На магаданской сцене впервые поставили пьесу Коляды "Валенки везёшь, ага?"


9 мая наша страна будет отмечать 65-летие Великой Победы. 18 февраля столько же лет исполнилось и единственной в истории Магаданского театра опере «Травиата», поставленной на магаданской сцене в 1945 году заключенными - режиссером Леонидом Варпаховским, художником-постановщиком Леонидом Вегенером, художником по костюмам Василием Шухаевым.

Постановка имела огромный успех, ее посетило высокое начальство Дальстроя и Усвитла... Но театральная летопись продолжается. И сегодня музыкальная и драматическая труппы Магаданского театра все так же верно служат своему зрителю.

Весь январь наши актеры плодотворно работали. Все зимние каникулы оперетта радовала малышей и взрослых сказкой «Летучий корабль» в постановке главного режиссера музыкального театра Марии Леоновой. Это вторая удачная постановка на большой сцене молодого режиссера. Первая -заводной мюзикл «Моя жена - лгунья» уж несколько сезонов популярна у зрителей. Большую любовь зрителей заслужила и оперетта «Терезина», поставленная в начале сезона талантливым режиссером Борисом Лагодой.

И здесь мне хотелось бы немного поправить заведующую пошивочным цехом театра и почетного работника культуры Магаданской области Светлану Александрову, а также редактора и заслуженного работника культуры РФ А.А. Лукину (статья в областной газете «И уголок солнечной Италии...» от 25.12.2009 г.). Действие в пьесе «Терезина» происходит не в Италии, а во ФРАНЦИИ, режиссера Лапикова зовут не Виктор и не Владимир, а Андрей, имя мэра - Барбару, а не Россильон, и тем более не Россиньоль. Были и другие «ляпы», которые вызвали возмущение у самих актеров, режиссера и заядлых театралов. Извините, но профессионализм требует точности. И кто же, действительно, «в этом мире нам скажет правду, когда ее не скажет журналист»? Вообще, на мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом.

Сказка «Летучий корабль» стала своеобразным бенефисом заслуженного артиста России Николая Бекасова - 1 января он отметил 65-летний юбилей. Прямо на сцене артисты тепло поздравили его, зачитав юмористическую оду, в которой есть и такие строки:
«Расцветает пусть и крепнет
Ваш талант и шарм природный.
В год 2010-й стать желаем Вам народным!
Чтобы род Ваш древний царский
Внуком с внучкой продолжался
И царь-батюшка Бекасов
Вскоре правнуков дождался.
Долголетья, процветанья,
Благ земных, минут прекрасных
Обожаем, поздравляем
И да здравствует Бекасов!!!»

Новую работу в Малом зале показал и заслуженный артист России Алексей Яновский - здесь 19, 20 и 21 января с успехом прошла премьера спектакля «Половики и валенки» по пьесе известного режиссера, лауреата международного конкурса им. К. Станиславского Николая Коляды. Интересно, что помимо режиссуры музыкальное оформление и сценография - тоже А. Яновского. Пьеса написана в конце 1980-х, но ее актуальность очевидна и сегодня.

Здесь заняты всего две актрисы, на протяжении 50 минут они ведут обычный деревенский диалог. Но как меняется каждая из них! И комичную Тасю Гагарину (актриса Валентина Мартынова) в коротких штанишках, все время провоцирующую подругу: «Да валенки у тебя в мешке, ва-лен-ки!», и мужиковатую Веру Полозову (артистка Светлана Окунева) с газетой «Культура» в руках (очередной прикол режиссера) по-человечески жаль.

Ну, разве видели они за трудной деревенской работой счастье? Вздорными бабами они только кажутся, на самом деле нет в них зла.
Обе актрисы, на мой взгляд, блестяще справились с задачей. Они точны в характерах своих героинь, ярки, у каждой явный комедийный талант. Вспоминается финальная сцена, где В. Мартынова умирающим голосом «доканывает» свою заклятую подружку: «Половики, значит, везешь продавать, ага?», и сцена, в которой героиня С. Окуневой клялась и для достоверности ела землю, в которой вдруг оказался куриный помет. И не гомерический, а добрый смех зрителя... Спектакль, казалось, легко прошел на одном дыхании. После премьеры я побеседовала с актрисами.

«Устали очень», - честно ответили они на первый вопрос.

- Мы впервые работаем вдвоем, - рассказывает Валентина Федоровна. - Пьеса на двоих - это очень сложно, надо все время держать в голове огромное количество текста. Нужно иметь высокую органику, уметь держать зал, быть достоверным - зритель-то рядом находится. Если честно, я не очень люблю малую сцену. Здесь испытываешь колоссальное напряжение. Но я думаю, что мы справились, потому что этот спектакль принимают очень хорошо.

- Да, монологи в таких пьесах всегда очень сложны, - добавляет Светлана.
- Их надо уметь разбивать, чтобы избежать монотонности, чтобы зрителю они не наскучили. Для публики создается иллюзия легкости, но за ней стоит большой актерский и режиссерский труд. А в малом зале малейшая фальшь сразу видна. Я считаю, что у Алексея Петровича получился очень грамотный спектакль. Надо было суметь выстроить линию двух абсолютно разных персонажей, причем женщин. Думаю, что пьеса пойдет, она интересная, жизненная. Судя по первым премьерам, зрителю наша работа нравится, а это самое главное.

- Если честно, меня давно просили поставить «Половики и валенки, - делится Алексей Яновский. - Во-вторых, это был эксперимент -пустить такого скандального автора, как Коляду на зрителя. По словам одного из них, получилось трогательно. Не знаю, похвала это или нет? Но если раскрыть жизнь в ее полноте, с привязками к той местности, получается, действительно, трогательно. Большой процент успеха здесь - именно актерская
работа. Актрисы заявили мне, что им нравится играть, и это будут их любимые роли. Я очень рад этому, и рад, что познакомился с Колядой таким образом. Это именно тот материал, который актрисы могут раз за разом совершенствовать. И я думаю, что каждый последующий спектакль будет не похож на предыдущий.

А вот отзывы магаданских театралов, которым есть с чем сравнивать.

Учитель русского языка и литературы СГЛ, почетный работник общего образования РФ Валерия РЫБАК:
- Я не первый раз в Малом зале, и хочу сказать, что любое его посещение запоминается особой атмосферой, вовлеченностью в театральную жизнь. В Малом зале как будто и сам становишься участником театрального действия. Сюжет вроде бы прост: встреча на автобусной остановке двух женщин одной и той же деревни. Никакого действия не происходит, нет яркой событийности. Это только разговор. Но постепенно зритель увлекается нарастающим драматизмом ситуации. Это зрелище его электризует. По сути перед нами глубокая драма людей, которые годами существуют в атмосфере непонимания, зависти, подглядывания, взаимных обид. Всего того, что лишает нас настоящего счастья. Есть над чем задуматься, есть что примерить к жизни каждого из нас.

Доцент кафедры русского языка, профессор СВГУ Елена ГОГОЛЕВА:
- Мне не раз приходилось бывать в Малом зале. Я смотрела здесь и очень интересную постановку Михаила Никитина «Сторож», и несколько постановок заслуженного артиста России Алексея Яновского. На последнюю премьеру шла с интересом. Интересовала драматургия Николая Коляды, очень крупной фигуры в современном российском театре.

Сначала обратила внимание на лаконичную, скупую, но как оказалось в конце спектакля, очень продуманную сценографию. Оказалось, что не только сама постановка, но и художнический взгляд Алексея Петровича свежи и самобытны. Правда, начало меня несколько насторожило - мне показалось, что актрисы, занятые в спектакле (Светлана Окунева и Валентина Мартынова), предложат нам фарсовую ситуацию, где будут педалировать местный диалект, сленговые словечки и атрибуты внешнего вида.

Драматург постепенно раскрывает нам суть характеров этих женщин. И игре этих актрис тоже свойственна эта постепенность. С каждой мизансценой они углубляют рисунок роли, в отдельных моментах поднимаясь почти до трагедии. Да, смешного в этой пьесе очень много, и зрители искренне смеются над фразами, поворотом сюжета. Но по большому счету перед нами опять траги-фарс. Смешное и драматическое на сцене - рядом, как они всегда рядом в жизни.

Но никакого примитива в этих героинях нет. Они глубоко переживают, они глубоко страдают. В них еще полно нерастраченных чувств, энергии. Слезы и смех сопровождают их - то скрашивают нелепости в их жизни, то, наоборот, обнажают их до беспощадной откровенности.

Если взять героиню Валентины Мартыновой, то постепенно видишь всю ее уязвимость, противоречивость ее натуры, ее комплексы, стремление к внешней опрятности и абсолютную неприбранность душевную. Нет у нее понимания, что такое настоящее прощение, настоящая любовь, настоящее терпение. Светлана Окунева сначала показывает такую простоватую, грубоватую женщину, а к концу спектакля в ней оказывается больше готовности пойти на компромисс, на диалог, больше терпения, готовности полюбить. И вот эта противоречивая смесь в человеке высокого и низкого, плохого и хорошего, делают эту, в сущности, миниатюрную вещь, наполненной глубокой философией.

Спектакль мне понравился. Я глубоко благодарна режиссеру, актерам, работникам сцены, помощнику режиссера, всем, кто сумел создать эту театральную удачу, этот праздник для магаданских зрителей. Среди них есть завсегдатаи Малого зала, и их интерес доказывает необходимость этой театральной формы в культурной жизни Магадана. Безусловно, о таких постановках нужно рассказывать читателям.
Сейчас артисты музыкального театра поглощены новой работой - под руководством режиссера Бориса Лагоды они репетируют детективную комедию «Ограбление в полночь». А театр драмы в дни весенних школьных каникул представит сказку А. Яновского и В. Кислицыной «Про царя Гороха и про...». Встретимся в театре!

Наталья АЛЕКСЕЕВА
"Колымский регион"




Новости по теме









регулятор цикла сварки