16 объектов региона вошли в перечень культурного наследия Колымы


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Магаданская областная общественная палата завершила работу по составлению перечня объектов культурного наследия Колымы. Таких оказалось 16. Все они нуждаются в дальнейших исследованиях и исторических справках, сообщает РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ".

Над списком работали историки, краеведы, представители органов власти, губернатор, законодатели, журналисты, блогеры. Напомним, на сегодняшний день на Колыме нет ни одного памятника культурно-исторического наследия, внесенного в официальные реестры.

В перечень вошли монумент «Маска скорби», исторический центр Магадана с городским парком, здание аэропорта «Сеймчан», остатки Восточно-Эвенской культбазы, историческое здание БУР на сопке Крутой, исторические комплексы лагерей Бутыгычаг и «Днепровский», старый краеведческий музей в Магадане, остатки кладбища в Гижигинске, железнодорожное депо в Магадане, старое здание Швейной фабрики, маяк и створный знак на берегу бухты Нагаева, здание музея в поселке Ола, фрагмент старого моста через Колыму в поселке Дебин, исторический комплекс фабрики им. Чапаева в Среднеканском городском округе.

«Маска Скорби» покрашена в непонятный цвет, монумент требует ремонта, есть угроза обвалов. Памятнику нужно вернуть первоначальный вид, обследовать и усилить конструкции. А главное – добиться федерального охранного статуса.

Интерес историков вызывает здание БУР 1939 года постройки на Сопке Крутой. Земля находится в федеральной собственности, сам барак нуждается в реставрации, без охранного статуса он может быть снесен. Губернатор региона предлагает в дальнейшем организовать на прилегающей территории исторический парк ГУЛАГА, объединив здание тюрьмы в единый комплекс с «Маской Скорби».

Исторический комплекс Восточно-Эвенской культбазы «Здесь начинался Магадан» требует, во-первых, определения своего точного местоположения, уточнения годов постройки уцелевших зданий, урегулирования вопросов собственности на здания и землю, и сохранения того, что осталось. Власти региона обсуждают идею создания на месте культбазы исторический парк «Здесь начинался Магадан», общественники ее поддерживают. В этот же парк планируется интегрировать маяк и створный знак на берегу бухты Нагаева.

Историческое здание аэропорта «Сеймчан» - единственное из сохранившихся зданий аэропортов на трассе Алсиба, сейчас находится в процессе оформления статуса объекта культурно-исторического наследия областного уровня. Общественная палата региона предлагает рассмотреть возможность придания федерального охранного статуса.

Центр Магадана с городским парком у жителей города считается одним из тех мест, которые можно показать приезжим.

Но официально нет определения его границ

, часть архитектурных элементов утрачена, более поздние постройки портят вид, а площадь парка с 30-х годов 20 века сократилась в полтора раза. Сейчас предстоит определить границы исторического центра, придать охранный статус сохранившимся зданиям, а также поддержать усилия мэрии Магадана по созданию концепции развития парка.

Ольский музей был создан как народный историко-краеведческий в 1976 году в дни празднования 50-летия Ольского района. Первые 826 экспонатов собрали жители поселка. Сейчас в фондах музея хранятся историко-бытовые, этнографические, археологические предметы, документы по истории района с древнейших времен до наших дней. Музей расположен в старом здании бывшего Дома пионеров, и оно нуждается в реставрации. Залы в нем оформлены профессиональными художниками.

Дебинский мост знаменит тем, что это самый удаленный крупный мост в стране, который находится в крайне жестких климатических условиях, – зимой температура опускается ниже -60 градусов, а летом превышает +30. Его строили в начале 30-х годов 20 века, когда были открыты крупные месторождения золота в долине реки Оротукан. Колымскую трассу строило 15 тысяч заключенных. В 1936 году лагерная Колыма дала в 1,5 раза больше золота, чем за все предыдущие годы существования Дальстроя.

А в 1939 году на Колыме произошло ужасное наводнение. Вода затопила опоры моста и частично деревянные арки, лед угрожал срывом пролетов. Чтобы спасти мост, на него загнали груженые автомашины, и он уцелел. В годы Великой Отечественной войны американские автопоезда «Даймонд» таскали грузы по нему в Мяунджу, Кадыкчан и Якутию. Они могли перевозить до 52 тонн, и это в конец разбило деревянные конструкции моста. Его реконструировали в 1951 году, частично заменив дерево металлом.

Кладбище в Гижигинске – забытое место. Этот город упоминается с 1652 года. Он находился в 20 километрах от села Гижига в Северо-Эвенском округе. К началу 19 века он был вторым после Охотска по величине на Дальнем Востоке. Там проживало 800 человек, в городе работали магазины, лавки, казенные здания, питейный дом и церковь, имелось 4 пушки для охраны города. Гижигинский округ занимал территорию современной Чукотки, севера Камчатского края, Северо-Эвенского, Среднеканского, Омсукчанского районов Магаданской области. Город прекратил свое существование в начале 20 века из-за неудобного расположения. Сейчас там ничего не осталось, кроме могилы статского советника Константина Пржевлинского. По современным меркам он занимал должность губернатора.

Глава Магаданской области Владимир Печеный предложил перенести ценные предметы кладбища, в том числе могилу Пржевалинского в проектируемый исторический парк «Здесь начинался Магадан».

Фабрика им. Чапаева («Вакханка») расположена в верхнем течении р. Вакханки. Это был поселок-лагерь. Образующим его предприятием стала рудообогатительная фабрика рудника «Бутугычаг». Сначала на Вакханке была мужская зона общего режима, потом женская, заключенные работали в дробильной и обогатительной фабриках, бурильщицами в горных выработках. Население поселка заготавливало лес, стройматериалы, дрова, строили и поддерживали дорогу.

Комплекс лагеря Бутугычаг уникален по своей истории как памятник не только ГУЛАГа, но и начала ядерной эпохи. Лагерь «Днепровский» сохранился лучше остальных: на его территории есть остатки производственных и бытовых строений, машин и механизмов; ограждения и охранные вышки; горные выработки открытого типа и шахтные; терриконы, разведочные траншеи; захоронения заключенных и вольнонаемных 1941-55 годов. Минус – труднодоступность, туристам сложно добираться.

В вопросе создания исторических комплексов на месте бывших лагерей, кроме придания областного охранного статуса, общественники предлагают привлекать средства федеральных программ по увековечиванию памяти жертв репрессий. Они в целом завершили свою работу, теперь дело за властями областного центра и региона.



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки