Сегодня шаман, завтра…


Вера в сверхъестественность, в чудодейственные силы каких-то исключительных личностей приобрела в последний период назойливо-истерический характер.

Как поганки после дождя перед нашими глазами в невероятном количестве возникли колдуны, маги, экстрасенсы, предсказатели, вещуньи, целители, гадалки, прорицатели, ясновидящие и еще целый сонм фокусников. В нем, кстати, прочное место заняли и шаманы, которые теперь съезжаются чуть ли не со всего света на Байкал для, так сказать, обмена опытом работы.

Нынешние шаманские представления для широкой публики хотелось бы принимать за театральную постановку на темы древнего бытия северных коренных народов при первобытно-общинном укладе. Однако им придается мистическое звучание, признается их реальная значимость. Затруднительно отождествить их с понятием культуры в прямом смысле этого слова.

Участник Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) Яков Иванович Линденау оставил нам, потомкам, уникальное историко-этнографическое описание народов Сибири и Северо-Востока. Оно вошло в книгу, изданную Магаданским книжным издательством в 1983 году. Наблюдения, заметки и комментарии Линденау бесценны. Много внимания он уделил шаманству и приводит любопытные факты, показывающие весь его примитивизм, держащийся на скудости познания внешнего мира и полной, разумеется, безграмотности.

Вот записки об охотских ламутах, живших в устье Тауя:

– Шаманы их утверждают, что когда предстоит плохой день, то шаманов об этом предупреждают дьяволы во сне… К больному зовут шамана, и он обращается за помощью к дьяволам. Ламуты верят, что дьявол, который является их врачом при всех внутренних болезнях, высасывает кровь из человека, а шаман выплевывает ее на землю.

Завершая свой обзор туземных нравов, Я. Линденау пишет:

– Вообще имею сообщить в заключение благосклонному читателю, что ламуты очень суеверны и верят в дьяволов.

Рассказывая о коряках, проживавших, в частности, на берегах Яны, Линденау отмечает:

– По их верованиям умершие шаманы переселяются к дьяволам или превращаются в них, причем имеют жен и размножаются. К шаманам приходят маленькие человечки, среди которых находятся души умерших родителей. Пожилые шаманы утверждают, что их часто мучают дьяволы. Некоторые шаманы, наевшись мухоморов, предсказывают будущее…

Какой вывод напрашивается? Категорически не следует внушать подрастающему поколению мысль о том, что такие явления являются основополагающими элементами национальной культуры эвенов, чукчей, якутов, эскимосов и т.д. Шаманство ущемляет, опьяняет разум, путает и затемняет социальные ориентиры. Нельзя звать в прошлое! Ведь оно совсем не радужное, и обычаи аборигенов не были, по мнению Линденау, примерными.

– Немало из них склонны к колдовству, почитают дьявола…

Мир обитателей Тауйского, да и всего Охотского побережья, в конце восемнадцатого века довольно суров и мрачен. Еще цитата из книги Линденау:

– Старым людям, которые в старости обременительны родственникам, предлагают умереть, если же они не соглашаются, то их душат. Некоторые оставляют немощных стариков одних в жилище без пищи, и они умирают…

Все это говорится для того, что нельзя бездумно идеализировать дни давно минувшие и привносить в 21-й век его отмершие сегменты и «традиции».

Петр ЛИВАНОВ.

Автор:  Петр ЛИВАНОВ. "Вечерний Магадан"









Колымские колонки