Исполнительная власть - профсоюзы области: действовать рука об руку в интересах территории


ГУБЕРНАТОР ОБЛАСТИ НИКОЛАЙ ДУДОВ ПРОВЕЛ ВСТРЕЧУ С ЛИДЕРАМИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Хотя губернатор области Н.Н. Дудов и начал разговор с руководителями профсоюзных комитетов территории со слов "давно не встречались", надо отметить, что подобные встречи региональной власти с профактивом проходят часто. И это приносит свои плоды. "Мы находим общие точки соприкосновения в нашей работе, -подчеркнул Н.Н. Дудов. - И у всех понимание одно: нужно действовать в интересах дела, в интересах развития нашей территории".

Последующий за этим краткий обзор экономического состояния области в общем-то повторял то, что было уже опубликовано в нашей газете. Наша главная отрасль - горнодобывающая - прибавляет в темпах развития, и, слава Богу, в первом квартале текущего года эта тенденция ничуть не изменилась.

Через месяц правительство страны будет принимать план реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона на период до 2025 года. С этим решением многие дальневосточники связывают свои надежды на существенные перемены в качестве жизни. А для магаданцев это еще и перспектива строительства железной дороги. Отношение к этому пункту Стратегии развития до сих пор неоднозначное.

- Все предыдущие программы по развитию Дальнего Востока реализовывались на 6-8 процентов, - сказал председатель объединения организаций профсоюзов Магаданской области Н.И. Махонький. -Может быть, судьба Стратегии развития сложится иначе. Особенно всех интересует строительство железной дороги. Насколько оно реально?
- Это предложение, с которым мы вышли в правительство вместе с президентом Саха (Якутия) В.А. Штыровым, действительно казалось утопическим, - ответил Н.Н. Дудов. - Но так получилось, что мы нашли поддержку. Строительство железной дороги было поддержано руководством ОАО "Российские железные дороги", в то время еще существовавшим РАО "ЕЭС" России, агентством железнодорожного транспорта, которое и возглавило эту работу. И в выступлениях руководителей правительства этот проект оценивался как очень удачный.

Могу добавить, что губернатор Забайкальского края, когда он докладывал в правительстве о том, что строительство железной дороги в фае завершается, тоже предложил направить высвобождающиеся мощности на строительство нашей дороги. Это предложение нашло полное понимание у председателя правительства.
А недавно меня попросили нашу редакцию Стратегии развития направить в агентство железнодорожного транспорта. В прошлом году мы объявили конкурс на подготовку технического обоснования проекта строительства железной дороги.

Поэтому, я думаю, шансы получить финансирование на строительство довольно высоки. Другое дело, как будет складываться ситуация в стране. Но нужно понимать, что мы попали в этот проект не случайно. Это стратегический объект, который необходим России для того, чтобы в перспективе иметь протяженную на всю страну железнодорожную линию -от Калининграда до Тихоокеанского побережья.

Следующий вопрос, с которым обратились к губернатору лидеры отраслевых профсоюзных комитетов, был хотя и менее масштабным, но не менее актуальным для жителей области. Речь об официально утвержденной на территории минимальной заработной плате. Дело в том, что по существующему законодательству различные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в минимальный размер оплаты труда. Следовательно, этот нижний предел не может включать в себя наши надбавки и районный коэффициент.

Утвержденный размер минимальной зарплаты в области составляет ныне 5 500 рублей. Но если на принятый для всех субъектов Федерации минимальный размер оплаты труда в 4 330 рублей "накрутить" коэффициент и северные надбавки, то минимальный заработок в Магаданской области должен составлять. ..

-Дело в том, что вторая часть 129 статьи Трудового кодекса, где содержалось определение минимального размера оплаты труда, была упразднена, - ответил губернатор. - И поэтому в нынешней ситуации бывает так, что собственно оклад, без коэффициента и надбавок, может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время минимальный размер зарплаты, утвержденный у нас на территории трехсторонней комиссией, определен на уровне 5 500 рублей. И ниже этого уровня зарплату на территории платить никто не имеет права.

А вот насколько этот уровень велик или низок тема для обсуждения. Ну, например, я знаю, что сегодня наша территория находится в тройке субъектов Дальневосточного федерального округа, где минимальный размер заработка превышает среднероссийский. Выше нас только минимальная зарплата на Сахалине, а у нас она примерно на том же уровне, что и в Хабаровском крае. Мы внимательно отслеживаем возможности увеличения минимальной зарплаты на территории. Понятно, что этот нижний предел должен расти, так же как и вся зарплата работников бюджетной сферы. Но на этот счет Министерство финансов занимает жесткую позицию: вопрос повышения зарплаты работникам бюджетной сферы может быть рассмотрен только по результатам исполнения федерального бюджета. Мы считаем, во сколько обойдется повышение минимального уровня оплаты труда. Но в то же время понимаем, что после такого повышения заработок неквалифицированных работников не должен сравняться с зарплатой специалистов. Поэтому повышение должно проводиться параллельно.

Происходить это у нас на территории будет так же, как и в прошлом году. МРОТ будем поднимать и при этом увеличивать фонд оплаты труда, исходя из того, что у нас все работники бюджетной сферы перейдут на новую систему оплаты труда. В прошлом году мы очень хорошо поработали. Бюджет был исполнен в начале декабря. А по итогам года собственных доходов поступило на полтора миллиарда рублей больше, чем в году предыдущем. В текущем году мы так же имеем все возможности получить дополнительные доходы. А это и будет основанием для того, чтобы повысить заработную плату работникам бюджетной сферы.

- Ситуация складывается парадоксальная, - сказал Н.И. Махонькин. - С одной стороны, законодатели изъяли вторую часть статьи 129, чем внесли сумятицу в понимание вопроса. С другой, повышать размер минимальной оплаты труда нужно - сегодня уже невозможно прожить на 5 500 рублей в месяц, это мы тоже все прекрасно понимаем. Даже если взять только районный коэффициент, минимальная зарплата в области должна составлять 7 330.

Представьте себе, что работники бюджетных и иных организаций пойдут в суды и те вынесут решение в пользу истцов. Тогда возникнут проблемы у всех - и у власти, и у работодателей. А между тем, такая практика уже существует, например, в Пермском крае. И Президиум Верховного суда 10 марта нынешнего года подтвердил, что компенсационные и стимулирующие выплаты не входят в минимальный размер оплаты труда, то есть они должны выплачиваться дополнительно. Что делать?

- Если сейчас начать выплачивать минимальный заработок в 7 330 рублей, то с учетом необходимости повышения и всех остальных заработков это выльется в такое увеличение фонда оплаты труда, что мы просто не найдем таких денег, - ответил Н.Н. Дудов. - Понятно, что без решения федерального центра эту проблему не решить. Однако, учитывая разъяснение суда, нам уже самим нужно ставить этот вопрос перед правительством. Давайте попробуем сделать это вместе. Я готов подписать такое письмо.

Вопрос о результатах внедрения новой системы оплаты труда был обозначен в темах, предложенных к обсуждению на этой встрече председателями объединенных комитетов профсоюзов. Однако и без предложений профсоюзных лидеров такой разговор все равно должен был состояться. Администрация области, проанализировав первые итоги работы общеобразовательных учреждений по новой системе оплаты, пои шла к выводу о необходимости корректировок проявившихся перекосов в зарплатах рядовых педагогов и работников административных аппаратов школ.

- Мы предложили скорректировать возникшие перекосы в оплате труда, используя для этого в том числе и централизованный фонд стимулирования руководителей, - сказала начальник Департамента образования администрации области ТА. Исаева. - Мониторинг показал, что к нашим рекомендациям прислушались. Во всяком случае, ухудшения положения в районах области не произошло.

Но нас беспокоит ситуация, которая складывается в школах г. Магадана. Мы получаем сигналы о том, что в середине учебного года, но в начале года финансового, то есть в январе, когда деньги уже выделены, а лимиты никому не уменьшены, педагогам вдруг уменьшают доплаты за классное руководство, за проверку тетрадей и так далее, чего в принципе, как мы понимаем, быть не должно.

В целом за первые три месяца ситуация в городе не улучшилась. Увеличена зарплата административно-управленческого персонала - там счет идет на тысячи рублей, но всего на 700 рублей повышена зарплата педагогам. А в отдельных учреждениях зарплата учителей даже снизилась. И сегодня мы пришли к такому выводу, что наш Департамент образования со специалистами городского Управления образования посчитает по каждой школе фонд оплаты труда.
Нарушений много. При начислении зарплаты смешиваются все субвенции. Например, выплаты социальной направленности производятся из субвенции, которая предназначена для заработной платы. Это говорит о некомпетентности бухгалтерских служб. Мы проанализировали численность учащихся. Их сегодня на 67 меньше. Число работающих с начала учебного года уменьшилось на 40 человек. И деньги из фонда зарплаты мы не изымали. То есть, фактически ничьи заработки не должны были уменьшаться...

Как заверила присутствующих Т.А.Исаева, департамент образования откликается на все обращения председателей профсоюзных организаций школ. Специалисты департамента проверяют факты, изложенные в обращениях. Председатель областного комитета профсоюза введен во все комиссии по распределению стимулирующего фонда - как города, так и области.

- Есть председатели профкомов, отдельные педагоги, которые не боятся поднимать эти вопросы, - сказала председатель обкома профсоюзов работников народного образования и науки Т.В. Баранова. - Но в некоторых учреждениях директора говорят: как захочу - так и сделаю. А люди, тем более в кризис, бояться остаться без работы. В школах же очень много работников пенсионного возраста. И им руководители зачастую заявляют, оставаясь один на один: будете лезть -останетесь без работы! Кроме того, председатели профкомов - общественники. Нужно еще иметь время, чтобы вникать во все, изучать документы. Поэтому там, где эти вопросы поднимают, мы и работаем. А там, где -тишина...

Т.А. Исаева, подытоживая свое выступление, предположила, что предоставленная финансовая самостоятельность многим руководителям школ оказалась просто не по плечу. И возможно, так оно и есть. Хотя трудно понять, почему тогда, например, при переходе на новую систему оплаты труда в департаменте социальной поддержки администрации области населения подобных перекосов не случилось. А если и возникали какие-то вопросы, на них оперативно реагировали специалисты департамента. Об этом рассказала в своем выступлении начальник департамента Н.Ю. Хребтова. И по словам начальника департамента здравоохранения администрации области С.А. Зай-нутдинова, у медиков тоже процесс отлаживания новой системы оплаты труда не затянулся. "По результатам мониторинга за 2009 год, - сказал он, -у нас произошло увеличение заработной платы у врачебного персонала на 11,1 процента, у среднего медицинского персонала - на 2,7 процента, у младшего медперсонала на 7,8, по прочим работникам - на 3,9 процента. Проблемы были, есть. Было четыре судебных заседания - все решения суда подтвердили нашу правоту. После выплаты январской зарплаты обратились сотрудники оздоровительного учреждения - получили меньше, чем в прошлом году. Разобрались. Людям просто не объяснили, что в минувшем году в учреждении была экономия зарплаты, поэтому в декабре им выдали премию. А когда сотрудники получили зарплату за январь и начали сравнивать ее с декабрьской... Больше таких коллективных обращений ко мне не было. Но проблемы есть. Однако мы сразу решили так: внедряем, смотрим, как это работает, а потом при необходимости вносим в свое постановление изменения".

Наиболее благотворно сказался переход на новую систему оплаты труда на заработках работников учреждений культуры.

- У нас тоже сложности были, - сказал начальник управления культуры администрации области В.В. Савченко. - Прежде всего, в специфике различных учреждений. В театре - одна зарплата, в филармонии - другая, в библиотеке - третья, - итого 29 направлений. Поэтому мы полгода готовили специалиста. Направили его на учебу в Москву, помогли наладить контакт с начальником департамента труда и заработной платы министерства культуры. Четыре раза собирали работников из районных отделов культуры. И на сегодняшний день на новую систему оплаты перешли все областные учреждения, из районных отделов остался один -Ягоднинский. Но в этом году и он перейдет. Что дал переход на новую систему оплаты труда? Отношение к работе стало лучше. В начале это было не очень заметно. Но теперь, когда завершили мониторинг за первый квартал, видим, что люди стали стремиться выполнять свои показатели. В итоге по должностям культуры, искусства и образования в сфере культуры у нас за первый квартал получилась средняя зарплата 17181 рубль, а была -15800. По должностям общеотраслевых служащих, включая руководителей -17900 рублей, по рабочим - 9300. В среднем объем стимулирующих доплат в процентном отношении к должностному окладу без учета районного коэффициента и северных надбавок составил 33 процента. Люди это почувствовали.
После удивленных реплик: "Откуда - 33? В образовании -18!", - В.В. Савченко пояснил, что сейчас работники культуры заинтересованы в оказании платных услуг, тогда как прежде эта заинтересованность отсутствовала. Теперь за счет заработанных денег руководитель учреждения может повышать зарплату сотрудников.

Возвращая присутствующих к основной теме встречи - взаимодействия с профсоюзами, Н.И. Махонькин обратил внимание губернатора на следующее: "В Трудовом кодексе сейчас более 20 статей отсылочного характера, связанных с заработной платой, режимом работы, сменностью и так далее. И решение по этим вопросам руководитель обязан принимать с учетом мнения представительного органа. К сожалению, здесь у нас возникают конфликты. Я считаю, что тут все зависит от позиции работодателя. Если он - толковый, грамотный, умеет работать с профсоюзом, то мнение общественного органа для него принесет лишь пользу. Поэтому я прошу вас, Николай Николаевич, при обсуждении различных вопросов на Совете территории нацеливать глав администраций на то, что с представительными органами нужно считаться. Законодательство у нас становится более либеральным. Многое придется решать на основе коллективных договоров, соглашений. И если мы сейчас не научимся взаимодействовать, в дальнейшем будет очень сложно работать - будет много конфликтных ситуаций. Ну, и заканчивая обсуждение, все же хотел бы получить ответ на вопрос: бюджетникам нашим ждать индексации, или нет?

- Ждать, - однозначно ответил Н.Н. Дудов. - По мере исполнения нашего бюджета мы будем оценивать наши возможности для повышения фонда оплаты труда и в том числе повышения минимальной заработной платы. Еще раз подчеркну, что перспектива у нас хорошая - темпы развития экономики позволяют наращивать собственные доходы территории.

На встрече были обсуждены и другие вопросы.

Николай ПАНОВСКИИ
"Колымский тракт"