Сколько надо пролетов для надежного моста?


За последние года два реконструирующийся мост через реку Аян-Юрях, что находится на автодороге Палатка - Кулу - Нексикан, не раз привлекал к себе внимание.

В прошлом году проезд по мосту вообще отсутствовал более полугода, так что твердое топливо в котельные Тенькинского района приходилось доставлять вкруговую - по главной трассе территории. А это уже пусть и небольшое, но увеличение сроков доставки от разреза до потребителей, да и дополнительные финансовые затраты. Сегодня, как сообщают специалисты областного департамента дорожного хозяйства и транспорта, строящийся мостовой переход через Аян-Юрях практически готов к вводу в эксплуатацию. Более того, на данный момент по мосту уже открыто одностороннее движение, так что уголь в тенькинские поселки завозится по автодороге Палатка - Кулу - Нексикан. А как долго прослужит новый мост? Сомнения у колымчан остаются, об этом говорится в материале М. Сахипова, который вместе с главой Сусуманского района А. Куршевым побывал на объекте в разгар строительных работ. Впрочем, у дорожников на этот счет свое мнение…



Многие жители Сусуманского и Тенькинского районов наверняка обратили внимание на недавние сообщения в СМИ и на интернет-сайтах о завершении строительства моста через реку Аян-Юрях. Его сдадут, как бодро заверили источники, в самое ближайшее время.

Надо ли говорить о том, как воодушевила колымчан эта долгожданная новость о скором восстановлении знаменитого транспортного "Золотого кольца", которое было разорвано фактически на два года, что крайне негативно сказалось на экономике области и многих предприятий соседних районов. Ожидания самые оптимистичные: как-никак в результате почти завершенной реконструкции длина железобетонного моста достигнет 352 метров, он будет состоять из 8 пролетов по 42 метра каждый. Это сооружение в своем разряде станет одним из крупнейших в Магаданской области и, надо полагать, рассчитано для эксплуатации на протяжении многих десятилетий.

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ…

Согласно нашей договоренности глава Сусуманского района А. М. Куршев взял меня в поездку на Аян-Юрях. По дороге я предложил ему прочитать письмо, полностью совпадающее по содержанию с целью нашего маршрута, которое принес в корпункт "Магаданской правды" житель райцентра Сергей Хурасев - колымский старожил, рыбак и таежник. Он написал про тот самый пусковой объект, высказав свои соображения о причинах разрушения моста в 2011-м и сделав неутешительный прогноз о судьбе нынешнего варианта реконструкции. По мнению автора письма, несмотря на громадные финансовые затраты, переправа с новым дополнительным пролетом просуществует недолго. В письме также предлагаются меры, которые позволят решить данную проблему по существу.

Пока Александр Михайлович знакомится с посланием сусуманца, вкратце изложу его читателям. Вначале Сергей Хурасев, на мой взгляд, уместно напоминает о том, что в неизмеримо более сложных условиях и с минимальным наличием технических средств мост через Колыму в Дебине был построен всего за девять месяцев. И служит верой и правдой со времен Дальстроя по сегодняшний день. А переправу через Аян-Юрях не могут довести до ума второй год, несмотря на привлечение значительных бюджетных средств, всевозможной техники и множества работников.

Прошлогоднее разрушение, как известно, в дорожном департаменте официально объяснили предельно просто: во всем виноваты, мол, сильные паводки, которые и привели в негодность сооружение. Хурасев главную причину длительного транспортного тромба видит не в этом. "Когда строили новый мост, - пишет он, - не убрали опоры старого, вокруг которых затем образовались мощные завалы и наносы грунта, не давшие реке идти своим руслом. Вот она и пошла в левую сторону. Убежден (такого же мнения придерживаются и многие другие люди), что новый, теперь уже восьмой по счету пролет сооружения не устоит при первом же большом паводке или весеннем половодье следующего года. И что тогда делать дальше? Продолжать закапывать на дно реки очередные сотни миллионов рублей и строить девятый пролет?".

И, наконец, о том, что же предлагает житель Сусумана для спасения моста. "В летний период, - считает С. Хурасев, - необходимо произвести обследование реки на 5 - 6 км выше моста до так называемой Красной Скалы - ближайшего прижима. Это надо было сделать еще в позапрошлом году. Отметить глубокие места, броды и мели. А зимой убрать завалы и очистить старое русло, притоки и старицы. Все эти работы можно выполнить с помощью одного хорошего бульдозера, 2 - 3 классных механизаторов, бригады в количестве 6 - 10 человек, грамотного руководителя и 2 - 3 специалистов. Без такой помощи реке, убежден, все попытки построить надежный мост будут и дальше обречены на провал".

РЕЧНЫЕ ПЕТЛИ НЕСУТ УГРОЗЫ

Где-то возле поселка Холодный А. М. Куршев возвращает прочитанное письмо.

- Я не специалист по мостам и гидрологии, - сказал он, - но полностью согласен с тем, что без регуляции русла реки при строительстве таких объектов никак нельзя обойтись. Действительно, на протяжении последних лет течение Аян-Юряха изменилось и пошло к левому берегу. Первый раз я это хорошо видел еще ранней весной, когда стало понятно, что существует угроза подмыва для строящейся концевой опоры моста и самой дороги на Теньку. Что это означает для транспортного сообщения между двумя районами, объяснять, наверное, не надо. Совпадают с моими представлениями о решении данной проблемы и предложения автора письма по поводу обследования и очистки русла реки в зимнее время выше моста. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть течение в прежнее русло к правому берегу. Для этого необходимо провести соответствующие работы по регуляции водного потока, конечно же, с привлечением специалистов. Пока же на реке одна за другой появляются новые речные петли, которые несут угрозу размыва всему, что тут раньше находилось, включая излюбленные места отдыха жителей нашего района.

...Подъезжаем на место. То, что увидели на реке и на объекте, только усиливало тревогу за ближайшее будущее этого важного участка автодороги между двумя колымскими районами. Весь поток маловодного в эту пору Аян-Юряха прочно обосновался под двумя крайними пролетами на левом берегу. Явно бессмысленными выглядели забитые на 7-метровую глубину стальные сваи: в случае подъема уровня воды она попросту начнет размывать берег выше этой защитной линии, за которой в непосредственной близости и находится концевая опора моста.

Чуть позже мы проехали несколько километров выше по течению Аян-Юряха, где в живописном местечке расположена база отдыха с волейбольной площадкой, баней и домиками. Хранитель базы Евгений Никитин показал нам еще одну угрожающую речную петлю. Она появилась буквально за последние год-полтора и в настоящее время опасно приблизилась к самой границе территории базы.

- Нет сомнений, - сказал Евгений Иванович, - что это напрямую связано с безграмотными действиями мостостроителей, нарушивших естественный ход этой древней реки.

В заключение еще несколько строк из того же письма Сергея Хурасева. "Аян-Юрях, - пишет он, - переводится как "река, по которой проходит дорога". Когда-то тут проходил Оймяконо-Сеймчанский тракт. Прожив в этих красивых местах большую часть своей жизни, вспоминаю рассказы о том, что в свое время по реке ходили буксиры, тянущие баржи с лесом. Сейчас она обмелела, проявляя свой буйный нрав только во время паводков и весеннего половодья. Но человек, если захочет, может влиять на ее характер. Надо только помочь реке вовремя".

Мухамеджан САХИПОВ.

Автор:  Мухамеджан САХИПОВ "Магаданская правда"









Колымские колонки