Как поднять гранит науки


Как повысить качество образования? Как лучше готовить педагогические кадры? Какие условия необходимо создать для гармоничного развития личности школьника? Где и по каким программам должны учиться дети с ограниченными физическими возможностями? Эти и многие другие вопросы были в центре внимания на традиционном областном педагогическом совещании.

Обычно оно проходило в конце августа, но в этот раз решено было перенести его на самое начало учебного года - 4 сентября. На это масштабное мероприятие съехалось более 300 участников. Среди них были представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, педагоги и руководители учебных заведений, члены родительских комитетов. Рассматриваемых ими тем было немало, и о некоторых хотелось бы упомянуть отдельно.

О ПЕДАГОГАХ ЮНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ

Учитель - одна из самых ответственных профессий. Естественно, труд преподавателя должен достойно оцениваться, к тому же необходимо повышать его престиж, чтобы в школу приходили работать молодые специалисты. Работа над этим идет: Анжела Шурхно, министр образования и молодежной политики Магаданской области, в своем докладе сообщила, что созданная в регионе система социальной поддержки учителей и меры стимулирования привели к повышению статуса, упрочению стабильности и материального благополучия работников этой сферы.

- В настоящее время в системе образования Колымы трудится более 6 тысяч человек, - отметила она, - половина - это педагогические работники, из них 1100 - учителя. 41 % из них имеют высшую квалификационную категорию, а у 85 % стаж работы свыше 10 лет. Это позволяет нам говорить о мощном потенциале кадров, готовых решать поставленные задачи.

Впрочем, то, что большинство педагогов уже имеет за плечами внушительный стаж, не говорит об отсутствии молодых кадров. Анжела Владимировна сказала, что в колымской системе образования почти 100 учителей, не достигших 25 лет, и имеет смысл проводить работу по их поддержке, возможно, необходимо возобновить систему наставничества, используя передовой опыт лицея № 1 имени Н. К. Крупской, гимназии № 30 города Магадана и школ Ягоднинского района.

ПОВЫШАЯ КВАЛИФИКАЦИЮ

Логично, что хороший учитель, стремясь идти, как говорят, в ногу со временем, повышает свою квалификацию. Однако, как сказала Анжела Шурхно, в условиях модернизации системы образования меняется и роль преподавателя, а в связи с этим ужесточаются требования и к системе повышения квалификации. Основным поставщиком услуг в сфере дополнительного профессионального образования на Колыме является Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров. Он, по словам министра, должен сконцентрировать ресурсы на разработке программ, нацеленных на улучшение качества обучения и воспитания, подготовке предложений по организации инновационных площадок на базе муниципальных и государственных образовательных организаций по проблемам предоставления качественных услуг, чем, как сообщила в своем докладе директор института Алла Радовская, с успехом и занимается.

- За последние три года с учетом новых подходов к образованию в разных формах обеспечено повышение квалификации более 3,5 тысячи педагогов, практически всего магаданского учительства, - рассказала она. - Свидетельством востребованности наших образовательных услуг служит ежегодный рост числа слушателей. По данным мониторингов, в 2011 году у нас повышал квалификацию 1181 слушатель на 58 потоках, в 2012-м - 1485 слушателей на 67 потоках, в 2013-м - 1208 слушателей на 73 потоках, и только за первые шесть месяцев 2014 года уже 899 слушателей на 51 потоке.

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Участники совещания много говорили о необходимости повышать качество колымского образования. Анжела Шурхно среди условий, способствующих решению этой задачи, отметила вариативность организаций и образовательных программ в регионе, которые удовлетворяют потребности учащихся и их родителей.

- На сегодняшний день в городе функционируют 22 образовательных учреждения, ведущих программы начального общего, основного общего и среднего полного образования, - рассказал присутствующим и. о. мэра г. Магадана Юрий Гришан, - из них 10 являются образовательными учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями и лицеями. Качество образования в этих организациях является стабильно высоким, свыше 60 %. В них наибольшее количество победителей и призеров различных интеллектуальных конкурсов и олимпиад.

Анжела Владимировна заметила, что доступность программ повышенного уровня в колымской столице значительно выше, чем в районах: там их реализует лишь одна общеобразовательная организация - лицей в городе Сусумане.

СДАЕМ ИЛИ СДАЕМСЯ?

Государственная итоговая аттестация - один из важнейших показателей качества образования. По информации министра, по итогам 2013 года Магаданская область вошла в число регионов с наибольшей долей выпускников, не набравших минимального балла по обязательным предметам. Данные за последние три года показывают, что результаты аттестации колымских школьников по всем дисциплинам ниже, чем общероссийские (кроме математики в 2014-м).

- В этом году средний тестовый балл по двум обязательным предметам только в Магадане и Хасынском районе превышает минимальный порог успешности, - подчеркнула министр образования и молодежной политики Колымы, - лидерами по показателю среднего балла по русскому языку являются город Магадан, Хасынский и Тенькинский районы, по математике - Среднеканский, Хасынский, Омсукчанский, Сусуманский районы и снова Магадан. Ольский, Северо-Эвенский и Ягоднинский районы в течение трех лет демонстрируют результаты ниже среднеобластного показателя по обязательным предметам.

Также Анжела Владимировна отметила, что большую озабоченность вызывают количественные и качественные итоги сдачи ГИА в 9-м классе в форме основного государственного экзамена.

ВСТАЛ ВОПРОС: ФГОС

Улучшить положение в системе образования, кроме всего прочего, призваны и федеральные государственные образовательные стандарты. Переход на них поэтапно осуществляется в начальном и основном общем образовании. Работает координационный совет по введению ФГОС общего и профессионального образования.

Как рассказала Алла Радовская, на сегодняшний день проведено обучение педагогов и руководителей на основе федеральных образовательных стандартов: в начальных общеобразовательных организациях - почти на 100 %, в основных - на 65 %, в дополнительных - более 60 %, в начальных профессиональных организациях - более 55 %.

Андрей Сущик, директор МОГАУ НПО «Профессиональный лицей № 1», в своем выступлении сообщил, что в их организации в соответствии с требованиями стандартов создана учебно-производственная база, разработаны рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, укреплены связи с работодателями и так далее. Однако он обратил внимание на то, что с введением ФГОС учреждения профессионального образования сталкиваются с рядом серьезных и зачастую трудноразрешимых проблем.

- Цель новых стандартов - в максимально короткие сроки подготовить квалифицированных рабочих. Время обучения сокращено, и во многие профессии введены дополнительные квалификации. От нас это потребовало определенных усилий: изыскать новые площади, дополнительно создать лаборатории, мастерские, учебные кабинеты, закупить учебную литературу, готовить педагогические кадры. И если с этим мы в целом справились, то содержательная часть до сих пор вызывает определенные трудности. Дело в том, что действующие нормативные правовые акты предполагают создание рабочих программ, дисциплин и модулей на базе примерных программ. Но последних как раз в большинстве своем нет, поэтому весь труд по их разработке лег на плечи наших педагогов. А это очень большой объем дополнительной внеклассной работы.

НОВЫЙ «ВТОРОЙ ДОМ»

Как сказала заместитель председателя Правительства Магаданской области Татьяна Исаева, перед Правительством Магаданской области стоит задача обеспечить до 2016 года полную доступность дошкольного образования для всех категорий ребятишек. В этом году началось строительство детского сада в п. Ягодное, идет реконструкция дошкольных учреждений в п. Палатка Хасынского района и п. Холодный Сусуманского, совсем недавно открыт новый детский сад № 50 в Магадане. В 2016 году планируется построить еще один в микрорайоне Строитель. Также она упомянула о необходимости возведения новых школ в Магадане, в первую очередь потому, что двухсменная форма занятий должна исключаться из образовательного процесса.

- Сегодня во вторую смену учится 33 % школьников, что особенно недопустимо для тех учебных заведений, которые реализуют программы повышенного уровня, - отметил Юрий Гришан. - Нам очень нужны новые общеобразовательные учреждения, и не одно, а два-три, чтобы организовать учебу только в одну смену. К тому же у нас немало школ, нуждающихся не просто в ремонте, а в перестройке.

Это основные темы, которые обсуждались на областном педсовете. Отдельные вопросы учителя, руководители образовательных организаций и родители смогли обсудить после него на «круглом столе» и дискуссионных площадках. Итогом их общения должны стать улучшение качества образования, более широкое взаимодействие его компонентов, расширение сети инновационных и экспериментальных площадок и так далее. Педагоги обменялись опытом, узнали о проблемах и перспективах системы образования, и теперь им предстоит большая работа по внедрению новых стандартов и программ в этом учебном году. Остается лишь пожелать удачи, терпения и мудрости тем, кто занимается самым важным делом в мире - воспитанием нового поколения.
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ

Олег ДУДНИК, директор Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики:

- В 2006 году проходила областная научно-практическая конференция «Кадры для региона». Я там выступал с докладом. Прошло 8 лет, и я с таким же успехом могу прочесть тот доклад заново, и он будет по-прежнему актуален. Из тех идей, которые там обсуждались, воплотили совсем немногие. Работодатели до сих пор с трудом идут на взаимодействие с образовательными учреждениями, и это касается в первую очередь профессионального образования. Очень сложно убедить предприятие в том, что стоит взять на практику студента и что это нужно не только образовательному учреждению и студенту, но и учреждениям.

Ольга СОЗЫКИНА, школа № 2 г. Магадана:

- Особую роль в работе с родителями я уделяю индивидуальным консультациям. Они необходимы с 1-го класса. Для того чтобы преодолеть беспокойство мам и пап, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить личные собеседования с ними. Для этого я готовлю ряд вопросов, ответы на которые помогут мне спланировать воспитательную работу с классом.

Алла ГРИШУЛИНА, управление образования администрации МО «Среднеканский район»:

- Школы Среднеканского района, внедряя информационные технологии, используя ЕГЭ как независимую оценку обучения, повышая уровень воспитательной работы, добились стабильных результатов. В районе нет детей, не посещающих образовательные учреждения, высок уровень успеваемости. Медалисты подтверждают свои награды на экзаменах, на уровне 90 % держится поступление выпускников в вузы и ссузы.

Автор: Анастасия Шапошникова

Автор:  Анастасия Шапошникова "Магаданская правда"









Колымские колонки