Как помочь первокласснику


Если спросить любого подготовишку, хочет ли он в школу, можно заранее утверждать, что ответ будет положительным. Малыши очень хотят стать более взрослыми и независимыми. Поэтому и 1 сентября в школу бывшие дошколята идут с радостью. Но у многих из них уже к концу первого месяца обучения желание учиться пропадает. Почему так происходит и какие действия стоит предпринять родителям для того, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, рассказывает педагог с более чем тридцатилетним стажем, учитель начальных классов Русской культурологической школы N 2 Наталья Борисовна Карпович.

Начинать всегда непросто

Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

В то же время именно в 1-м классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Системный подход

Существует целая система помощи ребенку, попавшему в новую жизненную ситуацию, в данном случае начавшему учиться в школе.
Разберем по пунктам:

Во-первых, необходимо очень внимательно следить за настроением и физиологическим состоянием своего ребенка. Если вы заметили какую-то тревожность, частое плохое настроение, беспричинную грусть, - это должно стать для вас поводом насторожиться. Ребенка нужно расспросить, но ни в коем случае не в форме допроса. Действовать необходимо очень мягко, так чтобы ребенок сам открыл вам свои тревоги. Возможно, перед разговором с сыном или дочерью стоит пообщаться с учителем. Это стоит сделать для того, чтобы понять, в чем проблема, и в разговоре с ребенком знать, какую сторону его школьной жизни стоит обсудить в первую очередь.

Во-вторых, дарите своему ребенку ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку.

В- третьих, очень важно для ребенка поощрение. Хвалите своего малыша, и не бойтесь переборщить. Даже если что-то у него не получилось, все равно найдите за что сказать ему «Молодец!». Не вышло сегодня, зато получится завтра. Таким образом, вы дадите своему чаду уверенность в собственных силах, желание что-то делать. А вот ругать детей не нужно. Особенно противопоказано указывать на неудачи. Вместо ожидаемого эффекта вы получите нежелание ребенка пробовать новое в страхе, что не получится и его снова отругают.

В-четвертых, помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки - ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки».

И самое главное - ребенку нужно помогать учиться. Пройденное в школе обязательно нужно повторить дома. Да, в первом классе домашних заданий нет, но, тем не менее, пройденное нужно закреплять. Это поможет ученику и в будущем, выработает привычку к занятиям дома.

Всего на свете не успеть

Большинство родителей хотят, чтобы их чадо выросло разносторонне одаренной личностью. Именно поэтому взрослые стремятся в первом классе ребенка устроить сразу и в музыкальную, и в спортивную и в художественную школы. Но семилетки еще физически и психологически не готовы к такой нагрузке. Особенно не рекомендуются в это время жизни ребенка начинать занятия, требующие больших физических усилий или большого количества времени. А вот что-то легкое и развивающее мелкую моторику для малыша совсем не вредно. Критерий здесь один: главное, чтобы ребенку нравилось новое занятие, и оно было для него нетрудным.

Стоит, однако, добавить, что, несмотря на повышенную нагрузку в школе, дополнительные занятия первоклассникам необходимы. Дело в том, что в детском саду они были заняты целый день, а в школе только до полудня. Чем занять свободное время, ребенок пока не знает, и родителям нужно самим позаботиться о том, чтобы у чада было интересное занятие.

Но не забывайте оценивать ежедневную нагрузку ребенка и при необходимости менять ее. Понять, что ребенок переутомлен, можно по его поведению и настроению. Малыш становится плаксивым и капризным, увеличивается продолжительность сна, но этот сон от усталости. Ярким симптомом непосильности возложенных обязанностей для юного организма станет и нежелание учиться. Ребенок может отказаться от всех дел сразу, причем ничем это не мотивируя: «Не хочу и все!» Или выбрать то, что легче дается, и сосредоточится только на этом. Если вовремя не отреагировать на такие симптомы, итогом может стать нервное истощение или даже срыв. В некоторых случаях дети заболевают от усталости.

И это пройдет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 6-7 лет. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению.

О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для шестилеток. У них чаще, чем у семилеток, затруднено формирование «чувства необходимости учения», они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.
Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Подготовила Любовь КРИВОНОС
"Вести города М"