Решать ягоднинцам


Не так давно в некоторых средствах массовой информации нашей территории появилось открытое письмо в мой адрес, подписанное главой поселка Ягодное И. Д. Андрусяком. Не буду комментировать стиль изложения, щедро снабженного ссылками на священные тексты, - это не моя задача. Но, как справедливо отметил мой визави, я - историк и должен обращаться к первоисточникам. Согласившись с ним в этом утверждении, обратимся к документам.

4 марта 2008 г. еще прежним главой пос. Ягодное был заключен муниципальный контракт с ООО «Сибирский энергетический центр»
(№ 1К-2008) на поставку и замену котла № 2 для котельной районного центра. Срок окончания работ, т. е. ввода котла в эксплуатацию, определялся датой - 1 октября 2008 г. пунктом 3.1 упомянутого контракта, стоимость работ была определена в 17649999,99 руб. Пункт 3.2 содержал условие выплаты подрядчику аванса в размере 50 % от стоимости контракта. Далее (п. 3.3) специально оговаривалось, что оставшиеся 50 % выплачиваются заказчиком в течение 30 дней с момента подписания акта приема выполненных работ.

Работы начались, но 1 октября 2008 г. котел № 2 в эксплуатацию запущен не был, хотя к этому времени подрядчику было перечислено 8825000 руб. 29 декабря того же года ООО СЭЦ вновь перечисляется 6005440,47 руб. Таким образом, работы не были выполнены, а подрядчик уже получил 14830440,47 руб., т. е. 84 % от суммы контракта, что уже было нарушением.

А дальше начинается самое интересное в этом сюжете. Став в начале 2009 г. главой поселка, И. Д. Андрусяк обязан был принять все меры к тому, чтобы понудить подрядчика выполнить работы, взыскать неустойку (0,01 % от общей стоимости работ за каждый день) и, разорвав с ним контракт, найти другого подрядчика. И делать это надо было быстро, ибо речь шла об обеспеченности поселка теплом.

Что же делает глава поселения? Довольно долго - ничего! Лишь 10 сентября 2009 г. (по сути, начало зимы) следует довольно робкое письмо (№ 2267) И. Д. Андрусяка руководителю СЭЦ С. Г. Голикову с просьбой «разобраться в создавшейся ситуации и дать разъяснения» и предупреждением о том, что он вынужден обратиться в уполномоченный орган о внесении СЭЦ в реестр недобросовестных поставщиков.

Вроде бы правильно действует глава Ягодного, пусть и с опозданием. Но затем он получает письмо С. Г. Голикова от 28 октября 2009 г. (№ 473), в котором руководство СЭЦ обещает, что все работы будут закончены 10 декабря 2009 г., и просит «в связи с тяжелым финансовым положением оплатить хотя бы часть оставшейся суммы». И случается чудо! Вместо подачи иска в арбитражный суд администрация поселка Ягодное 25 ноября переводит заказчику 2 млн. руб., а 31 декабря - еще 907559,53 руб. СЭЦ, таким образом, получает в целом 17738000 руб., что уже на 88 тыс. руб. больше, чем сумма контракта. А акта приема выполненных работ так и нет!

Что же дальше?! А дальше 24 февраля 2010 г. И. Д. Андрусяк вновь направляет письмо С. Г. Голикову, где предлагает в порядке досудебного урегулирования выплатить неустойку в размере 847200 руб., вместо того чтобы вести судебное разбирательство с недобросовестным поставщиком.
Возвращались или не возвращались эти деньги администрации поселка Ягодное, не знаю. Но доподлинно известно следующее:

18 ноября 2010 г. руководитель ООО «Ягоднинская электротеплосеть» С. В. Мазурин констатирует в письме И. Д. Андрусяку, что контракт до сих пор не исполнен, что ставит под угрозу проведение отопительного сезона 2010 - 2011 гг., т. к. отсутствие в работе котла № 2 приведет к работе зимой без резерва. Это крайне опасно, ибо неизвестно, какие температурные сюрпризы может принести колымская зима.

Но котел надо все-таки доделывать. Поэтому подрядчик ООО СЭЦ заключает договор субподряда с ООО «Теплосеть» (пос. Оротукан), которое обязуется провести ремонт котла № 2 (договор № 1/11-2010 от 15 ноября 2010 г.). Цена договора - 630 тыс. руб.

И вновь работа закипела! И вновь случается непредвиденное! 30 декабря 2010 г. администрация переводит 630 тыс. руб., но на счета ООО «Теплосеть» (платежное поручение № 774). Казалось бы, вся сумма, даже с превышением, подрядчику (ООО СЭЦ) давно перечислена. И уже за свои средства ООО СЭЦ должно было закончить работы, расплатившись с «Теплосетью». Но деньги ушли со счетов муниципального образования «Поселок Ягодное» прямо субподрядчику при отсутствии договора с «Теплосетью».

Подведем промежуточные итоги. Подрядчик ООО СЭЦ и субподрядчик ООО «Теплосеть» в целом за работы по вводу в эксплуатацию котла № 2 получили от администрации поселка Ягодное 18368000 руб. при установленной контрактом стоимости работ в 17649999,99 руб. Акта приема работ до сих пор нет. А что же котел? Цитирую письмо С. В. Мазурина И. Д. Андрусяку от 25 февраля 2011 г. (№ 156): «… при проведении наружного и внутреннего осмотра заполненного водой котла № 2 экспертом ООО «Магаданский экспертный центр» А. А. Садым обнаружено, что сварные швы мест соединений экранных труб не соответствуют ГОСТу - имеются порывы, наплывы, следы протечек, свищи. На основании этого составлен акт наружного и внутреннего осмотра котла № 2, в котором указано, что котел к гидравлическим испытаниям и первичному техническому освидетельствованию не готов до устранения выявленных дефектов».

И далее, письмом (№ 217) от 21 марта 2011 г. С. В. Мазурин вновь уведомил И. Д. Андрусяка о том, что пакет документов на котел № 2, представленный ООО СЭЦ, не соответствует действующим нормам. Отсутствуют оригиналы документов, неверно указан владелец котла, отсутствуют подписи, печати, заводские номера оборудования. Представленные разрешительные документы, свидетельства, аттестационные удостоверения и другие документы имеют истекший срок действия. Отсутствует лицензия, дающая право монтажной организации выполнять работы на объектах, подведомственных Госгортехнадзору России.

С описанным выше связано другое обстоятельство, также касающееся обеспечения теплом ягоднинцев. В центральной котельной поселка Ягодное должны работать четыре котла. Как мы уже выяснили, котел № 2 в их число пока не входит. Остаются котлы № 1, № 3 и № 4. Нормативный срок эксплуатации котла № 3 истек еще в 2005 г. Проведенная техническая экспертиза продлила срок его работы до августа 2009 г. Надо менять, и заблаговременно - 29 апреля 2009 г. - глава Ягодного И. Д. Андрусяк подписывает муниципальный контракт № 6-2А-2009 на поставку необходимого оборудования для замены котла № 3. И опять поставщиком оказывается ООО «Сибирский энергетический центр», которое к этому времени сорвало все мыслимые сроки по поставке и монтажу котла № 2. Цена контракта составила 7125000 руб. с условием выплаты аванса до 30 % от стоимости услуги. Окончательный расчет должен был быть произведен после подписания сторонами акта приема-передачи. Срок исполнения контракта - 4 месяца с момента его заключения, т. е. 29 августа 2009 г. Средства вновь были выделены из фонда Особой экономической зоны.

16 июня 2009 г. администрация поселка Ягодное перечислила СЭЦ 2137500 руб. - 30 % от стоимости контракта. И вроде бы все должно было пойти так, как указано в контракте. Но в конце августа 2009 г. оборудование в Ягодное не прибыло. Казалось бы, имея представление о репутации поставщика, надо было бы сразу идти в арбитраж и действовать согласно закону. Но лишь 20 октября 2009 г. (зима вновь началась) И. Д. Андрусяк направляет главе СЭЦ, тому же С. Г. Голикову, письмо (№ 2273), в котором констатирует, что контракт не выполнен, и просит объяснить причины сложившейся ситуации.
Ответным письмом 21 октября 2009 г. (№ 443) поставщик уведомил главу Ягодного: «В связи с задержкой оплаты и увеличением сроков производства (загруженность производства в период с июня по октябрь и сокращение штатов на предприятии-изготовителе) сроки увеличились. На настоящий день все оборудование в Ваш адрес отгружено».

А далее еще интереснее! Лишь спустя четыре(!) месяца, 18 февраля 2010 г., И. Д. Андрусяк направил в адрес СЭЦ предложение (письмо № 168), как и в случае с котлом № 2, в порядке досудебного урегулирования разногласий выплатить бюджету муниципального образования «Поселок Ягодное» неустойку в размере 62238,01 руб. Естественно, что глава СЭЦ тут же согласился (письмо от 19 февраля № 01-10/149): что такое 60000 руб. при такой стоимости контракта?! Где работа администрации поселка в арбитражном суде?

Можно и дальше описывать историю с ремонтом котла № 3, только стоит ли? Обратимся сразу к финалу этой истории - к имеющемуся у меня письму руководителя ООО «Ягоднинская электротеплосеть» С. В. Мазурина, действительно болеющего за свое дело, к И. Д. Андрусяку от 25 февраля 2011 г. (№ 156). Цитирую: «В случае получения отрицательного заключения технической экспертизы по дальнейшей эксплуатации действующего котла № 3 тепловая мощность оставшихся двух рабочих котлов № 1 и № 4 не покроет присоединенную нагрузку по потребителям п. Ягодное. Таким образом, можно считать, что центральная котельная к отопительному сезону 2011 - 2012 гг. готова не будет» (выделено мной. - А. Ш.).

Возникает вопрос к И. Д. Андрусяку: на что и как потрачены деньги из фонда Особой экономической зоны для ремонта котлов, улучшения защищенности жителей поселка? И не рискуют ли жители Ягодного остаться в следующую зиму в прохладных домах в силу такой работы главы поселка? Время бежит быстро!

От вопросов обеспечения жителей, предприятий и учреждений поселка устойчивым теплоснабжением, что непосредственно входит в компетенцию главы поселения, перейдем к еще одному актуальному для Ягодного сюжету. В решении Ягоднинского районного собрания представителей от 24 апреля 2008 г. № 80 «Об утверждении программы «Социально-экономическое развития Ягоднинского района на 2007 - 2013 годы и до 2020 года» читаем: «Жилищное строительство в Ягоднинском районе предполагается обеспечивать в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Учитывая высокую стоимость нового строительства и дотационность территории, достройка домов по ул. Строителей, ул. Квартал 60 лет СССР и перепланировка зданий по ул. Металлистов, 8, ул. Школьная, 3 будут производиться только при поддержке областного и федерального бюджетов».

Должен ли глава поселения - районного центра руководствоваться решением собрания представителей района в своей деятельности? Должен ли он предпринимать все необходимые усилия для улучшения жилищных условий ягоднинцев? Думаю, вопросы риторические.

Необходимо было только изготовить положенную в таких случаях проектно-сметную документацию, защитить ее в уполномоченных государственных органах и, войдя в указанную программу, получить финансирование на ввод в эксплуатацию имеющихся в поселке недостроев.

Что мы имеем в результате? 29-квартирный жилой дом (ул. Строителей) должен был быть заселен еще в 2010 г. согласно программе «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Деньги на это были зарезервированы в областном бюджете. Но дом до сих пор смотрит на улицу своими пустыми окнами. Почему? Администрация поселка Ягодное не обеспечила прохождение экспертизы уже изготовленной проектно-сметной документацией: вопрос о достройке дома теперь будет рассматриваться только за пределами программы, т. е. после 2013 г.

30-квартирный дом (ул. Квартал 60 лет СССР) должен быть заселен в 2011 г. И вновь я вынужден расстроить потенциальных новоселов: в этом случае отсутствует даже проектно-сметная документация, ответственность за составление которой несет глава поселка. Поэтому жизнь может прийти в этот дом только после 2013 г. Жителям пятиэтажного дома по ул. Металлистов, окончание реконструкции которого планируется на 2012 г., могу также с грустью сказать: на эти работы проектно-сметной документации нет. Будем ждать 2013 г.

Деньги в областном бюджете на проведение перечисленных работ и решение жилищных проблем ягоднинцев предусматривались. Но ввиду отсутствия необходимых документов, готовить которые должна была администрация поселка, эти средства перераспределяются на другие аналогичные объекты, но не в Ягодном. Так что же будем отвечать, Иван Дмитриевич, жителям поселка или, как Вы пишете, народу, «который доверил Вам свою жизнь»?
Еще хочу подчеркнуть, что в решении Собрания представителей поселка Ягодное от 29 мая 2010 г. И. Д. Андрусяку было рекомендовано: «…3.2 - оптимизировать расходы муниципального образования; 3.3 - продолжить работу по сохранению стабильности работы предприятий топливно-энергетического комплекса и оказанию содействия их модернизации и техническому перевооружению; …3.6 - продолжить работу по сокращению ветхого и аварийного жилья….» и т. д. Приведенные мною факты заставляют задуматься над новым вопросом: а имеют ли рекомендации представительного органа поселка значение для его главы?

Со своей стороны я хотел бы искренне надеяться на то, что у И. Д. Андрусяка найдутся силы для того, чтобы активно и в соответствии с законом приняться за решение перечисленных здесь мною и других актуальнейших для поселка проблем. И жителям Ягодного не придется обращаться в суд, чтобы заставить главу поселения хотя бы отвечать на их вопросы в рамках установленных законом сроков. Я имею в виду решение Ягоднин-
ского районного суда от 19 января 2011 г., который признал бездействие главы МО «Поселок Ягодное», выразившееся в несвоевременном предоставлении информации по запросу депутата Магаданской областной Думы главного врача Ягоднинской ЦРБ А. К. Зыкова от 23 ноября 2010 г., незаконным.

На этом позволю себе закончить. Ответственный или безответственный стиль работы демонстрирует глава Ягодного И. Д. Андрусяк - решать не мне, а ягоднинцам.

Анатолий ШИРОКОВ,
первый заместитель председателя Магаданской областной Думы, доктор исторических наук.