Материалы для фильма собирали "с миру по нитке", спасибо всем!


Победитель Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ Регион- 2011" рассказывает о создании "Последнего похода Генерала" и делится впечатлениями от конкурса

В Сочи прошла торжественная церемония награждения победителей Всероссийского телевизионного конкурса "ТЭФИ Регион - 2011". Для участия в финале на отборочном этапе были выбраны более 500 работ, представленных авторами из 80 городов страны. Много номинаций, много интересных проектов и талантливых авторов. Среди них – шеф-редактор ГТРК "Магадан", журналист Анастасия ЯКУБЕК, автор документального фильма "Последний поход Генерала". К слову, Анастасия впервые принимает участие в конкурсе такого масштаба. Признается, что творческая группа в глубине души надеялась на победу. Но радость от такой высокой оценки - бронзовый Орфей скульптора Эрнста Неизвестного !- передать практически невозможно! Но обо всем по порядку.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ФИЛЬМА: 1947 год. Страна только встает с колен после Великой Отечественной войны. На Колыме продолжают добывать золото, но уже не в таких объемах, как раньше.

Драгоценный металл моют заключенные в нечеловеческих условиях. Требуется всё больше взрывчатки, чтобы пробивать вечную мерзлоту.

Два парохода "Генерал Ватутин" и "Выборг", груженные взрывчатыми веществами, из порта Ванино отправляются в Магадан. В бухте Нагаево на пароходе "Генерал Ватутин" начинается пожар, а потом - взрыв огромной силы, который разрывает пароход на куски. От детонации взрывается пароход "Выборг". Морской торговый порт практически разрушен. Экипаж "Ватутина" погибает весь, огромное количество убитых и раненых на "Выборге" и других судах, стоящих у причала, в порту среди рабочих, пожарных, ВОХРовцев и пленных японцев.

Взрывная волна доходит до Магадана, в домах выбивает стекла, по стенам идут трещины. Ущерб от катастрофы составил 115 миллионов рублей, не считая стоимости двух затонувших судов.

Археологические раскопки на сопке за Нагаевским портом и подводные погружения на дно бухты – поисковая группа создателей фильма доказала, что обломки корабля на суше принадлежат пароходу "Генерал Ватутин", а судно, покоящееся под водой - действительно пароход "Выборг". Уникальные воспоминания очевидцев этих событий, рассекреченные документы, подводные съемки затонувшего корабля, археологические раскопки, восстановленный по чертежам в 3-D - графике - пароход "Ватутин" - всё это удалось сделать съемочной группе за 4 года напряженного труда.

Всё ради того, чтобы о забытой истории снова заговорили, чтобы вспомнили тех людей, которые погибли в мирное время, а это более ста человек.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

идея, подводные съемки – Руслан Кауцман

автор-Анастасия Якубек

оператор-Рустам Ахметов

звукорежиссер -Елена Олешко

монтаж, графика -Константин Александров

-Анастасия, как ты узнала о трагедии в бухте Нагаево в 1947 году, ведь большинство жителей Магадана, прожив здесь долго время, даже не слышали об этом случае?

- Об этом случае я слышала от своего отца еще в детстве. Выросла, и эта история совсем стерлась из памяти. Но однажды на студию ГТРК "Магадан" пришел сотрудник МЧС, водолаз -подводник Руслан КАУЦМАН, он - то и поведал вновь о трагедии в бухте в Нагаево. Кстати, в этом фильме один из очевидцев - моя родная тётя, которая запомнила этот страшный день, несмотря на то, что была совсем крохой и ходила в детский садик. Она помнит, как в группе внезапно посыпались стекла, как взрослые бросились эвакуировать детей....

-Получается, Руслана Кауцмана можно назвать идейным вдохновителем фильма?

-Конечно. Фильм родился, в первую очередь, благодаря его помощи. Именно Руслан Кауцман организовывал все погружения на дно Нагаевской бухты, сам снимал затонувший корабль, более двухсот раз нырял на "Выборг", руководил нашей поисковой группой и на сопках за Магаданским торговым портом. Он так увлёкся этой историей, что и всю нашу творческую группу заразил! Да и как можно было не откликнуться на предложение рассказать об этой истории зрителям? Как журналисту безумно хотелось докопаться до правды и выяснить, что же произошло на самом деле в тот день в Охотском море. Узнать и рассказать всем, ведь это история, история нашего родного города.

-Любые исторические сведения, особенно тех времен - тайна за семью печатями...

- Не то слово! Начнем с того, что само дело о катастрофе было засекречено 50 лет! Только в 1997 гриф "секретно" сняли. Тома документов о расследовании крушения двух судов сегодня хранятся в Государственном архиве Магаданской области, в поиске материалов, статей, публикаций, хроники нам помогли очень много людей и организаций – Татьяна ВАРДАНЯН (Москва), Евгения КОНРАР (Санкт-Петербург), Сергей РЕЕВ (Магадан), областная библиотека имени Пушкина, областной краеведческий музей, ОАО "Эксперт", где по материалам архивов профессиональные взрывники провели для нас экспертизу. Больше полугода ушло на сбор любой информации, касающейся катастрофы. Мы писали письма, запросы в архивы УВД и ФСБ Магаданской области, Дальневосточное управления пароходства, в морской музей Владивостока, где для нас нашли личные дела погибших капитанов судов, в Интернете удалось отыскать чертежи пароходов, которые передавались СССР по ленд-лизу в годы войны.

Очевидцев искали через друзей и знакомых, иногда мы просто подходили к пожилым людям на улицах Магадана с вопросом: "С какого времени Вы здесь живете и помните ли, что случилось в 1947 году?" Вот так мы искали героев нашего фильма и находили. Несмотря на свой преклонный возраст, эти люди все помнят в мельчайших подробностях, так сильно врезалась им в память эта история. Параллельно с поиском героев велись и подводные погружения. И здесь, я повторюсь с удовольствием еще раз, огромная заслуга Руслана Кауцмана.

-Ему удалось обнаружить место гибели пароходов?

- В архивных документах Руслан выяснил приблизительное место их гибели. Старожилы рассказывали, что когда-то водолазная служба подняла пароход "Выборг" и отбуксировала его на мелководье, чтобы извлечь из его трюмов дорогостоящее оборудование "Дальстроя" для города и приисков. Это место удалось обнаружить. Наши водолазы ныряли на пароход не одну сотню раз, им удалось поднять со дна фрагменты судна. А от парохода "Генерал Ватутин" ничего не осталось – только осколки. Их в большом количестве мы находили на сопке за торговым портом. Здесь удалось обнаружить интересные фрагменты с английскими названиями. "BETHLEHEM USA-L." – Бетлехем это город в США, где находилась судоверфь, спускавшая пароходы типа Либерти на воду. И в конце буква(L),вероятно обозначающая проект Либерти. Потом был ещё один интересный осколок. "WEIRTON" – также город в С.Ш.А., где находится и поныне крупнейший в Америке сталелитейный завод.

Здесь же, на сопке, в конце 40-х годов прошлого века, располагался поселок, где жили вохровцы с семьями. Пожар, который начался в порту и на сопке после взрывов пароходов, уничтожил и этот поселок. На этом месте мы раскопали предметы быта образца 40-х: детские игрушки, посуду, обувь. На этих раскопках я нашла армейскую пряжку от солдатского ремня, она была засыпана примерно метровым слоем земли. Руслан Кауцман просканировал металлоискателем Нагаевскую сопку и обнаружил, что весь склон за портом покрыт маленькими осколками примерно 5 на 5 см. На одном квадратном метре он находил до 3 осколков. Получается, что когда взорвался "Генерал Ватутин", его осколки, как шрапнель разлетелись по всем сопкам в радиусе взрыва.

В тот черный декабрьский день всем, кто был в бухте Нагаево, пришлось пережить не только мощные взрывы, цунами с глыбами льда, пожары в порту и поселке, но и удар шрапнели из осколков от "Генерала Ватутина". Можно говорить о том, что если бы не рельеф местности, на котором стоит город — жертв могло быть куда больше.

Да, однозначно, могло. Специалисты общества "Эксперт", которые провели экспертизу по нашей просьбе, утверждают, что взрыв на корабле "Генерал Ватутин" был небывалой силы. Его можно сопоставить со взрывом в Хиросиме. Если говорить простым языком, примерно 15 процентов от взрыва в Японии.

В общем, материалы для фильма собирали по крупицам. Наша творческая группа искренне благодарит всех, кто помог нам. Наша победа на конкурсе - это и ваша победа тоже!

-Вернемся к конкурсу "ТЭФИ Регион-2011". Фильм был представлен в одной из сложнейших номинаций "Документальный телевизионный фильм", в которой было заявлено 39 работ. Борьба в финале был жесткой?

-Повторюсь, что наша творческая группа изначально надеялась на победу. А иначе зачем участвовать? Лично для меня оказаться в тройке лидеров, в финале "ТЭФИ-Регион" - это уже величайший подарок. Смотрели фильмы наших конкурентов, не скрою - сильные, талантливые работы, очень интересные как по форме, по исполнению, так и по содержанию. На мой взгляд, и работа журналистов из Сургута и работа документалистов из Кирова (а именно с ними мы вошли в тройку финалистов) заслуживают бронзового Орфея!

Что касается "Последнего похода Генерала", то, судя по отзывам, члены жюри и все, кто видел фильм, прониклись уникальностью самой истории и тем, сколько работы мы сделали, с душой, честно, без соплей и рафинада. Об этом говорили и журналист, режиссер Оксана БАРКОВСКАЯ, продюсер документальных циклов телеканала "Домашний" Сергей МАЙОРОВ и другие мастера телевидения.

-Анастасия, четыре года у творческой группы ушло на производство фильма. С чем возникли сложности?

- Фильм действительно был сложным в производстве. Вот один из примеров. Наш художник компьютерной графики Костя Александров использовал 3-D - графику. По найденным чертежам он с точностью до миллиметра, один в один, воссоздал пароход "Генерал Ватутин". Колоссальный труд! Для того, чтобы оживить такую тяжелую картину, студийный компьютер оказался слаб. Пришлось отдать машину специалистам для установки более совершенной программы для просчета 3-D графики. Но резервной копии системные администраторы не сделали, новая программа пошла в конфликт со всей машиной и в одну секунду рухнуло ВСЁ!!! Причем, на тот момент было готово процентов 85 фильма, и после вот этого "восстания роботов" пришлось фильм создавать заново, с нуля, ничего не осталось. И еще два года ушло на восстановление фильма.

Но перед нами была цель - рассказать магаданцам о том, что случилось в 1947 году- во что бы то ни стало! И я не без гордости за свою творческую группу говорю – мы это сделали! И все наши мучения были вознаграждены – летом на Международном конкурсе "Человек и море" во Владивостоке мы взяли гран-при, а 21 ноября в Сочи взяли статуэтку бронзового Орфея.

-Знаю по собственному опыту, что на конкурсах работы, как хвалят, так и критикуют. Так должно быть! Какие замечания у экспертов возникли к "Последнему походу Генерала"?

- В публицистических, документальных программах теперь не только можно, но и нужно говорить о своем отношение к той или иной проблеме, теме, случаю, чего раньше в журналистике не приветствовалось. Чтобы эмоционально воздействовать на зрителя еще больше, как автор я должна была в фильме рассказать, ЧТО именно тронуло МЕНЯ, а не только очевидцев.

-Может, магаданские журналисты боятся высказывать свое мнение?

- Это серьёзный вопрос. Я бы не сказала – бояться, у нас НЕ ПРИНЯТО высказывать своё мнение. Здесь, в глубинке, журналисты действительно работают по-другому. Мы привыкли, делая свои материалы, давать высказаться всем сторонам в конфликте. Но у нас не принято давать СВОИ комментарии по тому или иному поводу, мы только снимаем действительность. На мастер-классах (которые устроили для региональных журналистов академики Академии российского телевидения) нам дали четко понять, что и журналист имеет право на высказывание своей позиции, журналист – это тоже человек, причем, человек, которому зритель доверяет, а раз доверяет, то значит надо иметь силы и совесть брать на себя ответственность и высказывать свои мысли на происходящее. Так честнее! И вообще, для того, чтобы региональная журналистика была конкурентоспособной с центральными каналами, нам необходимо постоянно учиться, выезжать на семинары, мастер-классы. После общения с профессионалами, известными журналистами - Маргаритой СИМОНЯН, Еленой ПОГРЕБИЖСКОЙ, Никой СТРИЖАК, Ниной ЗВЕРЕВОЙ, Оксаной БАРКОВСКОЙ, Сергеем МАЙОРОВЫМ и многими другими, понимаешь, что многие приемы в работе ты используешь интуитивно, гораздо продуктивнее это было бы, если бы учеба и общение с мастерами были регулярными.

-По этой причине, магаданское ТВ - местечковое, мы сильно проигрываем?

-Посмотрите на новости трех телекомпаний, действующих в Магадане - муниципальный телеканал, областная студия телевидения и ГТРК "Магадан". Наши "Вести" - это классические новости, мы не можем экспериментировать с формой, она должна быть такой, как на канале Россия-1. Мы можем только улучшать качество самих материалов в выпуске. Но другие телекомпании… Они могут экспериментировать и с формой, и с содержанием. А что мы видим на экране - по форме у всех одинаковые новости: стол, ведущий за столом, говорит слова по суфлеру. А что мешает сделать телевидение другим, поэкспериментировать? Сегодня зритель живет на эмоциях. Ведь можно найти другие формы общения со зрителем, более эмоциональные, выйти на улицу, с людьми поговорить! Самое интересное для зрителя – это человеческие истории, а не кабинеты чиновников.

Мне кажется, не надо бояться перемен на ТВ. Телевидение – это живой организм, а стагнация для журналистов подобна смерти. И эта проблема не только магаданской журналистики, это проблема любой отдаленной от центра региональной телекомпании. Это должны понимать, в первую очередь, руководители регионального ТВ.

-Чтобы ты посоветовала молодым людям, с гордостью называющими себя ЖУРНАЛИСТАМИ?

- Журналист - это не только профессия. Это больше. Образ жизни, образ мысли. Молодежь должна понимать, что не надо играть в журналиста, надо им БЫТЬ. Не делать умный вид, а действительно БЫТЬ умным, образованным, начитанным человеком. Надо учиться брать на себя ответственность за каждое слово, произнесенное в эфире. Надо оставаться самим собой. Чтобы зритель на экране видел их настоящими, каждого - со своим характером и эмоциями.

На одном из мастер-классов я узнала, что нынче ведущие (и новостей в том числе!) должны работать без суфлера. Вот он – профессионализм! Если ты сам написал этот текст, так выучи его и расскажи людям: спокойно, пропустив через себя, глядя в глаза своему зрителю, а не на буквы суфлера, думая о том, как бы не сбиться. Ведущий – не робот, а человек. Я посмотрела, как работает ведущий в кадре без суфлера. Потрясающее впечатление. Он действительно общается со зрителем, разговаривает. Это важно! Еще одна из тенденций современного ТВ – ведущим информационных программ должно быть за 30-ть. Чем старше ведущий, тем больше ему доверяет зритель. Ну и конечно, нельзя забывать, что на ТВ самое главное – это картинка! А следовательно и оператор! И работать со своим оператором надо в тандеме, быть для него вторыми глазами, делать для него всё и даже больше!

- Магаданские телевизионщики могут конкурировать на ТЭФИ-Регион с другими городами?

- Конечно. Надо только захотеть! Не могу говорить за другие телекомпании, но в нашей ГТРК есть блестящие операторы, которые могу конкурировать в соответствующей номинации. У наших ребят прекрасная операторская школа (еще от гениального Пупышева идет!)! Они практически ни в чем не уступают своим коллегам из центра. Надо только им дать возможность, время и средства снять что-то особенное и их работу заметят! А мне есть с чем сравнить. У нас есть потенциал для того, чтобы посостязаться в номинациях "репортаж", "интервьюер" и других. Еще раз говорю – надо только захотеть!

-Анастасия, продолжение "Последнего похода Генерала" планируете снять?

-Пока с уверенностью трудно сказать, но очень хотелось бы. Мы продолжаем поиск материалов, находим в архивах новые данные, которые вызывают много вопросов. Вот недавно, к примеру, возник еще один персонаж в этой истории. Капитан порта, который должен был отвечать за подход судов к причалу, а в итоге … Ну, не будем раскрывать всех тайн… А то потом неинтересно будет! Постскриптум к этой истории нужен, это наш долг!

-Спасибо за беседу!

Людмила ЛАТА РИА Север ДВ








Колымские колонки