Автор детской судьбы


На прошедшем недавно в Магадане XX городском конкурсе авторских программ, где 16 педагогов представили свои творческие разработки и рассказали о современных методах преподавания, победителем признана работа учителя-логопеда МАДОУ № 3 Галины РАЙКОВОЙ. Мы встретились с Галиной Владимировной и попросили рассказать о себе, детях, авторских проектах в дошкольной педагогике.

Галина Райкова - учитель-логопед высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда РФ. Для нее это уже не первый опыт презентации собственного творчества. Еще в 1998 году на городском конкурсе «Педагог года» она была признана лучшим воспитателем. В 1999-м получила диплом первой степени в городском конкурсе авторских программ и методических пособий к ним за обучение детей с нарушениями зрения.

Тема нынешней программы: «Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников 4 - 5 лет с ДЦП, ЗПР». Ее актуальность очевидна, ведь сегодня таких детей становится все больше. Разработка программы коррекции и развития речи у дошкольников с детским церебральным параличом и задержкой психического развития становится острой необходимостью сразу по нескольким причинам: несмотря на распространенность речевых нарушений у детей с такими заболеваниями, нет ни государственных стандартов обучения детей с ДЦП, ЗПР, ни коррекционной программы по формированию и развитию речевых средств у таких ребят, специалисты ощущают также нехватку методической литературы.

А эта программа носит адресный характер и направлена на развитие речевых средств в комплексе с другими психическими процессами и функциями. Она содержит дидактические игры и упражнения, речевые задания, которые могут использовать в коррекционной работе различные специалисты, поэтому будет полезна всем, кто работает с дошкольниками.

В прошлом году Г. В. Райкова подготовила книгу «Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с ДЦП». Когда я увидела это красочное издание, то порадовалась, что у педагогов появилось такое насыщенное методическое пособие, необходимое для работы с детьми, имеющими проблемы в речевом и интеллектуальном развитии. Но оказалось, что педагог выпустила книгу на собственные средства. В пособии раскрыты теоретические основы обучения малышей с детским церебральным параличом, описана собственная система коррекции речи с учетом особенностей детей, включены авторские логопедические игры и упражнения по коррекции речи, координации движения для ребят от 3 до 7 лет. Все это, конечно, долгий опыт работы с малышами и, несомненно, большое человеческое участие в их судьбах.

- Книга вышла через 25 лет моего педагогического стажа и, конечно, включила в себя методические разработки, большинство из них авторские, но есть и творчески переработанные для занятий в наших условиях, - поделилась Г. В. Райкова. - Педагогу необходимо постоянно развиваться. Чтение специальных научных журналов, обмен опытом с коллегами, методические объединения - все это помогает накапливать знания и адаптировать мировой опыт для своих детей. В работе с ними я использую передовой педагогический опыт, переосмысливаю свой собственный, изобретая все новые методы и приемы, которые позволяют сделать процесс обучения как можно эффективнее. В моей педагогической копилке уже большой арсенал авторских игр и упражнений, дидактических пособий, который непрерывно пополняется новыми находками.

К слову сказать, воспитателем и логопедом Г. В. Райкова становиться не собиралась. Окончив в 1984 году филологический факультет Магаданского пединститута, работала в школе учителем русского языка и литературы. Но когда родился сын, вместе с ним пошла в детский сад № 66. Воспитателем проработала 9 лет, в том числе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, - с нарушениями зрения, задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, накопила большой опыт коррекционной работы. А затем переквалифицировалась в логопеда, окончила в 2000 году факультет дополнительных профессий университета и теперь все знания и душевные силы вкладывает в поддержку больных детей.

Когда в Магадане в 2007-м открылся детский сад № 3 с единственной в городе группой компенсирующего вида для детей 3 - 7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также логопедический пункт для ребят 5 - 7 лет с различными нарушениями речи, Г. В. Райкова начала коррекционную работу и в логопункте, и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Дети с нарушениями здоровья - особая категория, которая требует от логопеда и воспитателя больших знаний, подготовки и опыта, - считает Галина Владимировна. - Главные задачи логопеда - помочь им преодолеть последствия болезни и создать предпосылки для успешного усвоения школьной программы. Очень важно воспитать у них внимание и интерес к языковым явлениям, привить любовь к красивому художественному слову, развить чувство языка, любознательность. Обучая дошкольников, я учитываю их возраст, особенности и возможности каждого, широко использую игру, ведь она позволяет сделать процесс познания интересным, увлекательным. С помощью игровых методов и приемов дети совершают свои маленькие открытия, поэтому они с таким нетерпением ждут каждого занятия.

Такая работа, согласитесь, не для слабых: требует и опыта, и терпения. Для того чтобы дети пришли в школу с хорошей речью и знаниями, а главное, с желанием учиться, Г. В. Райкова проводит логопедические в группе и индивидуальные, знакомит ребят со звуками, учит их правильно произносить, запоминать новые слова, пополняя словарный запас. Так приобретаются навыки правильного образования и изменения слов, умение грамотно излагать свои мысли. Все это, несомненно, нужно не только нынешним школьникам, но и любому человеку. Ведь не секрет, что сегодня, в век всеобщей компьютеризации, о развитии речи часто забывают.

- Чтобы дети смогли преодолеть речевые и интеллектуальные трудности, я работаю в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому, кроме непосредственной работы с малышами, провожу постоянную разъяснительную и просветительскую работу среди родителей, убеждаю их в необходимости тесного взаимодействия, - рассказывает Галина Владимиров- на. - Приглашаю их на родительские собрания, обучающие семинары, консультации, индивидуальные беседы, открытые занятия, на которых взрослые вместе с детьми учатся правильно проводить артикуляционную гимнастику, делают упражнения по закреплению речевых навыков, участвуют в играх. Многие родители просто не знают, как и чему учить ребенка, и логопед - первый помощник в этом непростом, но важном и увлекательном деле. На стендах они могут прочитать информацию, которую я подбираю по их запросам или на свое усмотрение, - родители могут почерпнуть много интересного.

И это приносит свои плоды. В результате сотрудничества логопеда, воспитателей и родителей все дошкольники выпускаются из детского сада с хорошей речью и прочными знаниями, которые являются хорошей базой для успешного обучения в школе.

Вот так, постепенно, вместе с родителями учитель-логопед помогает детям выравниваться, преодолевать проблемы. Конечно, таких специалистов, как Г. В. Райкова, в Магадане очень мало. Но то, что они дела- ют, - бесценно. Они, как авторы детской судьбы, помогают делать ее не страдающей и болезненной, а счастливой и радостной. За период существования этой группы выпустили 13 детей. Большинство из них имело задержку психического развития, у всех отмечались различные речевые нарушения. Некоторые дети при поступлении в группу не умели говорить. За период обучения были преодолены речевые недостатки, у большинства на повторной психолого-медико-педагогической комиссии был снят диагноз задержка психического развития. Бывшие воспитанники хорошо учатся в школе и, несмотря на трудности, связанные с заболеванием, жизнерадостны и оптимистичны.

Так постепенно достигаются главные цели, и это не только формирование и развитие лексико-грамматической культуры у малышей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития, но и помощь им в жизни - преодоление последствий нарушенного развития, реабилитация, интеграция детей в общество, раскрытие потенциальных возможностей детей-инвалидов, воспитание личности, свободной от комплексов, несмотря на проблемы со здоровьем.

Своим опытом Г. В. Райкова постоянно делится с коллегами, не замыкаясь в узких рамках своего места работы, выступает в городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, научных конференциях. А теперь еще предложила коллегам часть практического материала, собранного в методическом пособии, которое вышло в свет в 2013 году, его могут использовать как педагоги, так и родители.

Вера ДИДЕНКО








Колымские колонки