Мы закрываем реальную потребность региона в кадрах высшего звена


Разговор с ректором Северо-Восточного государственного университета, депутатом Магаданской областной Думы, членом политсовета регионального отделения партии "Единая Россия" Анатолием Ивановичем Широковым начался, конечно же, с забот учебных. В последнее время на волне обсуждений грядущей реформы системы высшею образования о нашем СВГУ ходит много слухов.

- Есть, например, и такой "прогноз": якобы университет попадет под сокращение и станет филиалом другого учебного заведения. Насколько это близко к действительности?

- Думаю, появление таких слухов связано с тем, что финансирование университета в текущем году было несколько сокращено из-за дефицита в федеральном бюджете. Мы были вынуждены где-то чуть снизить оклады, где-то сократить персонал. Разумеется, преподавательский состав был затронут этом в наименьшей степени. Из всего количества мы сократили всего шестерых. Однако при первом же освобождении вакансий мы всех этих сотрудников вновь приглашаем на работу. На мой взгляд, мы вышли из ситуации без особых потрясений. А в следующем году, когда финансовое положение, надеюсь, улучшится, потери восстановим.

Говорить об этом мне позволяет то, что совсем недавно СВГУ стал лауреатом межрегионального конкурса "Лучшие вузы Дальнего Востока" и получил общественную награду "Национальный знак качества". Также недавно мы получили приглашение войти во Всероссийский реестр надежных поставщиков товаров и услуг. Это важные для нас знаки того, что мы добросовестно выполняем свою миссию - подготовку кадров.

- В жизни университета были разные этапы. Когда-то, пытаясь подстроиться под требования дня, здесь, как и во всех других вузах страны, начали выпускать юристов, экономистов и управленцев, то есть менеджеров. Потом спохватились: инженеров - то в области не хватает. И в университете появились новые отделения, на которых стали обучать техническим специальностям. Грядут ли новые перемены?

- Технические специальности появились у нас после того, как Международный педагогический университет объединился с филиалом Хабаровского политехнического института На этой базе был основан Северный международный университет. Сейчас СВГУ - это классический университет, который готовит специалистов по более чем 30 специальностям - от учителей до маркшейдеров, геологов и тд.

- А какую часть занимают в этом спектре технические специальности?

- Порядка 30 процентов.

- Я это к чему? Наверное, когда все хорошо в стране и области, когда на территорию идет устойчивый поток специалистов с материка, наверное, естественно удерживать такое соотношение с гуманитарными специальностями. Тем более потому, что филологическое направление у вас традиционно сильное. Но ныне свободный обмен кадрами с другими регионами приторможен. Стоит ли выпускать такое количество филологов, которые потом маются без работы? Да и юристам, экономистам, менеджерам в городе и области работу найти нелегко.

- Я бы расставил акценты по-другому. Давайте примем за константу, что региональный рынок труда сейчас перегрет специалистами управленческого, юридического и экономического профиля. Многие из них действительно не находят работу, потому что реальная потребность региона в таких специалистах меньше, чем предложение. И в то же время мы видим, что на производстве возникает острая нужда даже не в инженерах. А в квалифицированных рабочих или в специалистах среднего эвена - техниках, мастерах. И заметьте, это все притом, что средние и начальные учреждения профессионального обучения не могут набрать необходимого количества учащихся.

Что происходит? Да просто в некогда разумное и просчитанное соотношение учебных заведений разного уровня вмешались коммерческие вузы. Многочисленные филиалы принимают на обучение всех желающих, независимо от степени их подготовки. Окончил школу кое-как - плати деньги и учись. А в ряде таких филиалов можно за деньги и зачет получить или "сдать" контрольную работу. Поэтому о качестве обучения в таких вузах всерьез говорить сложно. Мы видим результат, когда молодой человек, который мог бы стать отличным рабочим или техником, выходит из стен подобного учебного заведения никудышным менеджером.

К нашим выпускникам отношение несколько иное. Вы знаете, я в этом году получил десятки благодарностей от родителей, которые сообщали, что их ребенок окончил у нас факультет менеджмента, экономики и финансов, работает по специальности и его высоко ценят.

Мы уже не первый год сотрудничаем с банком "Возрождение". Представители банка приходят к нам и знакомятся с личными делами студентов 3 курса. Отбирают группу, проводят собеседование и выбирают троих студентов. Эти ребята на практику направляются в банк, работают там по проектам, осваиваются. И банк не только видит будущего молодого специалиста, он еще и помогает нам его обучить.

Вот еще пример. В этом году мы выпустили группу специалистов в области бухучета и аудита. На выпуске шестеро из них уже работали главными бухгалтерами.

Я, конечно, не утверждаю, что все выпускники этих специальностей находят работу. Выпускник выпускнику рознь. Но в 70 процентах случаев трудоустройство у нас гарантировано.

Теперь о соотношении технических и гуманитарных специальностей. Приведу пример: сегодня реальная потребность предприятий области в маркшейдерах составляет 56 человек. У нас без поступившего в этом году первого курса обучается этой специальности 70 студентов. То есть реальную потребность региона мы закрываем.

Примерно так же рассчитывается необходимость в специалистах горной отрасли, в геологах, строителях, автомобилистах. И проблем с их трудоустройством у нас нет. Во время обучения мы каждого стараемся определить на серьезную, реальную производственную практику - на горных полигонах, в строительных организациях и т.д. Недавно на защите дипломов инженеров-строителей присутствовал губернатор Н.Н.Дудов, который всегда внимательно относится к нашему университету, за что мы ему искренне признательны. Четверо выпускников представили свой проект прокладки ЛЭП для энергоснабжения рудника им. Матросова. Как выдумаете, такие специалисты будут востребованы? Однозначно - будут.

Сейчас в целом развитие политехнического направления для нас - приоритет. Пусть не обижаются на меня преподаватели гуманитарных факультетов - я ведь тоже гуманитарий. Но в прошлом году из 6,5 миллиона рублей, что нам выделили на приобретение инвентаря, учебных пособий, - всего, вплоть до скрепок, один миллион был потрачен на приобретение оборудования для лаборатории технических отделений.

А в 2008 году мы также приобрели новую лабораторию для кабинета физики стоимостью в полмиллиона рублей. Разумеется, это объясняется главным образом тем, что юриста, историка или филолога можно обучить с помощью стула, стола, книги и - хорошего преподавателя. Но вы зайдите в политехнический корпус на Лукса, 4. После двух десятков лет, в течение которых выполнялся лишь очень косметический ремонт, теперь там у нас сегодня создается вполне комфортабельная производственная среда. Вот так расставляем мы сегодня приоритеты.

- Я знаю, что раньше, да и сейчас, будущим инженерам обязательно давали основы экономики, обучали управлению персоналом. И таким образом инженеры вполне справлялись с функциями управленцев, организаторов производственного процесса. Для чего ныне учат отдельно еще и менеджеров?

- Вы правильно заметили. Но все же разница в подходах к обучению этим специальностям есть. Вопрос в том, где намерен работать менеджер после окончания университета? Поэтому наряду с тем, что мы выпускаем сегодня горняков, строителей, мы сегодня готовим и специалистов по управлению в определенной отрасли. То есть экономист специализируется на чем-то, начинает работать с отраслевыми документами, нормативами, овладевает спецификой. И это тоже сокращает ему время для того, чтобы освоиться на производстве.

- Как часто вы добавляете обучение новым специальностям?

- Зависит от потребностей региона. Например, в последнее время стали уделять большое внимание правовому регулированию недвижимости. И два года назад мы открыли специальность: "экспертиза и управление недвижимостью". А вот скажите, есть у нас проблема с подготовкой журналистов? Есть. Со следующего года мы начнем подготовку бакалавров журналистики. Это не будет большой поток, но проблему в области закроем.

- И все же - куда девать лишних филологов?

- Наверное, не каждый выпускник гуманитарного отделения сможет стать учителем. Для этого нужен особый талант. Но положение, когда в городе наши гуманитарии остаются без работы, а в отдаленных поселках не хватает учителей, тоже не совсем нормально. В этом плане я могу вспомнить прежде существовавшую систему распределения кадров. Потратилось на твое обучение государство? Будь добр, отработай по распределению три года. Не такой уж большой срок, чтобы назвать это ограничением передвижения. Нет, просто государство предлагает тебе таким образом вернуть долг - отработать его. Ну, а через три года, как вы помните, многие оставались даже в отдаленных поселках. И чувство вали себя при этом намного счастливее, чем те молодые специалисты, что ныне живут в городе, но не работают по специальности.

- Знаете, меня однажды спросили: а почему в университеты в царской России выпускников реальных училищ не принимали? Туда ведь попадали только люди, окончившие гимназию. Только тут в голове что-то щелкнуло и встало на место. Нас-то ведь воспитывали по-другому. В советские времена считалось, что умные и продвинутые - только физики, а лирики - так, погулять вышли.

- Да, и на это работала целая система. СМИ, писатели, драматурги - все создавали и поддерживали приоритет технического образования. А потом пришли 90-е годы. И главными героями дня стали банкир, юрист, менеджер и даже бандит. Имидж инженера исчез вместе с проблемами реального сектора производства. Теперь нам этого не хватает. Я часто говорю абитуриентам: хотите иметь устойчивый социальный статус, хотите получать хорошую зарплату? Тогда выбирайте инженерную профессию. Но ребята и сами делают для себя подобные выводы. В этом году по статистике высшей школы экзамен по физике сдавали уже больше, чем по литературе. В новых поколениях появился прагматизм, которого раньше у нас не было.

Правда, этот прагматизм иногда принимает какие-то крайние формы. Мне один из руководителей горнодобывающих предприятий рассказал такой случай. Пришел к ним на практику учащийся техникума. Ну, посадили парня на погрузчик. Отработал сезон - в заработке не обидели. Получил он порядка 400 тысяч рублей. Спрашивают: "Ну как, понравилось тебе? Придешь к нам работать?' Он отвечает: "Да все хорошо, только платите мало!"

Сейчас на крупных предприятиях горной отрасли специалистам предлагают такие условия, что я бы, наверное, на их месте не задумываясь побежал куда зовут, и ездил бы на вахту без возражений. Но далеко не все из них считают это подарком судьбы.

Я вспоминаю, как трудно было в первые годы моей работы в Магадане. Зарплату нам с женой задерживали, денег еле на еду хватало. И все же мы это пережили. Откуда теперь такой гонор у молодых? Считают, раз окончили вуз, значит - гении. Да покажите вы сначала, чего вы стоите, а потом требуйте себе заработки. Работодатель ведь тоже должен видеть, кому он платит и за что.

- Раньше в вузах существовали различные точки зрения по воспитанию студентов. В одном случае вчерашнему школьнику говорили: ну вы же взрослый человек - сами решайте свои проблемы. В другом - все-таки старались обеспечивать какой-то догляд за молодыми людьми. Как у вас относятся к студентам?

- Понятие "воспитание" для нас - не пустой звук. В общежитии, где у нас живут иногородние студенты, дети из малообеспеченных семей. С ними работают тьюторы, то есть социальные педагоги. Где советом помогут, а где и спросят построже. Там же у нас размещена и служба психологической поддержки. Любой студент может анонимно попасть к психологу, который поможет разобраться в проблеме.

Ежегодно первокурсники проходят программу СПАС - социально-психологической адаптации. Мы осуществляем ее совместно с Российским союзом молодежи. Программа зарекомендовала себя очень хорошо. Дети быстро знакомятся друг с другом, у них появляется корпоративность в рамках группы или отделения. А теперь, когда мы уже не раз прокрутили эту программу, создали еще одну - социально-психологического сопровождения. Она уже предназначена для студентов 1 - 3 курсов. Примеров, когда эти программы срабатывали успешно, у нас предостаточно. Ну, и порядок в студенческом общежитии стараемся поддерживать строго. Уж если у нас обучается только на дневном отделении около 2,5 тыс. человек, а общежитие рассчитано всего на 270 мест, то проживание в нем можно отнести скорее к некой льготе. Поэтому - нарушил установленные требования один раз - предупредят. Второй раз - уже выселяют.

Основная часть студентов у нас проживает в Магадане. Но достаточно приезжают с трассы. А нынешней весной мы наладили взаимодействие с Билибинским районом Чукотского автономного округа. Теперь и оттуда пошел поток абитуриентов. Выгода обоюдная. Билибинцы помогают нам обеспечить отбор хорошо подготовленных абитуриентов, а мы помогаем им решать свои кадровые проблемы.

- Скажите, ваша общественная деятельность помогает решать какие-то вопросы университета? "Единая Россия» – партия влиятельная.

- Назову две причины, почему я выбрал «Единую Россию". Во-первых, я по своим убеждениям всегда склонялся к идеологии центризма. Истина лежит не в крайностях, а где-то посередине. А во-вторых, это партия, которая занимается конкретными делами. Вот мы по очереди ведем прием в общественной приемной председателя партии - В.В. Путина. Точно так же принимает людей в рамках общественной нагрузки и губернатор области, и его заместители. Сегодня, допустим, ведет прием председатель нашей областной Думы А. П. Александров. Насколько я помню, к нему уже записались 11 человек. Большинство вопросов, с которыми обращаются люди, можно решить на месте. Это проблемы ЖКХ, социальных гарантий и т.д.

Мы даже в последнее время проводим тематические приемы. Накопились вопросы по ЖКХ? Приглашаем специалистов, и они либо сразу дают точную консультацию, либо и вовсе решают вопрос. А в ином случае человек бы еще долго ходил по кабинетам. Но бывает и такое, что на областном уровне не решить. В этом случае мы сразу даем информацию в аппарат председателя партии - в комиссию по обращениям граждан. Чаще всего такие обращения ложатся прямо на стол к В.В. Путину. И это существенно ускоряет принятие решения.

- А что-то конкретное вам запомнилось?

- Недавно ко мне обратились жители блокадного Ленинграда. Их в области осталось всего 28 человек. Все - преклонного возраста, все с подорванным здоровьем. В Санкт-Петербурге и других регионах они проходят экспертизу, оформляют инвалидность и получают к своей пенсии еще пособие по инвалидности. У нас же в области почему-то это застревает еще на уровне экспертизы. Почему? Этот вопрос мы из общественной приемной адресовали председателю партии и направили обращение министру социального развития и здравоохранения.

- С какими просьбами к вам обращаются избиратели вашего округа?

- В основном, опять же, по вопросам благоустройства и ЖКХ. И тут я не могу решать что-то напрямую. Областной бюджет не может тратить средства на нужды муниципалитета. Приходится идти в мэрию. И я очень благодарен нашему мэру В.П. Печеному, его руководителям отделов, управлений за то, что они всегда стараются помочь. Иногда возникает необходимость обсудить какую-то затруднительную ситуацию с руководителями управляющих компаний. И что бы там ни говорили сейчас про эти организации, там тоже по возможности идут мне навстречу. Даже если какой-то мелкий ремонт обязан делать жилец как собственник своей квартиры, находят возможность помочь. Ведь обращаются-то люди малообеспеченные, одинокие пенсионеры, инвалиды - те, которым провести этот ремонт самостоятельно не по силам.

Была и такая ситуация. Ко мне обратился инвалид, квартирой которого практически завладели родственники. Мы привлекли юристов. Они отработали по всем нюансам этой истории. В результате жилье инвалиду удалось вернуть. Помогал учительнице в решении жилищного вопроса. Отправил троих ребятишек на лечение на материк... Да много было разных случаев.

Но все же моя задача главным образом заключается в законотворческой деятельности. Недавно по моей инициативе наша областная Дума приняла и направила в Госдуму поправку к федеральному закону. Речь о том, что при оплате проезда на материк вашему ребенку могут предоставить такую льготу только в то же время, что и родителю и до того же пункта назначения. А если вам нужно, чтобы ребенок отдохнул не 44 дня, как вы, а побыл на солнышке все лето? Тогда его лишают права бесплатного проезда. Поэтому мы и направили в Государственную Думу предложение: оплата проезда детей и иных иждивенцев не должна зависеть от места и времени отдыха родителей. Надеюсь, нам удастся продавить эту поправку.

- Руководство университетом, работа в общественной приемной, в областной Думе... На отдых-то время остается?

- Конечно. Когда у меня бывает выходной, стараюсь вырваться на природу. А в будние дни на сон остается часов 5-6. Но я как-то привык. Если хочешь чего-то добиться, нужно много работать.

Николай ПАНОВСКИЙ

Колымский тракт








Колымские колонки