Научить ребенка учиться

/uploads/posts/2014-06/1401569310_ds.jpg



Совсем недавно многих родителей дошкольников волновал вопрос, должен ли малыш уметь читать, писать и считать еще до начала учебы. На что педагоги образовательных учреждений утвердительно кивали, отвечая, что неподготовленному ребенку будет очень сложно. Но все изменилось с введением ФГОС, в том числе и в учреждениях дошкольного образования…

- Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. И приоритетным становится не развитие у будущего школьника качеств, необходимых для новой учебной деятельности, и предпосылок к ним, а умение читать, писать, считать. Однако наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельный подход, который сегодня лежит в основе государственных образовательных стандартов, - рассказала заведующая детским садом «Солнышко» п. Ягодное Марина Журба. По ее словам, малыш не должен быть пассивным слушателем, именно активность признается основой развития.

- Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у ребенка качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения. Существуют три сферы, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте, - личностная, интеллектуальная, физическая. А задача школы - научить детей самостоятельно учиться. Конечно же, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, - считает педагог.

Проект дошкольных стандартов был разработан, утвержден, обеспечен научно-методической и правовой базой и внедрен в 2013 году. Но на его освоение педагогам дошкольного образования дается еще два года, за время которых они должны будут пересмотреть свои методы, разработать собственные программы, подготовить к новым стандартам родителей и сами психологически перестроиться.

Чтобы быть готовыми и четче понимать новые требования, заведующие детским садом «Солнышко» Марина Журба и детсадом «Ромашка» Ольга Рязанцева в рамках внедрения ФГОС ДОУ в конце 2013-го были командированы на семинар повышения квалификации в Санкт-Петербург. А когда вернулись, стали передавать полученные знания коллегам. И именно с такой целью сначала провели семинары и «круглые столы» в своих учреждениях, а потом вышли на более широкую аудиторию и организовали семинар для педагогов и руководителей детсадов Ягоднинского района.

- Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал. И от того, какие нормы через стандарт будут заложены в детстве, зависят дальнейшая жизнь и развитие общества, - считает Ольга Олеговна. - Принципиальное отличие ФГОС заключается в том, что не ребенок должен быть готовым к школе, а школа к ребенку. Конечно, новые стандарты не вычленяют учебную часть, просто время на нее несколько сократится, дав возможность педагогам дошкольного образования больше внимания уделить развитию у ребенка навыков освоения мира, логического мышления, общения, воспитанию личности, способной развиваться и совершенствоваться.

Валерия КАДЫШЕВА

Автор:  Валерия КАДЫШЕВА "Магаданская правда"