В одной упряжке

«Интереснейшая золотая провинция современного мира!» - эти слова произнес на открытии Международного форума Ю.В. Прусс, сопредседатель оргкомитета форума, заслуженный геолог России, руководитель Магаданского регионального отделения общественной организации «РосГео», отдавший геологии Северо-Востока более полувека.

Юрий Васильевич один из тех, кто задумал организовать в Магадане Международный форум, участвовал в организации и первого, и второго конгресса, а также выставок. Неустанно внедряет идеи, успешно руководит инновационным центром СВКНИИ и лабораторией, созданной на базе НИИ и СВГУ, экспериментальным полигоном для студентов в Ягоднинском районе.

Таких, как он, интеллектуалов у нас немало. Словно по наследству от экспедиции молодого ленинградского геолога Юрия Александровича Билибина, к ним перешла, как награда за смелость, поиск, характер, удача. Они вслед за первопроходцами искали и находили золото, серебро, другие металлы. Сейчас это поколение передает удачу молодым, тем, кто трудится и открывает новые месторождения в третьем тысячелетии. Что ж, пусть и им повезет так, как нынешним ветеранам отрасли, приехавшим сюда в 50 - 60-х годах, тем, кто здесь родился и вырос и связывает будущее с Магаданской областью.

Проведение в Магадане с 3 по 5 сентября Международного горно-геологического форума - хорошая идея отметить 110-летие со дня рождения Ю. А. Билибина, сделавшего гениальный металлогенический прогноз территории при минимальных затратах усилиями небольшой группы специалистов в не исследованном прежде регионе! Тот прогноз привел к открытию и успешному освоению Яно-Колымской золотой провинции мирового класса. Сейчас геологи и ученые, представители горного бизнеса подводят итоги форума, который продолжил сложившиеся традиции геологической школы, когда ученые и практикующие специалисты обмениваются мнениями и определяют пути наиболее эффективного развития горно-геологического комплекса Северо-Востока России.

Открывал форум губернатор Николай Дудов, он акцентировал внимание собравшихся на том, что выбор места проведения мероприятия не случаен и обоснован:

- За более чем 80-летнюю историю геологического поиска и промышленного освоения региона добыто почти 3 тыс. т золота, более 8 тыс. т серебра, 72,2 тыс. т олова, 744 т кобальта, 82,6 млн. т каменного угля.

Губернатор отметил, что потенциал области значителен и на многие другие полезные ископаемые, такие, как медь, молибден, свинец, цинк, железо, редкие металлы. Но ведущее место среди них занимают нефть, газ и бурый уголь - 67,9 % от общей стоимости минеральных ресурсов области.
Николай Николаевич напомнил, что в рамках Первого Международного форума была принята резолюция, в которой участники и организаторы рекомендовали органам государственной власти решение целого ряда проблем, касающихся стоимости экспертизы проектов, порядка согласования документов на геологоразведку и добычу золота.

- Внесены изменения в существующий Закон «О недрах». Администрация разработала и направила в Государственную Думу два законопроекта. Первый - о добыче золота физическими лицами, так называемом вольном приносе, второй - об упрощении процедуры лицензирования техногенных месторождений золота. По этой проблематике я встречался с Президентом страны и нашел понимание необходимости ее решения, - сказал губернатор.

Рассмотрение первого законопроекта во втором чтении ожидается до конца года. Для рассмотрения второго образована рабочая группа.
- Отметили необходимость совершенствования законодательства по вовлечению в разработку техногенных месторождений драгоценных металлов. Работа продолжается, но, на мой взгляд, к сожалению, нужной активности со стороны федеральных структур не наблюдается. Учитывая, что эта работа определена необходимостью выполнить поручение Президента России, будем продолжать ею заниматься, - сообщил губернатор.

Кроме того, Николай Дудов отметил, что удалось снизить расценки на экспертизы проектов, добиться упрощения порядка согласования документов на ведение геологоразведочных и добычных работ. Тем не менее, по мнению губернатора, нерешенные вопросы еще остались.

- Пока не удалось добиться, чтобы на перспективных крупных объектах проводились технологические исследования уже на поисковой стадии. Требуется также разработка нового положения о лицензировании недропользования, чтобы упростить выдачу лицензий на производство геологоразведочных работ за счет собственных средств для полного использования возможностей геологоразведочных компаний в изучении и оценке месторождений твердых полезных ископаемых, - сказал губернатор.

На пленарной сессии выступали ведущие российские ученые-геологи академик А. Ханчук, заместитель председателя ДВО РАН, Ю. Сафонов и А. Волков из ИГЕМа, Москва. Приглашенные из США исследователи Р. Гольдфарб и Т. Бундтцен излагали взгляды на то, как осваиваются в странах Тихоокеанского бассейна золотые месторождения, которые сходны по типу с нашими. Интересуюсь у иностранных гостей мнением о докладах наших ученых. Вот что сказал ученый Том Бундтцен:

- Коллеги из России представили содержательные и глубокие выступления. Чувствуется, что технически они выверены и очень точны. Мы обязательно будем изучать эти материалы. Как и у нас, у вас в геологии много женщин. Они прекрасные исследователи, трудолюбивые. Нам импонируют их рассказы и выступления с трибуны и в кулуарах, когда мы обменивались мнениями. Это Татьяна Александрова из Хабаровска, Татьяна Майорова из Сыктывкара, Оксана Азовскова из Екатеринбурга, Галина Пальянова из Новосибирска и другие.

Кстати, о женщинах в геологии. Собравшейся публике гость из Узбекистана Александр Лузановский, ведущий геолог горного комбината из Навои, преподнес фотографию Натальи Асеевой, той самой, в чью честь назвал теперь уже ставшее легендарным месторождение «Наталка» ее отец Д. В. Асеев. Александр Григорьевич в перерыве форума поделился, что он единственный в роду геолог. Но геологи все его родственники по линии супруги. В этой родне и знаменитый Дмитрий Васильевич Асеев, в свое время именно он приглашал Александра на работу в наши края. Тогда молодой человек отказался, став, однако, на всю жизнь приверженцем этой фамилии. В 2011 году судьба свела его с Магаданом.

- Дочери Д. В. Асеева уже 75 лет, Наталья Дмитриевна живет в Смоленске. Снимок я передал в областной краеведческий музей, - сказал Александр Григорьевич.

Геологи Т. Майорова и О. Азовскова с вниманием слушали эту полную романтики историю, расспрашивали о знаменитых геологах-первопроходцах Колымы. Они сами исходили Урал и Сибирь, свое будущее не мыслят без геологии. 25 сезонов за хрупкими плечами Татьяны Майоровой, сейчас преподает, не собирается расставаться с отраслью. Говорит, сотрудничество с нашими учеными принесло ощутимые плоды всего за 2 года:
- С легкой руки магаданцев обнаружен новый тип минерализации в руде, который является предвестником золота. Все только начинается для Коми, у нас же не было добычи золота.

Геннадий Николаевич Гамянин отдал десятилетия Северо-Востоку, трудился в полевых партиях Якутии, сотрудничал с магаданскими исследователями, в частности с Натальей Евгеньевной Саввой. Сейчас Геннадий Николаевич живет и работает в Москве, его опыт востребован.

- Только что вернулся с полевых исследований, которые провел на Чукотке, на «Каральвееме», где подтвердили перспективность месторождения на запасы валютного металла. Рудник получит вторую жизнь. Геология не имеет географических границ. Все - Северо-Восток: и Чукотка, и Якутия, и Колыма с Камчаткой. Но сердце этой территории - Колыма, открытая Билибиным в 1928 году, - рассказал Геннадий Николаевич.

В программе форума значилась техническая экспозиция «Геология и горное производство». На нее прибыли новые для магаданцев партнеры, к примеру, шведская компания «Нелсон», были представители «СК-Полимеры», наши ММЗ, ОАО «Магадангеология», всего 49 участников, удалось заключить неплохие сделки.

Все 316 участников форума за три дня напряженной работы убедились: у Магаданской области большое будущее. Она является территорией уникальных открытий. Об этом сказал, подводя итоги форума, академик РАН директор СВКНИИ Николай Горячев:

- Для региона проведение такого масштабного мероприятия имеет колоссальное значение. За три дня лучшие специалисты отечественной науки и зарубежных государств обсудили широкий спектр экономических, производственных и научных вопросов и проблем, касающихся поиска путей эффективного решения для развития горно-геологического комплекса, наметили планы сотрудничества на перспективу, заключили коммерческие сделки.
В принятой резолюции отмечено: «Отраслевым геологическим предприятиям и частным компаниям предложить усилить геологоразведку по оценке перспективных объектов на территории Северо-Востока России за счет собственных средств и привлечения крупномасштабных инвестиций, шире внедрять инновационные разработки». Обращено внимание на уникальность природных ресурсов Северо-Востока, которые требуют комплексных, масштабных подходов для их освоения во всех регионах.

Приглашенные ученые США, Канады, Монголии, Узбекистана и Казахстана благодарили организаторов за теплый прием, плодотворную совместную работу, выразили единодушное пожелание - встретиться в Магадане на третьем и четвертом форумах.

Марина ПРАСКОВА.

Заведующая химическим отделением якутского института геологии алмазов и благородных металлов Г. С. АНИСИМОВА:

- Якутия и Магадан - соседи, поэтому у нас много общего в геологическом плане. На форум приехала послушать корифеев науки и производства, которые занимаются поиском и добычей драгметаллов, поделиться своими наработками. Мы, например, на Куранахском и Таборном месторождениях успешно применили метод кучного выщелачивания. Зимой ведется добыча, складирование руды, а летом - извлечение золота.

Представитель инновационной компании «Заря» (г. Екатеринбург) А. Н. ЕЛШИН:

- Мы пришли в Магадан с инновационными идеями и проектами, которые направлены на повышение извлекаемости золота из попутных продуктов добычи. Но всякое новое с трудом пробивает себе дорогу. Увы, большая часть золотодобытчиков - народ консервативный, предпочитающий работать испытанными методами. Начав сотрудничать с недропользователями, мы хотим сломать устоявшиеся стереотипы.

Ученый секретарь форума А. В. АЛЬШЕВСКИЙ (СВКНИИ):

- Форум - это прежде всего встреча старых друзей. Я, например, встретил своего коллегу директора ООО «Т-Цемент» Г. Х. Гулякова (на снимке), с которым в прошлые годы работали при оценке дайковых золоторудных месторождений. Здесь можно не только увидеться с друзьями, но и обменяться мнениями и опытом оценки уже известных объектов, как из них сделать конфетку для инвестора.

Научный сотрудник Института горного дела Дальневосточного отделения РАН (г. Хабаровск) Т. А. НИКОЛАЕВА:

- Для меня форум, на который съехались ученые со всей России и из-за рубежа, - это прежде всего обмен идеями. А будет идея, будет и проект, который потом воплотится в жизнь. В своем институте занимаюсь обогащением труднодоступных для извлечения золота руд. Нами разработан метод, который позволяет извлекать не только тонкодисперсное золото, но и платину. Работая со многими предприятиями Хабаровского региона, хотели бы расширить сферу своих заказчиков из числа магаданских недропользователей. А вот с учеными СВКНИИ у нас контакт налажен, и давно. В рамках программы центров коллективного пользования мы имеем возможность пользоваться новым микроанализатором на базе сканирующего электронного микроскопа, который недавно приобрел институт. С его помощью надеемся найти в графитистых минералах платиноиды.

Главный геолог ОАО «Сусуманзолото» С. И. ИВАНОВ:

- Работать в условиях истощения минерально-сырьевой базы по старинке уже невозможно. Мы, например, помимо традиционных промприборов, на техногенных образованиях стали применять концентраторы, осадочные машины для извлечения мелкого и тонкого золота. Постоянно модернизируем фабрику на месторождении «Ветренское», где установили рентгенометрическую установку, следующим этапом станет флотация - более глубокая переработка с помощью реагентов. Это позволит увеличить извлечение на 10 %. Понимая, что это только начало пути, внимательно прислушиваюсь ко всем новым идеям и технологиям, которые были озвучены на форуме.

Бывалый горняк генеральный директор ООО «Полевая» Н. А. ДЕРЕЖЕНЕЦ:

- Российскими и зарубежными учеными было представлено большое количество идей и проектов. Теперь перед нами, горняками, стоит непростая задача - выбрать то, что можно эффективно применить на обедневших после десятилетия добычи россыпных месторождениях. А будут новые технологии, будет и золото. Благодаря им мы сможем работать на полигонах еще не один десяток лет.

Директор ЗАО «Электрум-Плюс» П. А. КОРИНЧУК (Тенькинский район):

- Я заранее знал, что на международном форуме встречу представителей научных и проектных организаций, с которыми сотрудничаем на протяжении многих лет. Но одно дело - общаться по электронной почте, а другое - вживую, глаза в глаза. В частности, мы обсудили новую технологию переработки руды, которая позволит повысить извлекаемость драгметалла.

Представитель Санкт-Петербургской компании «Томс» (технологии обогащения минерального сырья) А. О. СОБОЛЕВ:

- Мы не первый год работаем в Магаданской области, внедряя новые технологии и принципы поиска золотоносных месторождений. Выполняем практически весь цикл работ, начиная от геологоразведки до строительства фабрики. Активно сотрудничаем с учеными СВКНИИ, Магадангеологией, компанией «Полиметалл». Наше ноу-хау - модульные микрофабрики, которые можно быстро перевезти с одного места в другое. С их помощью можно осваивать объекты с запасами драгметалла до 10 тонн. Глубоко убежден - через 10 - 15 лет Колыма войдет в лидеры по добыче золота в стране.

Профессор ИГЕМ РАН доктор геолого-минералогических наук Г. Н. ГАМЯНИН:

- Инвесторы идут на объекты, которые давным-давно известны. Мы хотим обратить внимание на другие очень интересные месторождения. Но для того чтобы интерес дал экономический эффект, надо как следует вложиться. В общем, необходимо заинтересовать производство, чтобы оно вкладывало деньги в геологию.

Ведущий специалист по недропользованию администрации Тенькинского района, отдавший геологии 37 лет, Г. П. ГИЛЯШОВ:

- Наука и производство должны идти в одной упряжке, только тогда мы сможем рассчитывать на какой-то результат. Подобные форумы, позволяющие соединить теорию и практику, нужны, как воздух. Надо чтобы в них участвовало как можно больше не только ученых, но и геологов-производственников, недропользователей.

Директор Хабаровского института горного дела Дальневосточного отделения РАН И. И. РАССКАЗОВ:

- После десятилетий активной добычи богатых месторождений у нас практически не осталось. Содержания падают, глубины растут, условия ухудшаются. Поэтому, для того чтобы создавать эффективные технологии, необходима совместная работа геологов и горняков. Опыт показывает, что это приносит наибольший результат. Поэтому для нас так важно обменяться мнениями со своими коллегами, доложить о результатах наших последних разработок, завязать новые связи, в том числе международные.

Доктор геолого-минералогических наук Б. Ф. ПАЛЫМСКИЙ (СВКНИИ):

- В последние 10 лет мы разделилось - наука отдельно, производство отдельно. К чему это привело, наглядно видно по состоянию геологоразведки и золотодобывающей отрасли. А тут хоть какие-то контакты намечаются. Одни предлагают, другие принимают. Это очень важно для нашей золотодобывающей территории.

Сопредседатель оргкомитета форума, заслуженный геолог России, руководитель Магаданского регионального отделения общественной организации «РосГео» Ю. В. ПРУСС:

- И хотя мы являемся крупнейшим в мире регионом по резервам минерально-сырьевых ресурсов, нам постоянно надо доказывать, что мы есть мы. Чтобы отдача была полноценной, надо уметь не только добывать, но и играть на мировой площадке. Мы хотим сделать так, чтобы кусочек этой площадки был сформирован на территории Магаданской области. Это позволит нам дышать в ритме международного горно-геологического содружества.
"Магаданская правда"