"Вечные вопросы" Константина Кузьминых

/uploads/posts/2010-04/1270928479_kuzminyx1.jpg



Творчество художника Константина Кузьминых хорошо известно не только магаданскому, но и дальневосточному зрителю. Автор демонстрировал свои полотна в выставочных залах Хабаровска и Владивостока, на Сахалине и Камчатке, в Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане, Благовещенске.

Совсем недавно Константину Борисовичу, первому из мастеров кисти нашей территории, удалось познакомить с собственным творчеством зрителей культурной столицы мира - Парижа, где еще накануне официального открытия Года России во Франции прошла его персональная выставка. Об этом интервью нашего корреспондента с живописцем председателем областной творческой организации Константина Кузьминых.

- Мечта любого художника - побывать в Париже, где творили великие авторы XX века, а вам удалось большее. Неужели легко организовать вернисаж?

- Мечта большинства художников всего мира - выставиться в Париже. Меня она тоже не обошла стороной. В юности это казалось абсолютно нереальным и недосягаемым, а оказалось, что возможно. В декабре прошлого года моя картина была представлена на парижской выставке, которая проходила в Лувре. Это национальный салон изящных искусств, он проводится ежегодно, для участия в нем съезжаются художники со всего мира. Это одна из самых престижных международных выставок, отбор на нее ведет французское жюри.

В феврале в Париже открылась моя персональная выставка, которая называлась , в переводе . Она проходила в культурном центре , на ней я представил 20 живописных работ. Особых трудностей с ее организацией не было, хотя, конечно, не все получается так, как мы этого хотим. Но надо реально представлять, что это связано с массой не зависящих от нас условий, это расстояние, границы, таможня и т. п.

- Каким увидели зрители художника К. Кузьминых, кто был перед ними - модернист, мыслитель или житель страны белых снегов?

- Идея выставки мною специально не вынашивалась. В прошлом году поступило предложение от администрации культурного центра - организовать персональную выставку, я дал согласие. При этом выбор пал на картины из серии . Художественный проект был организован семь лет назад мною и художником из Хабаровска А. Лепетухиным. Основная сюжетная канва выставки - Библия, но уже само название проекта расширяет сюжетные границы до бесконечности. Выставки в рамках этого проекта прошли по всему Дальнему Востоку. Теперь картины этого цикла увидели и во Франции.

Изобразительное искусство не нуждается в переводе, как, например, литература. Поэтому для художника намного легче представлять свое творчество за рубежом и надеяться быть понятым в любом месте планете без переводчика. Среди работ , , и другие.

- В этом году у вас юбилей, как вы относитесь к этой дате?

- О возрасте не вспоминаю. Юбилей для художника, как и для любого человека, - повод посмотреть на себя и свою жизнь со стороны, вспомнить, что сделано, наметить планы на будущее.

- В 2010 году юбиляров в областной организации художников немало.

- Да, юбиляры собираются проводить персональные выставки. Это В. Прасков, Ю. Галдин и В. Шешуков. Надеюсь, вернисажи состоятся, приглашаю магаданцев посетить их выставки. Они пройдут в галерее современного искусства и художественном салоне .

- Расскажите о коллегах, как у них складываются взаимоотношения с бизнесом и не повлияли ли они отрицательно на их творчество?

- В нашей творческой организации 33 художника - живописцы, графики, скульпторы. Есть художники декоративно-прикладного искусства, на них я бы и хотел остановиться подробнее. Еще не так давно в области функционировала областная Ассоциация мастеров резьбы по кости. Получая мизерные субсидии, а иногда и не получая ничего, не имея финансовой поддержки ни с какой стороны, эта общественная организация прекратила свое сущест-вование. Мы приняли в Союз художников России большинство косторезов, мастера получили статус профессионалов, при этом основная их часть - авторы-самоучки, не имеющие специального образования и привыкшие работать на ширпотреб. А ведь именно по произведениям этих людей и будут судить о древнейшем художественном промысле Крайнего Северо-Востока. Художникам нужно учиться, совершенствовать мастерство, видеть образцы высокого искусства. Их нужно посылать в дома творчества, им важно видеть большие выставки, их творчество нужно стимулировать и пропагандировать, а на это необходимы средства.

Поэтому мы обратились в администрацию нашей области с просьбой о включении в целевую программу финансовой поддержки общественных объединений на 2011 - 2013 годы отдельного пункта . Только Союз художников сможет по-настоящему сохранить и дать толчок развитию этого уникального вида искусства.

Что касается взаимоотношений художников и бизнеса, я думаю, что это, как и любые взаимоотношения, индивидуально. Каждый строит свою жизнь по собственным меркам и лекалам. Что у кого получится - покажет время.

- Колымчан интересует, почему наши живописцы не будут оформлять кафедральный собор.

- Могу только сожалеть, что наших художников не допускают до работ, связанных с его оформлением, ведь сегодня на территории практически нет значимых проектов, принять участие в которых могли бы наши мастера. Нет былого строительства, не делаются витражи, мозаика, росписи, при отделке собора такая возможность появилась. Тем более что творческий потенциал есть, нужно только найти ему применение, поддержать, как это делается, например, при строительстве храмов в том же Хабаровске. Я с уверенностью могу сказать, что сделать резной иконостас для нижнего храма собора, киоты, витражи вполне могли бы наши художники. Получается, что интересная творческая работа досталась не нашим, а софринским мастерам, в то время как для многих наших авторов она была желанна и по силам. Это было бы и справедливо, и по совести.

Я в Магадане родился, это моя родина, и мне она небезразлична. Волнуюсь, когда чего-то не понимаю, но еще больше, когда начинаю понимать. Не могу безразлично смотреть на реалии повседневной жизни, но отдаю себе отчет в том, что сделать ее иной не в состоянии.

- Проанонсируйте выставки художников - городские, областные, за пределами территории.

- В апреле в Забайкальском краевом художественном музее города Читы проходит выставка в рамках межрегионального проекта , ее авторы - я и художник А. Лепетухин из Хабаровска. В мае в Магадане откроется областная художественная выставка, посвященная 65-летию Победы в Великой Оте-чественной войне. Планируется традиционный летний вернисаж в честь дня города, место проведения - галерея современного искусства. И еще несколько персональных выставок пройдут в Магадане - Юрия Галдина, Валерия Праскова, групповая трех авторов: Юрия Руденко, Вячеслава Фентяжева и Валентина Шешукова.

- Напоследок блиц-вопросы. Кто для вас муза?

- Жизнь во всех ее проявлениях.

- Ваша любимая краска?

- Белая.

- Какому жанру вы отдаете предпочтение?

- Весной - портрету, летом - натюрморту, осенью - тематической картине, зимой - пейзажу.

- Творчество каких художников вам близко?

- Простое перечисление фамилий любимых художников ничего никому не объяснит, тем более что многих, особенно современных, мало кто знает, кроме профессионалов и настоящих знатоков изобразительного искусства. Перечислив в произвольном порядке: Тициан и Серж Поляков, Андрей Рублев и Люсьен Майкл Фрейд - не сказать ничего. У меня десятки любимых авторов, к творческому наследию которых я обращаюсь постоянно, находя у них ответы на вопросы.

Приоритеты в искусстве меняются с возрастом, вкусы трансформируются. То, что вчера было интересным и значимым, сегодня представляется иным, бывает на-оборот. То, мимо чего проходил много раз, не замечая, не придавая никакого значения, вдруг оказывается близким тебе, органично входит в жизнь, обогащая.

- В какой точке земного шара вы мечтаете побывать?

- Сегодня моя мечта - побывать во Флоренции, но я не спешу ее осуществлять - не хочу потерять так быстро.

Марина ПРАСКОВА "Магаданская правда".