Николай Дудов: нужно консолидировать усилия власти, сферы образования и бизнеса, чтобы обеспечить роль профессионального образования в качестве движущей силы модернизации экономики


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Николай Дудов: нужно консолидировать усилия власти, сферы образования и бизнеса, чтобы обеспечить роль профессионального образования в качестве движущей силы модернизации экономики

На заседании Совета по образованию при губернаторе области обсуждался вопрос обеспечения квалифицированными кадрами регионального рынка труда.

Как сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в пресс-службе администрации Магаданской области, в работе Совета приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти территории, образовательных учреждений, общественных организаций, работодатели.

Открывая Совет, глава территории отметил, что системе образования в Магаданской области уделяется особое внимание. «Мы считаем эту сферу нашей деятельности приоритетной, и намерены принимать активное участие в её модернизации. Как вы знаете, много поручений от федерального центра поступает по реформированию системы образования. Недавно прошло заседание Госсовета, на котором обсуждались приоритеты развития профессионального образования в стране. Там было отмечено, что система профобразования не соответствует потребностям развивающейся экономики. У нас в регионе этот вопрос также нуждается в обсуждении, а система профобразования - в реформировании. Перед нами стоит задача - сформировать перспективный прогноз на подготовку кадров, который отвечал бы стратегии развития нашей территории»,- сказал губернатор.

В Магаданской области шесть учреждений высшего профессионального образования, 12 учреждений среднего и начального профессионального образования. По информации начальника департамента образования Татьяны Исаевой, в вузах региона обучается более 11 тысяч человек, в учреждениях начального и среднего профобразования - около 4 тысяч. «При этом более 80% вакансий на рынке труда занимают рабочие профессии и специальности среднего профессионального образования, - отметила Татьяна Исаева.- Если посмотреть структуру подготовки кадров в учреждениях профобразования, она также свидетельствует о том, что в системе высшей школы происходит дублирование подготовки специалистов. До 80% здесь занимают специальности экономики и управления, которые реализуют все находящиеся на территории вузы. А доля строительных, технических, горных специальностей не превышают 9%, и их подготовка ведется только в СВГУ».

В учреждениях среднего профессионального образования территории обучение осуществляется по 24 специальностям, в учреждениях начального профобразования - по 44. По словам Татьяны Исаевой, реформирование системы профобразования в регионе уже ведется и за последние годы удалось устранить дублирование специальностей, большая часть из них ориентирована на ведущие отрасли экономики региона- горнодобывающую, строительную, рыбодобывающую, автомобильный и морской транспорт, сферу обслуживания и социальную сферу. В 2009-2010 учебном году учреждения начального и среднего профобразования реализовали 18 новых программ курсовой подготовки кадров. В этом году подготовка ведется еще по 15 новым профессиональным программам. Ежегодно на рынок труда выходит около 1 600 выпускников, более 60% из них трудоустраиваются сразу после выпуска, особенно представители рабочих специальностей. Невостребованными остаются экономисты, менеджеры, юристы.

«Системе образования нужно понимать потребности отраслей, крупных предприятий, компаний, в целом территории на перспективу,- подчеркнула Татьяна Исаева.- В связи с этим важнейшим направлением работы региональной, муниципальной власти, объединений работодателей, образовательных учреждений, центров занятости населения должно стать формирование механизма государственного заказа на подготовку кадров на основе согласованного прогноза потребностей экономики, социальной сферы с учетом качества образовательных программ, уровня востребованности выпускников того или иного образовательного учреждения на рынке труда».

По предложению департамента образования, формирование заказа на подготовку профессиональных кадров должно быть регламентировано правовым актом администрации области, который определил бы взаимодействие всех заинтересованных структур, утвердил порядок согласования объемов и профилей подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профобразования. Особая роль в решении этого вопроса отводится ведомственным, отраслевым комитетам, департаментам, а также муниципальным органам исполнительной власти, которые могут стать координаторами формирования кадровой потребности. На основе собранных предложений потребностей предприятий и организаций в подготовке и переобучении кадров, информации о реализуемых в образовательных учреждениях программах, с учетом развития экономики, областной администрацией может формироваться региональный заказ на подготовку кадров, который после рассмотрения координационным советом, утверждался бы главой территории. Татьяна Исаева предложила сформировать такой заказ на ближайшие три - пять лет.

Во время работы Совета прозвучали различные предложения по совершенствованию системы профессионального образования в регионе. Были предложения о совершенствовании механизмов работы с социальными партнерами, укреплении материально - технической базы учреждений профобразования, создании учебно-производственных комплексов, переподготовки педагогических кадров, об изменении схемы профориентационной работы, о взаимодействии с союзами работодателей и многие другие.

«Определяя пути совершенствования системы профессионального образования, мы должны ориентироваться на стратегии развития Магаданской области, Дальнего Востока,- подытожил губернатор.- Безусловно, будет происходить диверсификация производства, потребуются новые специальности и специалисты. При этом роль инфраструктурных предприятий и организаций не принижается, а наоборот, тот мультипликативный эффект, о котором часто говорят, рассчитан на развитие и основных отраслей, и инфраструктурной базы. Это касается сфер торговли, бытового обслуживания, оказания услуг населению. Но на данном этапе у нас не достаточно квалифицированных кадров, и мы вынуждены приглашать их из-за пределов области. В то же время у нас есть безработные, которым нужна работа. Есть и образовательные учреждения, которые пока не могут подготовить специалистов, востребованных на рынке труда. На решение этой задачи мы и должны обратить внимание, исходя из наших возможностей»,- отметил Николай Дудов.

Он поручил сформировать рабочую группу в составе Совета по образованию, которая проработает предложения по оптимизации структуры учреждений профессионального образования, по формированию госзаказа на подготовку кадров, рассмотрит предложения, которые прозвучали на Совете.

Кроме того, губернатор пригласил участников Совета принять активное участие в публичном обсуждении новой редакции закона об образовании. «До 20 января 2011 года департамент образования будет формировать предложения для федерального центра по проекту закона. Вносите ваши предложения, высказывайте свое мнение. Уверен, что те замечания, которые выскажут специалисты, участники образовательного процесса, будут работать в интересах всей системы образования»,- сказал Николай Дудов.