих обстоятельств.

- При нападении на работников ООО "Астра" они угрожали ружьем, которое было заряжено?

- Нет, боеприпасов к охотничьему ружью ТОЗ-63 у них не было, поэтому в судебных прениях я просил суд исключить из предъявленного обвинения квалифицирующий признак разбоя - применение оружия. Мой отказ от обвинения в этой части судом был рассмотрен и принят.

- Как суд квалифицировал действия Мишина и Чернова?

- Их действия были квалифицированы по части 2 статьи 162 УК РФ как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия.

И по пункту "в" части 2 статьи 191 УК РФ как совершение сделки, связанной с драгоценными металлами в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а также как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, группой лиц по предварительному сговору.

Приговором Сусуманского районного суда от 22 марта 2010 года Мишину назначено наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет со штрафом в размере 7 500 рублей, а Чернову - на шесть лет, без штрафа. Наказание они будут отбывать в колании общего режима
...Преступлении, связанных с хищением драгоценных металлов в нашем регионе, не становится меньше. Криминальное золото создает большую головную боль для правоохранительных органов. Ежегодно УВД по Магаданской области проводит оперативно-профилактическое мероприятие "Самородок", которое приносит свои положительные результаты: милиционеры пресекают немало преступлений, изымают драгметалл из незаконного оборота.

К примеру, с июня по октябрь 2009 года сотрудники милиции зарегистрировали 75 преступлений экономической направленности - 56 из них было связано с незаконным оборотом промышленного золота. К уголовной ответственности привлечено 54 человека, в том числе и некоторые руководители золотодобывающих предприятий. Из незаконного оборота изъято более 35 килограммов промышленного золота - почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2008 года.

При участии сотрудников Департамента экономической безопасности МВД России милиционерами перекрыт канал транспортировки нелегального металла в Санкт-Петербург путем отправки по почте посылок, в которых находились якобы детали для автомобиля.
Однако чаще всего похищенное золото преступники сбывают "на месте", как это, по договоренности с Мишиным, сделал Чернов, продав драгметалл среди бела дня у магазина. Бывает, что его сдают недобросовестным руководителям старательских артелей, а те - на Колымский аффинажный завод как самостоятельно добытое, не неся при этом никаких затрат.

Начался промсезон-2010, и во избежание хищений золота руководителям предприятий, службам безопасности необходимо усилить контроль за сохранностью металла Надежными помощниками в этом могут стать системы видеонаблюдения Да, стоят они недешево, но как без затрат в драгоценном бизнесе?

Е.ЕЛИНА
"Колымский тракт"









Колымские колонки