Под подозрением - банкомат


Эта история вполне могла завершиться закономерным заявлением в милицию и судебным разбирательством, если бы не одно но, о котором ниже… Речь идет об уже привычной для многих банковской карте и услуге при пользовании банкоматом, а также о недоразумениях, а порой и мошенничестве, с которыми сталкиваются пользователи.

Известно, что новые технологии сегодня активно используют не только законопослушные граждане, но и криминал. Милицейские сводки пестрят сообщениями о разнообразии такого вида преступлений - от бытовой кражи кредитки до подделки и хакерского взлома личных данных пользователя.

Сегодня большинство северян отправляются в отпуск не со спрятанной в интимных местах наличкой, а с легкими пластиковыми картами различных банков и также легко в любой точке России, а то и мира могут обналичить свои средства. Новичков банкиры строго предупреждают пользоваться только банкоматами своего банка, чтобы процент за снятие наличных не исчислялся десятками. А опытные держатели карт на "материке" уверенно идут именно к "своему" банкомату. Перед вылетом из Краснодара я пошел снять деньги на дорожные расходы. Вдруг будет перевес багажа? Родственники подсказали, что рядом с домом в универсаме "Сограт" есть банкомат Сбербанка РФ, они им постоянно пользуются, снимая зарплату и пенсию.

Действительно, современный аппарат приветствовал с экрана благодарным слоганом, что я клиент Сбербанка, и призывал оставаться только с ним. Снял 4 тысячи, сразу на телефон пришло СМС-сообщение мобильного банка. А через два дня, уже в Магадане, получил по электронной почте письмо-расшифровку услуг, где в качестве процентов за снятие наличных красовалась сумма аж в 390 рублей! Хотя по карте "VISA", это обще-
известно, такая услуга не стоит ни копейки!

Иду в свой дополнительный филиал 001 Северо-Восточного банка Сбербанка РФ и задаю закономерный вопрос: за что сняли деньги? Вместо привлекательных девушек неожиданно для меня за стойкой сидел молодой человек, мельком глянул на экран компьютера и отрезал: "Надо было снимать деньги в сбербанковском банкомате, списаны проценты за обналичивание в чужом". Но этого не могло быть в принципе, ведь у меня за плечами почти десятилетний опыт пользования картой и горестный опыт обналичивания в чужих банках. Об этом сказал и оператору, но тот стоял на своем: "Я не слепой, компьютер показывает именно эту операцию".

Мне оставалось только посоветовать ему проявить бдительность и, обратившись в службу безопасности банка, сообщить о двух подозрениях. Первое - под маркой Сбербанка РФ могли действовать мошенники, второе - произошел технический сбой. Но молодой человек даже слушать не стал… А меня одолели сомнения: неужели я сам все перепутал и снял деньги действительно в чужом банке, ведь всякое бывает, а сейчас предъявляю претензии?
Срочно перезвонил брату, пенсионеру МВД, в Краснодар, объяснил ситуацию. И Володя, как бывший оперативник уголовного розыска, помчался из центра на проспект Красных Партизан. Через два часа по электронной почте получаю несколько снимков банкомата с разных ракурсов, на которых красовался такой знакомый и родной сбербанковский… Выходит, я не ошибся! Закипаю, а утром иду к заведующей дополнительным офисом.

Снова объясняю ситуацию и слышу в ответ знакомое про чужой банк, но свое магическое действие производят распечатанные фотографии. Тут уже и заведующая задумалась. Елена Михайловна Никифорова терпеливо изучила всю компьютерную систему моих платежей, лично убедилась, что деньги сняты именно в банкомате Сбербанка РФ, и удивилась, что следом стоит сумма за обналичивание. И тут сыграло роль то самое но, о котором я писал в начале. Профессионализм и главное - желание вникнуть в ситуацию, чего не хватило ее молодому коллеге.

Минут через 15 после тщательного изучения лицевого счета и выхода на столичный сервер Сбербанка РФ ситуация прояснилась. Оказалось, ошибку допустил в Москве главный процессинговый центр (ГПЦ) банка и покупку товара по карточке недельной давности зачислил как проценты за снятие в стороннем банке. Такое, как мне объяснили, еще бывает, все-таки техника. Согласен. И благодарен заведующей филиалом Елене Михайловне Никифоровой за терпеливый разбор ситуации, которая могла закончиться моим обращением в центральный офис Сбербанка РФ, в правоохранительные органы, наконец, в суд.

Но остались вопросы. Что помешало решить пустяковую проблему в первый же день моего обращения? Исключат ли в дальнейшем накладки в работе столичного ГПЦ? Наконец, будет ли соответствовать квалификация сотрудников, и не только банков, взятому в России курсу на компьютеризацию услуг в различных сферах нашей жизни, внедрение электронного правительства и личных кабинетов граждан?

Александр МУРЛИН.
"Магаданская правда"