Поезд во всемирную паутину


В первый понедельник после прилета у меня началась ломка. В четверг она усилилась, а на выходных стало вообще невыносимо. Руки сами тянулись к клавиатуре, набирали излюбленные «гражданин поэт» и «kamikadze_dead» на «Ютюбе» и «русский репортер» и «пятничный Коммерсантъ» в «Гугле», но, как ни прискорбно, моим желаниям не суждено было сбыться…

Пока откроется хотя бы одна статья «Репортера», который очень гордится своими фотографиями, пройдет минут 5. О «Ютюбе» я вообще молчу: скорее недавно положенная на Интернет тысяча исчезнет в никуда, чем загрузится трехминутный видеоролик. Как в таких случаях говорится, точнее печатается, печалька.

Для жителей больших городов Интернет - что-то само собой разумеющееся, как электричество или канализация. Вот отключили в Магадане воду на две недели - все страдают. А представьте, как тяжко людям, приехавшим с «материка»: студентам, отпускникам, иностранцам, без элементарной возможности посмотреть он-лайн фильмы, почитать свежую прессу, загрузить фотографии, купить вещи, позвонить в любую точку мира за сущие копейки, посидеть, в конце концов, в социальных сетях! «Чушь», - скажут те, для кого показывают документальные фильмы про интернет-зависимость по Первому каналу. А вот те, кто годами облучается не от ящика, а от экрана на письменном столе, со мной полностью согласны.

Сначала расскажу про Москву. Я живу в общежитии, в комнате нас трое. Купили умную штуку с непроизносимым названием «маршрутизатор», подсоединили к нему кабель, и теперь платим 500 рублей в месяц за это одно соединение, то есть по 170 рублей с человека. В институте уже давно работает бесплатный Wi-Fi, беспроводной Интернет, так что, когда построили новый корпус, но не наладили сеть, все студенты долго ругались. Тут, конечно, и обратная сторона медали есть. Например, на парах многие сидят на facebook.com или строчат свои и читают чужие твиты (twitter.com), но это уже другая история. Что касается кафе, ресторанов и баров, то если там нет Wi-Fi, то это так, третий сорт, полторы звезды. Забегаловки, короче.

Теперь вернемся с небес на землю, то есть в Магадан. Отвратительная скорость и бешеные тарифы, ни одной вывески на дверях кафе «Wi-Fi Free», информационный голод. Благо есть целый ряд региональных СМИ, а что делать с российскими и мировыми новостями? Зачастую информацию о них можно получить только из сводок федеральных каналов и полужелтых изданий, которые к нам доставляют. Где же альтернатива?

Проблему, надо сказать, признают все. В Википедии, самой популярной электронной энциклопедии, читаем: «Интернет в Магадане является одним из самых дорогих в России. Объясняется это тем, что прием Интернета в регионе идет через спутниковую группировку». Губернатор Магаданской области Николай Дудов на встрече с директором дальневосточного филиала ОАО «Ростелеком» Андреем Балаценко подтвердил, что в области Интернет очень дорогой и крайне медленный, что «вызывает справедливые нарекания наших граждан». Встречались они, чтобы эти нарекания разрешить: «Ростелеком» к 2013 году планирует проложить оптоволоконный канал связи по дну Охотского моря от сахалинской Охи до Петропавловска-Камчатского и Магадана. Этот канал, по словам Балаценко, позволит существенно снизить стоимость и в несколько раз увеличить скорость. Казалось бы, вот оно, решение проблемы, но не все так просто.

Во-первых, на момент встречи (1 августа) не был найден подрядчик для проектирования и выполнения подводной части работы. Да и, по словам директора филиала, в 2013 году скоростной Интернет будет только при «оптимистическом прогнозе», то есть вряд ли. Во-вторых, кабель может просто порваться. Как оказалось, на Дальнем Востоке уже пытались проложить оптоволоконку по дну моря. В 2005 году компания «Дальсвязь» провела кабель по дну Татарского пролива к острову Сахалин, но кабель не был заглублен, поэтому дважды его рвали рыболовецкие суда, и он пришел в негодность. Следующую попытку предприняла компания «ТрансТелеКом». В 2007 году она обрадовала сахалинцев сообщением о скором появлении быстрого Интернета. Однако уже через месяц и этот кабель пришлось выбрасывать: повреждение установили на глубине 360 метров, да к тому же, очевидно учтя прошлый опыт, оптоволоконка была на метр закопана в землю.

О возможных повреждениях кабеля говорит и директор ООО «МАГЛАН» Евгений Бондарев: «Как известно, в Охотском море добывают огромное количество рыбы, а значит, и судоходство здесь достаточно интенсивное, не говоря уже о бесконтрольном улове и браконьерских судах, которые трудно отследить. Риск порвать кабель слишком велик». Решением проблемы, по мнению Е. Бондарева, может стать постройка железной дороги Якутск - Магадан и прокладка кабеля вдоль нее. Вот только появление железной дороги под большим вопросом.

Директор ООО «Дельтаком» Юрий Кудлай вообще называет заявление «Ростелекома» PR-акцией. По его данным, только первоначальная стоимость проекта 6 млрд. рублей. Гарантийный срок эксплуатации кабеля 25 лет, то есть в год нужно зарабатывать на Интернете 240 млн. рублей. В итоге минимальная стоимость на среднестатистического магаданского пользователя в месяц составит тысячу рублей, и это если не учитывать то, что проект на стадии реализации, скорее всего, потребует большего вложения, и не учитывать неизбежные затраты на ремонт и зарплату работников. «Две тысячи рублей составит минимальная стоимость за месяц Интернета», - заключил Ю. Кудлай. При таком раскладе многие предпочтут оставаться в сравнительно недорогих локальных сетях. Ситуацию может исправить финансовая поддержка государства или все та же железная дорога.

С представителями «Ростелекома» поговорить так и не получилось. Сначала вопросы затерялись в недрах электронной почты пресс-службы. Через неделю поиски моего письма увенчались успехом, и Нина Косарева, ведущий специалист компании по связям с общественностью, даже пообещала выслать ответы за подписью главы магаданского филиала Сергея Власова. На следующий день выяснилось, что в Магадане на вопросы ответить не могут. Оказывается, давать комментарии уполномочена только Москва, при этом простые вопросы должны выглядеть как настоящий официальный запрос, на фирменном бланке редакции и с подписью ее главного редактора. Может быть, мы не добавили «Нижайше просим» и «Покорнейше благодарим»?

Если бы информация была коммерческой тайной «Ростелекома» (и компания бы сразу же заявила об этом), то мы бы не стали проявлять любопытства.

Однако что секретного в информации о планируемой стоимости услуг или вероятности разрыва кабеля? Такая закрытость объясняется либо отсутствием информации у наших региональных представителей, либо полной зависимостью от столицы. О каком же тогда развитии Интернета может идти речь, если в Магадане не обладают полной информацией и находятся в полном подчинении Москвы? Как я уже писала, в Москве дела с Интернетом обстоят отлично, и какое им дело до удаленной и малонаселенной территории на Крайнем Северо-Востоке страны? Чисто экономический профит, а все остальное - неважно.
Мои опасения подтвердила сотрудница компании, которая пообщалась на условиях анонимности. Она сообщила, что Интернет у «Дальсвязи», которая в апреле 2011 года вошла в состав «Ростелекома», всегда был «проблемным» и вряд ли что-то изменится в ближайшее время.

- «Дальсвязь» никогда не гналась за качеством предоставляемых услуг, поэтому многие сотрудники, и я в том числе, выбирали других провайдеров, - подытожила она.- Компания выживает за счет организаций, которым предоставляет со скидками целый комплекс услуг. Интернет входит в этот комплекс, и отдельно заниматься его развитием никому не интересно..
.
Еще один вопрос к провайдерам - абсолютно неразвитая услуга Wi-Fi. Как выяснилось, в Магадане всего около 10 точек доступа, но ни одна не является бесплатной. Про городское покрытие и говорить нечего. Евгений Бондарев отмечает, что, допустим, любому кафе в Москве достаточно заплатить 10 тысяч рублей, чтобы обеспечить своих клиентов беспроводным доступом к сети. Естественно, процент от этой суммы уже учтен в стоимости продуктов. У нас же это будет стоить 5 - 6 миллионов, что автоматически увеличивает стоимость блюд до бесконечности. «К тому же, - отмечает директор «МАГЛАНа»,- наши жители не так часто ходят в кафе. Еще реже сидят на лавочках с ноутбуками, хотя бы из-за холодного климата». А Юрий Кудлай добавляет ко всему этому еще и рельеф местности.

В общем, все как-то плохо. Из-за нашей географической удаленности мы остались в отдаленности технической и временной. В то время как во всем мире можно следить за лунным затмением в режиме реального времени и свергать диктаторов с помощью Интернета, мы до сих пор смотрим картинки в выцветших энциклопедиях и считаем булыжник лучшим оружием. Прошлый век. Или даже раньше. Можно было бы сюда вставить ссылку на видеохронику тех лет или на кадры из фильмов, где герои пытаются общаться по первым телефонным аппаратам. Очень похоже. Да вот только кто по ней перейдет?

Наталья ЛАРИНА.
"Магаданская правда"









Колымские колонки