Путь к асфальту


В октябре состоялось официальное открытие давно не новой, но обновленной автодороги Магадан - Ола (от поста ГИБДД до ольского моста). В этом году она полностью оделась в асфальт. Конечно, событие по сравнению с теми масштабами, какие сегодня организованы на крупных федеральных автодорогах «Сочи» или «Амур», скромное, тем не менее для области заасфальтировать одну из межмуниципальных дорог - большая победа. Таким образом, с 2010 года число колымских километров с твердым покрытием увеличилось на двадцать три.

Не сразу все устроилось

Согласно историческим сведениям первые дороги Колымы были приспособлены лишь под гужевой транспорт, не являлась исключением и ольская. Но с ростом производства автодорожная сеть укреплялась. Поселок Ола начинал играть ведущую роль по вылову и переработке рыбы, а вместе с тем начиналось и строительство автодороги, рассчитанной уже на движение грузовых автомобилей.

В свое время было создано дорожное предприятие для строительства автодороги Магадан - Армань, которое, кстати, в этом году отметило 50-летний юбилей. Речь идет об ОГУДЭП «Магаданское». Оно же после арманского направления переключилось на строительство ольской дороги. Как рассказал директор предприятия Михаил Ратушный, автодорога строилась из расчета на малую интенсивность движения и была одета в черное покрытие, то есть дорожная одежда состояла из щебня, битума, мазута, рыбьего жира и каустика - по аналогу с арманской. Такое покрытие прослужило почти двадцать лет. Но все изнашивается, автодорога Магадан - Ола все меньше становилась пригодной для езды, деревянный ольский мост пришел в негодность, а в адрес областной администрации стало поступать все больше жалоб от ольчан.

Первым объектом в решении безопасного проезда от Магадана до Олы явилось строительство нового железобетонного ольского моста.

- Когда деревянный мост стал совсем не пригоден для эксплуатации, руководитель департамента «Магаданавтодор» Владимир Филимонов добился выделения денег на строительство нового, - вспоминает Михаил Васильевич, - и в том, что в конечном итоге мост построен, заслуга, я считаю, Владимира Степановича. Возведение железобетонного мостового перехода длилось не один год - лет на пять стройку приостанавливали. И лишь после того как на объекте побывал руководитель Росавтодора Насонов, средства на окончание работ были изысканы.

В начале двухтысячных благодаря упорству администрации, Владимира Филимонова и работников ОГУП «Магаданмост» над своенравной рекой раскинулся новый красавец-мост. Однако в целом же проблема ольской автодороги не решилась. И дело дошло до того, что в 2007 году на заседании Магадан-
ской областной Думы депутаты в разделе «Разное» обсудили вопрос «О ходе ремонта и содержании территориальной дороги Магадан - Ола в 2007 году». Там же представитель от жителей Ольского района депутат облдумы Александр Басанский сказал:

- Дорога в Олу имеет важное социальное значение не только для ольчан, но и для жителей областного центра. Дело в том, что сотни магаданцев, особенно в летний период, устремляются на отдых, рыбалку на Ольское побережье, на Нюклинскую косу. А сколько здесь бывает грибников и ягодников! Поэтому содержание дороги в Олу перестает быть делом только Ольского района - речь идет о социальном самочувствии сотен жителей области, выезжающих на Ольское побережье, и им для этого должны создаваться надлежащие условия.

Таким образом, народный избранник не только подчеркнул важность автодороги, но и заострил внимание на проблеме, решением которой должен явиться качественный ремонт дорожной одежды. В 2008-м началось ее асфальтирование.

Надо сказать, что ольчане до последнего сомневались в благополучном исходе дел. Подтверждением тому служит письмо, которое буквально за считанные дни до начала дорожных работ принесли в редакцию «МП» водители, проживающие в Оле. Они в очередной раз говорили об ужасном состоянии автодороги: на перевале не спадает пыль, от камней и выбоин ломается техника, а работающих грейдеров и поливальных машин не видно.
Но вот первые семь километров асфальта уложены…

Мешают работать «рога и копыта»

И сразу же поступили жалобы - не прошло и полгода, как в новом твердом покрытии появились ямы. Что же это, технические недоработки?
- Дело в том, что асфальт укладывается в два слоя, - пояснил Михаил Ратушный. - В первом, так называемом крупнозернистом, используется меньше битума, а уже сверху он закрывается более прочным, предназначенным для движения автотранспорта. У нас же получалось так, что движение на автодороге во время ремонтных работ не останавливалось, автомобили шли по черновому слою, и, естественно, он начинал разрушаться, что впоследствии и дало о себе знать. Также в то время жаловались на необустроенные обочины, но это уже вопрос времени, ведь, пока дорога не будет полностью заасфальтирована, в порядок ее не приведешь.

- О непрекращающемся движении, я помню, говорили и сами рабочие, в частности о том, что машины проносятся на бешеной скорости и укладывать асфальт просто небезопасно. Михаил Васильевич, тогда же после асфальтирования первых километров ольской дороги я задал вам вопрос о планах на будущий год, и вы несколько неуверенно говорили о продолжении работ на автодороге Магадан - Ола. Дело начато, что же вызывало сомнения?
- Во-первых, неопределенность с бюджетом: сколько будет выделено средств, будут ли они вообще? А во-вторых, уверенности в завтрашнем дне лишает знаменитый закон № 94-ФЗ о проведении аукционов по определению исполнителя муниципального заказа. Мнения, что это коррупционный закон, придерживаются многие, тем не менее он успешно продолжает работать.

Вот пример: когда наше предприятие вышло на торги по асфальтированию последнего участка, появилась еще одна конкурирующая фирма из Хабаровска. Тогда представитель мне открыто сказал, что, если мы дадим ему 10 процентов от выделенных средств, то можем работать в качестве субподрядчика, в противном случае грозил снизить цену настолько, что предприятие сработает себе в убыток. А что такое 10 процентов при том, что в данный вид работ заложена рентабельность 12 процентов, в какие условия ставится предприятие? С другой стороны, отказавшись, мы автоматически становимся банкротами, ведь подготовка к работам начинается за 6 - 7 месяцев. То есть мы заготовим битум, ГСМ и не отработаем их. А бесконечно снижать на аукционах стоимость работ невозможно, потому что бензин не дешевеет, электроэнергия повышается в цене и запчасти также дорожают.

Кстати, как выяснилось, по юридическому адресу этой хабаровской фирмы находится солярий. И такое в практике дорожников не впервые. Получается, что аукционы - это не конкурсы профессионалов, а конкурсы наглецов, ведь все, что нужно для участия, - авторучка и наглость, и неважно, есть ли у участника специализированное предприятие, техника, высококвалифицированные кадры. В итоге страдает производство.

- Тем не менее объект удалось отстоять, завершающий этап асфальтирования начался в июле…

- В июле, потому что произошла задержка битума. В феврале мы отправили контейнеры, заполнить их обещали в марте, но готовы они были только в конце апреля. Более того, в течение месяца была задержка на железной дороге. И для того чтобы ускорить доставку, в процесс пришлось вмешиваться губернатору Николаю Дудову. Только после этого наше предприятие было готово выйти на ольскую дорогу. Асфальтирование мы завершили в конце августа.

- Я полагаю, что теперь в части содержания данной автодороги ОГУДЭП «Магаданское» будет попроще?

- К зиме, наоборот, забот будет больше. Сейчас надо посыпать дорогу на перевале реагентами и, пока температура не успела опуститься ниже минус 15, очистить ее от мокрого снега, иначе дорога станет катком. Летом, конечно, проще, потому что не надо отправлять каждую неделю грейдеры, поливать, останется только текущее обслуживание.

Дорога песней стала

Итак, благодаря участию депутатов, администрации Магаданской области, стараниям дорожников ОГУДЭП «Магаданское» автодорога Магадан - Ола видоизменилась, повысила категорию. Хотелось бы назвать поименно тех, кто участвовал в асфальтоукладке, но, как сказал Михаил Ратушный, это было бы не совсем правильно, потому что, если отмечать заслуги каждого, надо перечислить всех сотрудников. Здесь работала хорошо отлаженная цепочка, начиная с дробильщиков щебня в карьере (16 человек), тех, кто готовил асфальт на асфальтобетонном заводе (12 человек), 15 водителей и непосредственно на укладке - порядка 15 человек, - все они делали автодорогу.

И вот сегодня ольские водители, которым по автодороге Магадан - Ола приходится ездить не по одному разу в день, дают ей самую высокую оценку. Шутка ли - время в пути сократилось практически в два раза, ни пыли, ни тряски. Главное, говорят, теперь не допустить гололеда. Таким образом, одна из многострадальных колымских дорог стала зваться песней.

Впрочем, на этом дорожные проблемы не исчерпаны. Этим летом дорожники ОГУДЭП «Магаданское» «вылечили» и автодорогу на Клепку, так что сегодня добраться до поселка, как говорит директор ОГУДЭП «Магаданское», можно буквально за полчаса, на что раньше требовалось больше часа. В этом направлении работы по отсыпке будут продолжены и на следующий год.
Не будут в 2011 году простаивать и асфальтобетонные заводы предприятия. В этом сезоне они произвели порядка 30 тысяч тонн асфальта, такой же объем планируют выработать и в следующем.

В частности, как и этим летом, дорожники ОГУДЭП «Магаданское» намерены выйти на асфальтирование дворовых территорий областного центра, а главное - взяться за автодорогу Магадан - Балаганное - Талон. Первые участки капитального ремонта должны начаться сразу за перевалами. Не исключено, что и арманский мост также будет в ближайшее время заменен на новый. Остается только надеяться, что на аукционе не объявится какая-нибудь очередная фирма типа «Рога и копыта».

Глеб БОЯРКИН.
"Магаданская правда"