Наезд на Правила


Дорожно-транспортных происшествий на колымских трассах меньше год от года не становится, один только случай столкновения двух микроавтобусов 1 августа прошлого года чего стоит.

Тогда в один момент были прерваны сразу несколько жизней. Устойчивая аварийность, что это - результат халатности водителей, попустительство руководителей предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров, безотрадное техническое состояние автопарка
и самих дорог? Об этом сегодня рассказывает начальник Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Владимир Иванович ГОЛОЯД:

- Задача управления при осуществлении государственного контроля и надзора за исполнением всеми структурами транспортного законодательства и требований нормативно-правовых актов прежде всего подчинена главной цели - сохранению жизни и здоровья людей при перевозках за счет снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.

Сегодня на территории Магаданской области организованы и осуществляются пассажирские перевозки по 42 регулярным маршрутам общего пользования, в том числе по 20 городским, 10 пригородным и 12 междугородным. Надо отметить, что количество регулярных автобусных маршрутов общего пользования за последние годы уменьшилось. В частности, прекращены перевозки пассажиров по маршруту Магадан - Сеймчан - Магадан, сокращена до 2 рейсов в месяц частота движения автобусов на маршруте Магадан - Омсукчан - Магадан, с 7 раз в неделю до 3 - рейсы до Сусумана. Уменьшилось количество маршрутов и в областном центре. За последние годы снизилось и количество автобусов, задействованных на перевозках пассажиров по регулярным маршрутам общего пользования.

К сожалению, вопросы по поводу обеспечения безопасности пассажирских перевозок имеются, и весьма серьезные. Особое беспокойство вызывает состояние подвижного состава на междугородных маршрутах. Так, из 43 задействованных автобусов у 31 (марок ЛАЗ, ПАЗ) срок эксплуатации составляет свыше 17 лет, у остальных 12 автобусов - от 7 до 10 лет. В настоящее время более свежий парк автобусов в трех муниципальных автопредприятиях. Два частных автопредприятия и один индивидуальный предприниматель, работающие на междугородных маршрутах, самостоятельно решить вопросы обновления парка ввиду малых объемов перевозок пассажиров не в состоянии. Органы исполнительной власти области этот вопрос длительное время не решали. Эксплуатируемые же автобусы уже несут угрозу безопасности пассажиров.

В Магадане на городских муниципальных маршрутах общего пользования перевозки пассажиров осуществляются 138 автобусами 6 юридических лиц частной формы собственности. Из этого количества 118 - автобусы малой вместимости (не более 22 сидячих мест для пассажиров) и только 20 транспортных средств - автобусы большой вместимости. В связи с этим постоянно, особенно в часы пик, в автобусах малой вместимости осуществляется перевозка стоящих пассажиров, чего не должно допускаться. При этом безопасность пассажиров не может быть гарантирована.

Если говорить конкретно о числе ДТП с участием автобусов в 2010 году, то таковых совершено 8 (против 7 ДТП за 2009 год). В результате происшествий 1 человек погиб, 12 получили ранения. По вине водителей - владельцев лицензий совершено 1 ДТП, при котором травмирован 1 человек, в прошлом году совершено 2 ДТП, ранено три человека.

Не могу не обратить внимания на ДТП, совершенное предпринимателем - водителем Н. Н. Молчановым 4 октября 2010 года. Выполняя рейс рудник «Гольцовое» - Магадан на автомашине КамАЗ-4310 № А832 МТ, в 24.00 на 146-м км ФАД «Колыма» он совершил съезд в кювет по причине технической неисправности транспортного средства - отсоединения поворотной цапфы рулевого механизма от поворотного кулака. При ДТП пассажирка, находившаяся в кабине водителя, получила телесные повреждения (по медицинскому заключению повреждение относится к категории тяжелых). ГИБДД на место происшествия водитель не вызвал, также не поставил в известность о случившемся ОВД по месту своего нахождения. Ранее, в марте 2010 года, он был привлечен судом к административной ответственности за работу без лицензии при осуществлении предпринимательской деятельности с февраля 2009 года. Отметился Н. Н. Молчанов и в 2007 году. Тогда 15 ноября при управлении вахтовым автомобилем КамАЗ на 120-м км федеральной автодороги «Колыма» он не выбрал безопасную скорость движения с учетом дорожных условий, в результате чего не справился с управлением автомобилем и допустил его съезд с дороги, в левый по ходу движения кювет, с последующим опрокидыванием. В результате семь пассажиров автобуса (вахта ЗАО «Серебро Магадана») получили телесные повреждения.

При таком «послужном» списке мы обязаны подготовить материалы в судебные органы на приостановление действия лицензии.

Что касается ДТП, происшедшего 1 августа 2010 года на 293-м км ФАД «Колыма», которое шокировало жителей области, то нами были даны пояснения в СМИ по поводу обстоятельств, приведших к этому трагическому событию, в пределах полномочий управления. Дать пояснения мы были обязаны, поскольку первоначально объявили (и эта информация попала в Интернет) о том, что авария произошла с участием автобусов на маршрутных перевозках. Хочу еще раз сказать, что в данном случае ДТП совершено с участием двух легковых автомобилей индивидуального пользования с кузовами вагонного типа, осуществляющих незаконную перевозку пассажиров по маршрутам Сусуман - Магадан и Магадан - Омсукчан.

Надо сказать, что и в целом по России аварийность на автомобильном транспорте в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Так, в 2009 году произошло свыше 203 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 26084 человека и ранено 257034. Социально-экономические потери оцениваются в 908,1 млрд. рублей.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются: наезд на пешехода, препятствие или стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связано с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств, около трети всех происшествий - с неправильным выбором скорости движения. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения.

Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным их последствиям, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по их предупреждению.

Совсем недавно, в декабре 2010 года, водитель автомобиля КАВЗ (переоборудованного в грузовой) в условиях гололеда, мокрого рыхлого снега глубиной до 25 см не выбрал скорость, обеспечивающую возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, не справился с управлением. После чего выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с рейсовым автобусом, осуществляющим перевозку пассажиров по маршруту Магадан - аэропорт. 4 человека получили ранения.

Чем качественнее, тем опаснее, и парадокса здесь нет. Скажу больше, по современным автомагистралям ездить часто даже более опасно. Статистика - вещь упрямая. Посмотрите, что творится на самой современной, прекрасно оснащенной, широкой (по пять полос в каждую сторону) и не имеющей ни одного перекрестка Московской кольцевой автодороге. Сегодня с точки зрения количества дорожно-транспортных происшествий это одна из самых опасных автодорог. В Хасынском районе на одном из неплохих по содержанию аткинском участке ФАД за 11 месяцев 2010 года произошло 20 дорожно-транспортных происшествий, при которых погибли 14 и были ранены 28 человек (за 11 месяцев 2009 года - 12 ДТП, 3 погибших и 23 раненых, то есть рост числа ДТП на 67 %). Очевидно, что улучшение дорожных условий повышает среднюю скорость, что, в свою очередь, становится причиной роста аварий.
Причем та же статистика свидетельствует, что на избалованном хорошими дорогами Западе ситуация аналогичная. То есть улучшение качества дорог не приводит к снижению аварийности. На основании экспертной оценки можно говорить о том, что лучшие дорожные условия в США и Германии. Тем не менее самый высокий уровень безопасности дорожного движения - в Норвегии, где практически отсутствуют автобаны, а большая часть дорог является извилистыми двухполосными, поскольку при их прокладке уделяется большое внимание сохранению природы. То же можно сказать и о двух других странах с низким уровнем аварийности - Швеции и Финляндии.

Возникает вопрос: так что же, хорошие дороги больше не нужно строить, ведь они являются причиной повышения аварийности? Хорошие дороги строят для того, чтобы быстро и с комфортом добраться из пункта А в пункт Б. И это свое назначение они выполняют. Что же касается безопасности движения по хорошим дорогам, то это отдельная проблема, связанная с другими, в том числе и не относящимися к качеству дороги факторами.
Какой же напрашивается вывод? Для повышения безопасности дорожного движения нужно изменить поведение водителей на дороге, сделать его менее рискованным.

Мастерство позволяет водителю правильно выполнять те требования, которые предъявляет ему дорожное движение. Чем выше уровень мастерства, тем меньше вероятность того, что водитель не сможет справиться с ними и совершит происшествие. Обычно причиной происшествия считают нарушение Правил дорожного движения, допущенное одним или несколькими его участниками. Но ведь само нарушение тоже имеет причины - это ошибки водителей, которые являются следствием пробелов в их мастерстве.

Тема безопасности дорожного движения весьма серьезная и актуальная, особенно если речь идет о пассажирах, доверяющих свою жизнь человеку за рулем. Насколько качественные услуги предоставляют перевозчики, все ли требования они соблюдают? Ведь безопасность начинается, наверное, с самоорганизации водителей.

"Магаданская правда".








Колымские колонки