Обучающий центр ТСЖ


Заседание Общемтвенной палаты прошло в Магадане. Докладчиком по острой, насыщенной многочисленными проблемами теме ТСЖ выступил руководитель департамента ЖКХ мэрии ВасилийКравцив.

Вот несколько фрагментов его выступления, раскрывающих ситуацию, сложившуюся в городе по данному вопросу.

В. Кравцив: «Гражданская инициатива управления своей же собственной жилой недвижимостью, к сожалению, в Магадане в этой части отсутствует напрочь. Связано это, наверно, с тем, что всякая гражданская инициатива, возможность гражданского самоуправления в нашей стране за долгие годы существования различных властей из сознания народа выбиты всерьез и надолго. Нет в стране никакого гражданского общества. Нет, соответственно, никакой гражданской инициативы. Почему я делаю такие выводы? Потому что движение ТСЖ – это как раз тот показатель, который характеризует, наверное, на первом уровне развитие той самой инициативы, управления тем, чем мы обладаем – нашей собственностью…

Тем не менее управление ТСЖ есть. Оно приобрело массовый характер в 2005 году, когда мы получили действующий жилищный кодекс. Он по своей сути очень либерален. Это его первая особенность. Вторая особенность – это полное устранение государства и органов местного самоуправления от регулирования каких-либо отношений между собственником и лицом, которое управляет этим многоквартирным домом».

Докладчик сообщил, что на сегодня в городе числится 63 ТСЖ, «которые включают в себя 200000 квадратных метров жилья. Это 10% от всей площади домов в Магадане. Эти товарищества можно условно разделить на две группы. Это группы, созданные осознанно, и те, которые были созданы стихийно.
Созданных осознанно маленькое количество. Они подошли к своему созданию через согласование, это те дома, где проживают люди более-менее одного статуса. Они понимают значение качественного управления домом, здесь нет различного рода маргинальных элементов, или их очень мало. Здесь люди готовы платить реальные деньги за то, чтобы в доме, где они живут, поддерживался в плане текущий ремонт и капитальный ремонт, когда это необходимо. Данная категория товариществ не вызывает у нас никаких вопросов в части обслуживания. Работают они достаточно качественно.
… Что касается стихийно созданных товариществ, их, к сожалению, большинство. Созданы они были людьми, которые четко не понимали ту задачу, которая перед ними стоит…

Сегодня нет никаких квалификационных требований к людям, которые собираются в той или иной форме управлять жилой недвижимостью. А это, начиная с элементарных технических познаний, большой груз... Здесь не обязательно знать систему теплоснабжения, электроснабжения. Но для себя, хотя бы четко понимать круг поставленных задач эти люди должны».

В. Кравцив обратил внимание аудитории на то, что у многих людей, взявшихся управлять ТСЖ, «нет элементарных экономических и юридических знаний, которые позволяли бы определить стоимость услуг по содержанию домов или дома, а также разобраться в правовых аспектах, начиная с подготовки общего собрания, для того, чтобы провести его грамотно, подготовить все документы, бюллетени, протоколы, решения, регистрацию в налоговом органе, по «бухгалтерии, налоговой отчетности».

Докладчик указал, к чему приводит такая неподготовленность. «Люди, стихийно создав товарищество, прожив вот в этом состоянии какое-то время, начинают терять к этому интерес. Сталкиваясь с массой технических проблем, сложностей, устают от этого и попросту бросают это дело».
В. Кравцив говорит, что когда клубок для ТСЖ становится неразрешим, то все скатывается на органы местного самоуправления. Но действия органов местного самоуправления в отношении ТСЖ законом сегодня ограничены. Принятие волевых решений в отношении ТСЖ блокируется законодательно.
«Мы знаем, что принятие председателем или правлением товарищества того или иного решения повлечет за собой негативные правовые, экономические или технические последствия, тем не менее вмешиваться оперативно в эту ситуацию мы не можем. Мы можем в нее вмешиваться только посредством содействия органам прокуратуры, государственной жилищной инспекции…»

И далее, развивая тему некачественного состояния ТСЖ, В. Кравцив обратил внимание на то, что руководители ТСЖ, не умея разрешить возникающие проблемы, обращаются в департамент ЖКХ, и что эта ситуация продолжается на протяжении длительного времени. Здесь докладчик предложил следующее.

«Крайне необходимо на сегодняшний день… областным правовым актом или городским правовым актом создать систему обучения людей, которые хотят этой деятельностью (то есть ТСЖ) заниматься. Либо на общественных началах, либо на основах оплаты их труда за счет средств собираемых сумм с собственников… Эта деятельность крайне необходима, потому что проблемы нарастают. Здесь в плане обучения, очень важно взаимодействие по обсуждаемому вопросу, в том числе и с Общественной палатой».

На обучение, по мнению В. Кравцива, должны быть заложены денежные средства. В центр обучения должны приглашаться специалисты. Центр, давая консультации обращающимся в него гражданам, допустим, по вопросам составления исков и других документов, мог бы зарабатывать деньги. Занятия в нем должны вестись тематично, скрупулезно и длительно.

В ходе возникшей дискуссии у членов палаты по этому предложению прозвучала информация, что в России 80% домов построено до 1990 года, то есть там уже необходим капитальный ремонт, и что вряд ли государство обладает для этого должными денежными средствами, и что из общего количества всех жалоб россиян 60% именно жалобы на работу ЖКХ.

Прозвучало и замечание из рядов членов палаты, что государство не подарило людям квартиры, а отдало им то, что они заработали.
После дискуссии общественная палата г. Магадана приняла решение поддержать инициативу В. Кравцива в части обучения желающих граждан по вопросам управления ТСЖ. Для реализации этой цели была создана из числа членов Общественной палаты инициативная группа.