Вперед, к намеченной цели.

/uploads/posts/2010-03/1268112691_vladimir-kulakov-m.gif



Владимир Кулаков
Представитель в Совете Федерации от Магаданской области

Экономика Магаданской области, как известно, является моноресурсной, ориентированной на добычу твердых полезных ископаемых. Однако не только золото и серебро определяют сегодня лицо территории. В последние годы активно стали развиваться и другие отрасли областного хозяйства.


ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕВЕРА
В соответствии с Концепцией развития Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации законодательные органы государственной власти совместно с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ сегодня решают множество сложных задач, связанных с модернизацией экономики страны и созданием эффективной правовой базы.
В связи с этим уже в 2009 году Советом Федерации было рассмотрено более 170 вопросов по жизнедеятельности и развитию северных территорий. Остановлюсь здесь только на наиболее значимых.

Прежде всего это Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Данный закон повышает уровень пенсионного обеспечения. Для граждан, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и имеющих страховой стаж не менее 25 лет (у мужчин) и 20 лет (у женщин), фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 1.01.2010 года установлен в сумме 3843 рублей в месяц. А лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (у мужчин) и 20 лет (у женщин), - в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц.

Также с 1.01.2010 года для всех пенсионеров, включая северян, введен механизм повышения денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1.01.2002 года. Предусматривается увеличить расчетный пенсионный капитал за-страхованных лиц на 10 % и, сверх того, повысить этот капитал еще на 1 % за каждый год общего трудового стажа, приобретенного к 1.01.1991 года. Появилось и понятие «прожиточный минимум пенсионера», ниже уровня которого размер государственной поддержки пенсионеров быть не может.

Введена также в действие важная для северян норма, предусматривающая возможность по выбору застрахованного лица производить расчет размера трудовой пенсии в соответствии с ныне действующим пенсионным законодательством. С учетом всех этих нововведений среднегодовой размер трудовой пенсии в целом по стране составит в нынешнем году 7964 рубля, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях - 10570 рублей.
Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует вопросы охоты. Этот вид деятельности, как известно, является основой жизнеобеспечения северного старожильческого населения. Однако, на мой взгляд, ряд его норм нуждается в существенной корректировке.

В законе недостаточно учитывается специфика ведения охотничьего хозяйства в районах Севера, особенно в части регулирования вопросов охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Поэтому будет разрабатываться проект федерального закона о внесении изменений в уже принятый ФЗ.

Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации» давно ожидали в ряде российских субъектов. Он устанавливает, что рубки в защитных лесах в целях проведения геологоразведочных работ, строительства и эксплуатации линейных и гидротехнических объектов допускаются, если данные виды деятельности не запрещены или не ограничены российским законодательством. Лесные участки для заготовки древесины предоставляются федеральным государственным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в целях совершенствования механизма создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ. Законом внесены изменения в положения о портовых ОЭЗ. В соответствии с ними такие зоны могут включать в себя акватории морских и речных портов, территории аэропортов. В границах портовых ОЭЗ могут находиться объекты инфраструктуры морского порта. Их перечень установлен ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии» разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ, субъектами и органами местного самоуправления и определяет, как из бюджетов всех уровней, включая федеральный, будет финансироваться реализация прав национально-культурных автономий.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливает полномочия Правительства РФ по утверждению перечня видов традиционной хозяйственной деятельности этих народов, а также перечня мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Ранее отсутствие этих полномочий служило формальным основанием для отказа в принятии подзаконных нормативных правовых актов, необходимых коренным малочисленным народам для реализации своих прав.

Должен отметить, большинство законопроектов являются законодательными инициативами органов законодательной или представительной власти субъектов РФ, полностью либо частично отнесенных к северным территориям.
В данный момент в Государственную Думу внесен ряд проектов федеральных законов: «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и «Об оружии». В нем устанавливается право на приобретение и использование служебного оружия для обеспечения безопасности работников геологоразведочных организаций при проведении полевых работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В ноябре прошлого года Госдума приняла этот законопроект в первом чтении.

В Государственную Думу внесен также проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по добыче и реализации драгметаллов и драгкамней, за исключением алмазов.

В прошлом году была продолжена работа над проектами федеральных законов, направленных, в частности, на внесение изменений в статьи 16 и 19 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Большое внимание было уделено созданию системы оказания скорой медицинской помощи с применением санитарной авиации.

Особо хочу отметить, что в нынешнем году наша законодательная работа большей частью будет посвящена совершенствованию нормативно-правовой базы в плане регулирования вопросов экономической и социальной политики, вопросам природопользования и добычи природных ресурсов, поддержки коренных малочисленных народов, государственного строительства, местного самоуправления.

Внедрение инноваций - главное условие для роста заработных плат, пенсий и в целом повышения уровня жизни россиян. В нынешнем году нам предстоит работа над рядом законопроектов, нацеленных на стимулирование инновационных процессов, в том числе за счет преференций и льгот.
Сейчас у нас есть мощные политические и экономические резервы для того, чтобы обеспечить модернизацию экономики. Поэтому в данный момент как никогда важны стратегические решения, направленные на достижение долгосрочных целей в плане дальнейшего развития нашей страны. Их выполнение потребует ото всех особой ответственности и большого усердия.

ОБОШЛИ КРИЗИС
Антикризисные меры, а главное, значительно увеличившееся в последние годы финансирование развития Дальнего Востока по федеральным целевым программам позволили региону пройти 2009 год достаточно успешно на фоне других федеральных округов и относительно общей национальной экономики.

Положительный рост отмечен в сфере добычи полезных ископаемых, инвестиций в основной капитал, производства сельскохозяйственной продукции, ввода жилья. Возросли также грузооборот и оборот розничной торговли. То есть по многим основным показателям состояние экономики Дальнего Востока сейчас предпочтительнее, чем состояние экономики страны в целом. Не все регионы добились при этом хороших результатов. Положительный рост промышленного производства был обеспечен за счет Магаданской, Сахалинской, Амурской областей и Чукотского автономного округа.

В модернизируемой экономике резко повышается фактор эффективного использования природных ресурсов. Для того чтобы Дальний Восток не утратил свою исторически сложившуюся специализацию, в воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологоразведку и формирование модернизированных лесного и рыбопромышленного комплексов планируется привлечь около 300 миллиардов рублей инвестиций. Это позволит воспроизводить минерально-сырьевые ресурсы и получать прибыль от их переработки. Магаданская область является сегодня одной из мощных ресурсных баз золота Дальневосточного региона.

КОЛЫМСКАЯ НЕВАДА
В прошлом году Правительством РФ была разработана Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Забайкалья и Иркутской области до 2025 года. В ней, в частности, отражена необходимость развития Яно-Колымской золоторудной провинции, расположенной на территории Магаданской области и Республики Саха (Якутия). Высокий ресурсный потенциал - 9302,194 тонны золота - является основанием для ее ускоренного освоения.

Ядро провинции - Наталкинское месторождение, вокруг которого расположены такие перспективные рудные поля, как Дегдеканское, Павликовское, Игуменско-Родионов-ское, Токичанское, Олботское, Верхнехачканское, Чумышское и Осадочное. На самом Наталкинском месторождении произведена доразведка, в результате чего запасы с 245 тонн доведены до 1836 тонн.
Из общего количества предприятий, осуществляющих геологоразведочные работы в границах Яно-Колымской провинции, реально ввести в эксплуатацию свои объекты могут ОАО «Рудник им. Матросова», ОАО «ЗРК «Павлик», ООО «ЗИК «Восток Бизнес», ОАО «Геоцентр» с суммарной годовой добычей с 2013 года не менее 25 тонн. На данной территории также действуют ЗИФ «Ветренская», «Агатовская», «Джульетта» и «Нявленга».

Сегодня Яно-Колымскую золоторудную провинцию по многим параметрам сравнивают с золоторудной провинцией штата Невада (США), которая обеспечивает до 10 % мировой добычи золота. Поэтому можно сделать вывод о возможности существенного подъема золотодобычи на Яно-Колымских месторождениях с выходом на уровень 3 - 5 % от мировой и создания на основе Яно-Колымского геолого-экономического района российского центра золотодобычи мирового уровня.

Это позволит к 2020 году увеличить уровень годовой добычи золота на Колыме из рудных месторождений до 80 тонн, возвести крупные горно-обогатительные комбинаты, будет способствовать внедрению новых технологий и созданию новых рабочих мест, а с точки зрения общероссийских интересов послужит укреплению восточных рубежей России.

Однако для успешного освоения Яно-Колымской провинции необходимо в короткие сроки создать ряд объектов инфраструктуры.
Для обеспечения провинции электроэнергией на ее территории действует несколько электростанций, замкнутых в единую электрическую сеть. Это Индигирская ГРЭС на северо-востоке, зарезервированная Аркагалинская ГРЭС в центральной части золоторудной зоны, Колымская и планируемая к эксплуатации Усть-Среднеканская ГЭС на юго-востоке провинции. В общую региональную сеть также замкнуты Омсукчанская и Магаданская ГРЭС и Магаданская и Патакин-ская ДЭС. В перспективе подключение к сети Хандыгской ДЭС и далее в рамках федеральной целевой программы включение в единую сеть России.

Из существующих в настоящий момент проектов, касающихся развития транспортной инфраструктуры, можно назвать строительство автодорог Якутск - Хандыга - Усть-Нера - Магадан, Магадан - Зырянка - Билибино - Анадырь, автодороги Билибино - Зеленый мыс - Развилка - Нежданин-ское, а также железной дороги Якутск - Магадан - Анадырь.

Имеющиеся в данный момент на территории области виды транспорта: автомобильный, морской и воздушный - в перспективе не смогут в полной мере обеспечить необходимый грузооборот при интенсивном освоении минерально-сырьевой базы. Строительство же железной дороги подключит Магаданскую область к единой транспортной сети России, устранит территориальную неравномерность развития транспортной инфраструктуры и создаст экономические условия для реализации крупных инвестиционных проектов, обеспечивающих рост валового национального продукта.

Помимо этого, для магаданцев будет важным психологическим фактором появление круглогодичного более дешевого железнодорожного транспорта, связывающего Магаданскую область с «материком».

Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года и Транспортной стратегией РФ до 2030 года предусматривается в 2016 - 2030 годах строительство железной дороги Нижний Бестях - Мома - Магадан протяженностью более 1800 километров с объемом финансирования 377,2 миллиарда рублей.

В 2009 году при проработке во-просов освоения перспективной Яно-Колымской золоторудной провинции было проведено научно-техническое обоснование строительства участка железнодорожной линии Якутск (Нижний Бестях) - Магадан, проходящей по территории Магаданской области как базового инфраструктурного элемента промышленного освоения месторождений полезных ископаемых прилегающих территорий и социально-экономического развития области.

«КОЛЫМА» ВЫХОДИТ НА ЧУКОТКУ
Работа по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Магаданской области в 2009 году осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Все запланированные работы при этом были профинансированы и выполнены в полном объеме.

В рамках данной программы в 2009-м введены в эксплуатацию два участка автомобильной дороги Палатка - Кулу - Нексикан общей протяженностью 40,376 километра. В том числе перестроено 160 погонных метров мостов. Сегодня дорожники приступили к реконструкции дорожного участка от 242-го до 262-го километра с вводом его в эксплуатацию в 2011 году.

В нынешнем году объем капитальных вложений на строительство и реконструкцию в соответствии с доведенными лимитами составит 517,6 миллиона рублей, из которых 80 миллионов планируется направить на трассирование и разработку проектно-сметной документации для начала строительства в 2013 году автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь на территории Магаданской области.

С ПОМОЩЬЮ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
Помимо создания транспортной инфраструктуры, другим важным условием освоения Яно-Колымской золоторудной провинции является ввод в действие Усть-Среднеканской ГЭС. В связи с этим в мае 2008 года между ОАО «РусГидро» и ОАО «Полюс Золото» было подписано соглашение о предварительной поставке электроэнергии Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС для нужд рудника им. Матросова. В настоящее время готовится к оформлению договор купли-продажи электрической энергии и мощности этих станций.

Окончание строительства Усть-Среднеканской ГЭС - 2017 год. Его сметная стоимость в ценах 1991 года составляет 1,86 миллиарда рублей. В настоящее время на возведении станции работают 1500 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.1995 года № 1126 «О неотложных мерах государственной поддержки на решение социально-экономических проблем Магаданской области» строительство Усть-Среднеканской ГЭС с 1996 года было включено в перечень важнейших строек и объектов, по которым осуществлялась государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Несколько позже Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым по итогам его рабочей поездки в ДВФО было дано поручение от 16.10.2008 года, предусматривающее увеличение бюджетных ассигнований для завершения строительства первой очереди Усть-Среднеканской ГЭС.

Тем не менее в ходе проверки специалистами Счетной палаты РФ Министерства энергетики, а также дочерних предприятий ОАО «РусГидро» - ОАО «Колымаэнерго» и ОАО «Усть-Среднеканская ГЭС» в плане финансирования строительства Усть-Среднеканской ГЭС было установлено, что объем средств из федерального бюджета на 2010 год на достройку станции сокращен более чем на 2 миллиарда рублей (с 2,818 млрд. до 812,2 млн. рублей).

В связи с этим считаю необходимым подчеркнуть серьезный вклад в развитие Магаданской области в целом и финансирование Усть-Среднеканской ГЭС в частности председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина. В своей докладной записке Председателю Правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину Сергей Владимирович, в част-ности, пишет: «В результате будет сорван ввод 1-го пускового комплекса Усть-Среднеканской ГЭС в 2012 году, что значительно осложнит реализацию инвестиционного проекта «Освоение Наталкинского золоторудного месторождения» и повлечет в условиях отсутствия альтернативных источников финансирования проекта ликвидацию крупного строительного коллектива ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой». В связи с отсутствием возможности использования персонала указанной организации в других отраслях хозяйства региона последует увольнение примерно 1500 гидростроителей.

Кроме того, по оценке ОАО «РусГидро», потребуются финансовые вложения в объеме 6,9 миллиарда рублей на консервацию гидротехнических сооружений Усть-Среднеканской ГЭС и их содержание. Из-за незавершенных строительством противофильтрационных устройств левобережной плотины будет происходить вымывание суглинистого материала, что приведет к частичному размыву (разрушению) перемычки котлована. При консервации гидроузла в условиях Крайнего Севера конструкции основных сооружений получат трудноисправимые повреждения и дефекты, технологические коммуникации и металлоконструкции подвергнутся необратимой коррозии. Ориентировочная стоимость реконструкции составит порядка 1,0 миллиарда рублей в зависимости от фактического периода консервации».

Сергей Владимирович Степашин попросил председателя правительства рассмотреть возможные последствия консервации Усть-Среднеканской ГЭС.
По поводу обращения председателя Счетной палаты РФ заместитель председателя правительства И. И. Сечин предложил при корректировке федерального бюджета на 2010 год выделить средства на финансирование строительства Усть-Среднеканской ГЭС в объеме 2,818 миллиарда рублей, а также предусмотреть соответствующее финансирование в 2011 и 2012 годах.

Я считаю, что для выполнения программы социально-экономического развития Магаданской области в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» необходимо четко прописать выделение на достройку первой очереди строительства 10 миллиардов рублей на 2010 - 1012 годы. В том числе сохранить в нынешнем году финансирование из федерального бюджета средств в размере 2,818 миллиарда рублей, преду-смотренное действующей ФЦП.

ВПЕРЕДИ - НЕФТЬ
Несмотря на то что, по уточненной оценке специалистов, в структуре стоимости запасов и ресурсов региона 40 % приходится на уголь, доля цветных металлов составляет 15 %, а благородные занимают лишь 16 %, до сегодняшнего дня и на среднесрочную перспективу основу экономики Магаданской области будет определять добыча золота, а с недавних пор и серебра. Однако я думаю, что, рассматривая долгосрочную перспективу, мы не должны исключительное внимание уделять только добыче драгметаллов.

Потребность в расширении номенклатуры добываемых минерально-сырьевых ресурсов, поиск путей экономического развития области на качественно новой минерально-сырьевой основе определяют жизненную необходимость поисков, разведки и добычи углеводородного сырья. Кроме того, экономическая эффективность горнодобывающей промышленности, всех сторон жизни и работы магаданцев зависит от стоимости и регулярности поставок нефтепродуктов. Вот эти два фактора заставили администрацию области приступить к организации работ по поискам, разведке нефти и газа на Примагадан-ском шельфе.

Первый тендер на эти виды деятельности объявили в июне 1993 года. Однако он был признан несостоявшимся из-за отсутствия участников. Надо сказать, что геологические перс-пективы Примагаданского шельфа оценивались тогда нефтяными компаниями достаточно высоко, а экономические условия тендера выглядели более привлекательно, чем на предложенных в то время объектах Китая, Северного моря, Аргентины. Но тогда этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать высокие политические риски инвестирования в Россию.

Вновь идею проведения международных тендеров по Примагаданскому шельфу администрация области начала продвигать в 1998 году. Для их подготовки ФГУП «Дальморнефтегеофизика» на основе выполненных совместно с норвежской компанией «PGS Nopec» сейсморазведочных работ 2D в объеме 2300 погонных километров построило новые структурные планы по всем сейсмокомплексам и на их основе осуществило оценку углеводородного сырья.

В июле 2002 года Примагаданский шельф попал в разработанную Министерством природных ресурсов (МПР) Программу лицензирования и проведения геологического изучения, разведки и разработки углеводородных ресурсов шельфов северных и дальневосточных морей на период 2002 - 2005 гг. А 14 января 2004 года вышло поручение правительства «О проведении тендера на предоставление права пользования недрами континентального шельфа (участки «Магадан-1» и «Магадан-2»)». В соответствии с этим поручением 26 февраля 2004 года в МПР России состоялось межведомственное совещание, на котором было принято решение о проведении тендера на базе действующего законодательства в форме аукциона.

Письмом от 17.01.2008 года МПР России проинформировало админист-рацию Магаданской области, что проведение аукционов по участкам недр «Магадан-1» и «Магадан-2» возможно лишь после внесения в статью 10 Закона РФ «О недрах» поправок в части закрепления за компаниями совмещенных для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых лицензий. В настоящее время данные поправки в законы «О недрах» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» внесены.

Более того, вопрос освоения Примагаданского шельфа обсуждался на совещании при Президенте Россий-ской Федерации в Магадане 24 сентября 2008 года. Президент, в частности, отметил, что: «…серьезное внимание надо уделить Примагаданскому нефтегазоносному шельфу».

В ответ на обращение администрации области в компании Роснефть и Газпром по вопросу планируемого освоения шельфа были получены вполне обнадеживающие ответы.

Учитывая все вышесказанное, я не вижу никаких препятствий по началу работ на Примагаданском шельфе. Сегодня для успеха необходимо лишь одно - решение Правительства Российской Федерации.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что в условиях мирового финансового кризиса Магаданская область не только не снизила темпов своего развития, но, напротив, успешно двигается вперед, к намеченным целям. Должен особо отметить, что цели эти совсем не иллюзорные, а вполне реальные и достижимые. Их можно добиться на основании того экономического базиса, который был заложен руководством территории в конце 90-х и в последующие годы. Считаю, что в ближайшие 10 - 15 лет Магаданской области вполне по силам занять лидирующие позиции на Дальнем Востоке страны.