Наша, особая, экономическая...

/uploads/posts/2014-04/1397858226_oyez.jpg



Особая экономическая зона создавалась в 1999 году и должна была способствовать развитию производительных сил, насыщению финансового и товарного рынков Магаданской области.

Для этого в ее рамках вводились в действие льготные налоговый и таможенный режимы. Первый включал в себя освобождение от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет: НДС, налога на добычу полезных ископаемых, акцизов, водного налога (с 1999-го по 31.12.2006 года), налога на прибыль, на сумму произведенных вложений в промышленность области и развитие ее социальной сферы (с 1.01.2007 года по настоящее время). В соответствии с льготным таможенным режимом иностранные товары ввозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.

К сожалению, сегодня Особая экономическая зона далека от той идеи, которая была при ее создании, тем не менее и в нынешнем виде она являлась неплохим экономическим подспорьем для ее участников. Самым сложным стал минувший, последний год ее действия. Правительство Магаданской области принимало максимум усилий для того, чтобы режим особой экономической зоны на территории области оставался.

- В 2013 году мы работали в условиях прекращения действия экономической зоны, что приводило в уныние, - говорит губернатор Магаданской области Владимир Печеный. - В условиях, когда не все понимают эффективность ее действия, изменения в законодательстве, в частности Закон № 267-ФЗ, который сформулировал одну из льгот для всех дальневосточных регионов - нулевую ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов, - даже не давал нам возможности надеяться на то, что режим особой экономической зоны на территории области будет продлен. Но если говорить о законе, он точечный и распространяется не на всех. Поэтому на первой встрече с президентом Владимиром Путиным я сформулировал необходимость продолжения работы ОЭЗ в новом формате, который бы отвечал новому действующему законодательству. При этом учитывая, что Магаданская область имеет свои особенности и не все общие подходы здесь можно применять. Наша настойчивая работа привела к тому, что появилось поручение президента, благодаря которому режим ОЭЗ (не без компромиссов) продолжит свое действие. И сегодня наша задача - привлечь как можно больше участников. К сожалению, за те годы, что действует режим ОЭЗ, ряд крупных предприятий, реализующих здесь инвестиционные проекты, в больших объемах завозили сюда технику, оборудование общей стоимостью десятки миллионов долларов, но по определенным причинам не воспользовались льготами зоны. В будущем таких ситуаций надо постараться избежать.

Для того чтобы привлечь больше участников, познакомить их с условиями работы в ОЭЗ, в начале недели состоялись общественные слушания. Здесь руководитель администрации Особой экономической зоны Сергей Гребенюк рассказал об итогах работы зоны и ближайшей перспективе.

- По состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано 139 участников ОЭЗ, - сообщил Сергей Гребенюк. - Большинство из них по-прежнему сосредоточено в торговле - 69 субъектов, или 50 % от общего количества участников. Далее - это промышленность, строительство, транспорт и сфера услуг. Большинство участников ОЭЗ составляют предприятия и предприниматели с частной формой собственности - 95 % от общего количества участников ОЭЗ. Участниками Особой экономической зоны выпускается основной объем промышленной продукции области. В среднем этот показатель составляет от 65 до 72 % от общего годового объема. Весь период функционирования ОЭЗ формировался внебюджетный фонд. Порядка 6 млрд. рублей было выделено на реализацию приоритетных для области проектов. За счет средств ОЭЗ была обеспечена энергетическая безопасность региона, порядка 2,6 млрд. рублей выделено на модернизацию, реконструкцию объектов коммунальной энергетики, их ремонт. Кроме того, на возвратной основе средства выделялись и на развитие и модернизацию в других отраслях.

В 2013 году участниками Особой экономической зоны отгружено 72 % от областного объема товаров промышленного производства, где 78 % общего объема приходилось на горнодобывающие предприятия, 18 % - на организации, занятые производством и распределением электроэнергии и воды, 4 % - на обрабатывающие производства. Физический объем добычи золота и серебра предприятий-участников ОЭЗ по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10 и 7 % соответственно. Однако в сопоставимых ценах снижение составило 6 %, что обусловлено снижением цены на драгметаллы.

Выпуск продукции обрабатывающими производствами снизился на 8 % по большей части из-за уменьшения выпуска конструкций и железобетонных деталей, используемых при строительстве Усть-Среднеканской ГЭС. Удельный вес строительных работ организаций-участников Особой экономической зоны в областном объеме составил 13 %.

Оборот розничной торговли участников ОЭЗ сложился в сумме 411,2 млн. рублей, оптовой торговли - 1,4 млрд. рублей, или 3 % областного объема.

Финансовый результат участников ОЭЗ в действующих ценах составил 7,5 млрд. рублей прибыли. Наилучший финансовый результат получен предприятиями, осуществляющими деятельность по добыче полезных ископаемых.

В 2013 году 59 участников ОЭЗ применяли процедуру свободной таможенной зоны. Сумма таможенных освобождений на 20 % превысила уровень предыдущего года. 7 участников ОЭЗ освобождались от уплаты налога на прибыль. Сумма освобождений от налога на прибыль составила 13,9 млн. рублей, что соответствует уровню 2012 года. Наибольшая сумма освобождений - 71 % - получена предприятиями торговли.

Доходная часть внебюджетного фонда ОЭЗ в 2013-м составила 262,1 млн. рублей. Расходы осуществлялись строго в соответствии с Законом о бюджете на 2013 год, утвержденным Магаданской областной Думой. Приобретено новое современное оборудование для нужд коммунальной энергетики всех районов области: котлы, теплообменники, трубы и прочее. Производился ремонт учреждений культуры и образования. На возвратной основе предоставлены средства ОАО «Аэропорт Магадан» на приобретение аэродромного оборудования. Всего на указанные нужды было направлено 232 млн. рублей.

27 декабря 2013 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным дано поручение продлить срок действия Особой экономической зоны в Магаданской области до 2025 года, а также разработать и утвердить новые критерии отбора участников ОЭЗ в Магаданской области и комплекс мер по их поддержке.

Разработанный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» предусматривает освобождения от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. Основная идея состоит в том, что Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 года № 646 признать утратившим силу. Соответственно, предприятия базовой горнодобывающей отрасли смогут воспользоваться налоговыми льготами, чего они были лишены весь нынешний период.

Таможенный режим преду­сматривает действие процедуры свободной таможенной зоны в прежних границах Особой экономической зоны.

Для участников ОЭЗ, зарегистрированных до 31 декабря 2014 года, продлено до 2020-го освобождение от уплаты налога на прибыль организаций и действие процедуры свободной таможенной зоны. Данные положения включены в качестве компромиссного решения в отношении предприятий торговли. К сожалению, принципиальная позиция Министерства экономического развития такова, что потенциал Особой экономической зоны не смогут использовать торговые предприятия. Этой проблеме была посвящена отдельная встреча руководства региона с руководством министерства. По ее результатам на 5 лет продлено действие режима ОЭЗ на нынешних условиях. Считается, что за этот период предприятия должны подготовиться к работе без ОЭЗ. Данные переходные положения будут распространяться на участников ОЭЗ, зарегистрированных до 31 декабря 2014 года, только это условие позволит пользоваться льготами еще в течение 5 лет.

Новые критерии для получения статуса участника Особой экономической зоны включают то, что участник будет обязан осуществлять капитальные вложения в создание и развитие инфраструктурных проектов, развитие производства или в мероприятия по обеспечению социальной стабильности. Все остальные условия по регистрации и расположению основных фондов останутся прежними. Порядок и условия осуществления инвестиций закреплены в соглашении, заключенном между администрацией ОЭЗ и предприятием.

- Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» проходит процедуру согласования. 21 апреля он будет рассматриваться на заседании правительства, - довел до сведения слушателей Сергей Гребенюк.

Итак, вопрос с продлением действия Особой экономической зоны практически решен, теперь задача в том, чтобы максимально эффективно ее использовать. Вопросы по работе зоны, таможенным послаблениям для участников еще остаются, и, как сказал глава территории Владимир Печеный, сегодня их надо решать совместно, причем активность должны проявить и сами участники. А для того чтобы сохранить режим и доказать его эффективность, необходимо вовлечь в эту работу как можно больше участников.

- То, что сегодня было озвучено о переходных 5 годах для предприятий торговли, не значит, что правительство области откажется от идеи продления этого срока на гораздо больший период, - сказал Владимир Печеный. - Второе, о чем сегодня спрашивают участники, - прекращение работы внебюджетного фонда ОЭЗ, который был хорошим подспорьем для реализации проектов в сфере ЖКХ, социнфраструктуры. Такого фонда не будет, но закон предусматривает заключение соглашений, и это обязательная составляющая, при которой можно стать участником зоны. Получая достаточно большой объем льгот, инвесторы должны участвовать в социально-экономическом развитии территории.

Таким образом, посредством деятельности Особой экономической зоны будет осуществляться социальное партнерство. Сегодня на территории Магаданской области уже создан Фонд социального партнерства. Такой подход даст комплексное развитие территории, то есть привлечет инвесторов и позволит экономически выгодно развиваться предприятиям, в то же время обеспечит поддержку сферам ЖКХ, энергетики, транспорта, здравоохранения, образования, культуры и отдыха.

Глеб БОЯРКИН

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"