О совершенствовании политической системы

/uploads/posts/2009-10/1256250725_dudov06.jpg



Губернатор Николай Дудов обсудил с рами региональных отделений политических партий исполнение инициатив Президента Дмитрия Медведева о совершенствовании политической системы.

В заседании Совета по взаимодействию с общественными объединениями при губернаторе приняли участие руководители областных отделений партий «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Патриоты России», «Правое дело».

Перед ними выступил губернатор Магаданской области Николай Дудов.

Ниже мы приводим текст его выступления.

22 января т.г. состоялось внеочередное заседание Государственного Совета России, на котором рассматривались вопросы, касающиеся развития политической системы в стране.

Повестка дня этого заседания избрана не случайно. Хорошо известно, что успешная реализация стратегического курса на модернизацию страны в решающей степени зависит от стабильности политической системы. Государственные и политические институты могут как ускорять и направлять в конструктивное русло экономические и социальные вопросы, так и тормозить их, или еще хуже - поворачивать вспять.

Нашей стране, очевидно, нужен умный, хорошо отрегулированный механизм. В свою очередь, модернизация страны немыслима без решительного подъема гражданской активности. А это возможно только в развитой политической системе.

В своих Посланиях Федеральному Собранию в 2008 и 2009 годах Президент страны ДА. Медведев обозначил посылы, которые свидетельствуют о том, что несмотря на ощутимые достижения в развитии политической системы за последние годы, политическая структура пока еще не является оптимальной.

Проведение Госсовета с такой повесткой - очередной шаг в направлении ее совершенствования. В течение двух последних лет проводилась системная работа в этом направлении.

Были увеличены сроки конституционных полномочий Президента РФ и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Произведенные изменения этих сроков позволяют решить проблему фактического совпадения выборов Президента и Госдумы.

Одновременно внесены изменения в Конституцию страны, расширяющие права Федерального Собрания в отношении исполнительной власти (отчет в Госдуме). Изменения в процедуре наделения полномочиями высшего должностного лица.

Предприняты действенные шаги по совершенствованию местного самоуправления. Представительные органы могут более эффективно контролировать руководителей муниципалитетов.

Еще одна проблема, имеющая отношение к региональной политике, - изменение процедуры формирования Совета Федерации, начиная с 2011 года. Это новая система связи между регионами и Советом Федерации.

Особый интерес вызывает изменение в избирательном законодательном праве. Ушел в прошлое денежный залог. На первый план выходит репутация партии и доверие избирателей к их программе.

Еще одно новшество связано со снижением количества подписей - освобождаются от их сбора на выборах всех уровней партий, списки кандидатов которых допущены к распределению мандатов в законодательных органах власти не менее чем 1/3 субъектов РФ. Это призвано упростить участие непарламентской партии в выборах, создать равные условия для политической деятельности.

Расширены гарантии представительства малых партий в Госдуме. Федеральному списку кандидатов, получившему на выборах менее 7, но не менее 6% голосов избирателей, передаются два депутатских мандата. Получившему менее 6, но не менее 5% - один мандат. По сути, права таких партий сопоставимы с правом тех, кто получил более 7%.

Для обеспечения равных возможностей осуществления партийной деятельности законом созданы юридические основания в государственных СМИ для работы с парламентскими партиями.

Путем внесения изменений в регламент Госдумы и Совета Федерации приняты решения, позволяющие учитывать мнение представителей гражданского общества -Общественных палат.

Рассмотрена возможность общественных объединений для участия в избирательных процессах. У них имеется возможность путем заключения соглашения с партиями включать в списки кандидатов на выборах до 15% своих представителей. Таким образом, на муниципальных выборах есть право участвовать в союзе с политическими партиями.

Все перечисленные мероприятия были осуществлены в рамках реализации Послания в 2008 году.

Особое место в Послании 2009г. занимают проблемы укрепления демократических институтов на региональном уровне.

Президентом предложено ввести единый критерий численности депутатов органов законодательной власти. Законопроект об этом уже в Думе.

Очень важной является инициатива о предоставлении равных возможностей для всех партий, представленных в региональных парламентах формировать фракции.

Рассматривать вопрос об установлении гарантии представительств в региональных парламентах, набравших на выборах более 5% голосов. В нашем случае, при подаче 7% - до 2 мандатов. Реализация этого Поручения позволяет расширить политическую базу законодательных органов, обеспечить трибуну для всех значимых политических сил.

Предполагается, что будут освобождены от сбора подписей избирателей на выборах в региональные и муниципальные органы - это устранит почву для злоупотреблений при сборе подписей.

Еще одна инициатива - как минимум один раз в год законодательные собрания должны предоставлять возможность партиям, не представленным в законодательных собраниях, для заслушиваний и обсуждения их сообщений.

Созданию конкурентной среды, возможности для каждого избирателя выбирать ту или иную партию на основе достоверной информации будет способствовать принятие в каждом субъекте закона о гарантиях равного освещения в СМИ партий, представленных в парламенте региона.

Еще один вопрос, поставленный в Послании и который обсуждался, - возможность перехода к выборам в представительный орган по партийным спискам. Здесь есть и «за» и «против». С учетом федеративного характера нашего государства, на федеральном уровне должна быть сохранена норма парламентам регионов самостоятельно решать вопросы введения пропорциональной системы. Искусственная партизация - «недостаток».

В органах местного самоуправления этот механизм тем более неизменим.

Одной из важнейших задач, стоящих перед страной, является техническое обеспечение политической конкуренции. Нельзя надеяться, что с нарушениями будет покончено, если подсчет голосов и обработка информации будут вестись электронными средствами. Но, несомненно, это сделает избирательную систему более прозрачной.

К сожалению, на сегодня фактическая обеспеченность избирательных участков техническими средствами составляет около 2%. Только для обеспечения административных центров и крупных городов необходимо 40 тысяч таких устройств. В наличии пока 3,6 тысячи. Но задача такая поставлена.

Человеческий фактор в процессе выборов должен быть только один - это волеизъявление избирателей.

Особенностью Госсовета стало то, что впервые лидеры всех партий участвовали и выступали на нем. Во многом мотивы были определены результатами состоявшихся осенних выборов. Недовольства высказывались.

Но факты говорят сами за себя. Из 453-х поступивших обращений подтверждены лишь 46. Причем по всем этим нарушениям были приняты меры - нарушения устранены. По выборам глав муниципальных образований из 14 обращений подтвердилось лишь одно. Из поступивших 197 обращений в ЦИК подтвердилось 48. При этом из 30, поданных в день голосования, не подтвердилось ни одно.

Недовольные выборами были всегда и будут. Но попытки придать системный характер отдельным нарушениям избирательных комиссий приводят к политическим спекуляциям. Этого нельзя допускать.

Основные направления и перспективы дальнейшего развития политической системы связаны с четырьмя базовыми принципами:
- демократическое устройство;
- единство политического пространства;
- суверенитет:
- стабильность.

В стране за последние годы сложился широкий общественный консенсус как на уровне партий, общественных организаций, так и в общественном мнении в целом - о недопустимости каких-либо радикальных политических действий и тем более политических реформ, не соответствующих реальным интересам большинства граждан. способных нарушить нормальное функционирование систем государственной власти.

Исходя из перечисленных базовых принципов развития политической системы, главными направлениями ее модернизации являются:
- укрепление партийной системы на региональном и местном уровнях;
- совершенствование избирательного законодательства;
- повышение информационной открытости политических процессов в регионах и на местах;
- модернизация политической культуры.

Руководители региональных отделений партий -участники заседания Совета по взаимодействию с общественными объединениями при губернаторе подтвердили необходимость ком» структивного сотрудничества с органами исполнительной власти Магаданской области, а также высказали своё мнение о возможных направлениях такого сотрудничества.

Колымский тракт



Новости по теме