13 ноября 1931 года организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы



МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Получивший сокращенное название «Дальстрой» (1931). Основной задачей организованного гостреста стала добыча полезных ископаемых и в первую очередь золота, что придавало Дальстрою исключительное значение.

Предполагалось комплексное освоение, включение в единый народнохозяйственный комплекс страны ранее необжитых территорий как крупнейшего поставщика валюты для осуществления планов индустриализации. Первым директором Дальстроя был назначен бывший сотрудник спецотдела ВЧК-ОГПУ СССР и руководитель строительства Вишерского целлюлозно-бумажного комбината на Северном Урале Эдуард Петрович Берзин. 4 февраля 1932 года руководство треста на пароходе «Сахалин» прибыло в бухту Нагаева.

Территория, выделенная в район деятельности Дальстроя, составила около 450 тысяч кв. км. Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР на гострест 29 июля 1936 года была возложена задача охватить к 1940 году геологоразведочными работами весь район бассейна Колымы, часть бассейна Индигирки, между устьями рек Эльген и Момы, а также бассейны главных притоков Индигирки. С включением этих районов территория деятельности Дальстроя в 1936 году увеличилась до 700 тысяч кв. км.

В 1939 году Дальстрою были переданы Чаунский и Чукотский районы, в 1940-м - бассейн реки Анадырь, а в 1941 году на основании постановления СНК СССР от 29 марта - побережье Охотского моря от Пенжинской губы до Охотска и весь бассейн реки Яны. Таким образом, территория деятельности Дальстроя к началу Великой Отечественной войны увеличилась до 2,3 млн. кв. км и продолжала увеличиваться. С 1931 года гострест «Дальстрой» находился в непосредственном подчинении СТО СССР. В марте 1938 года он был передан в ведение НКВД СССР и преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУС ДС).

Административно Дальстрой входил в состав сначала Дальневосточного, а с 20 октября 1938 года - Хабаровского края, но практически оставался особой административно-территориальной единицей. На его территории функции советских и партийных органов либо вообще не существовали, либо были сильно ограничены. С самого начала деятельности Дальстроя его основной рабочей силой были заключенные Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей - Севвостлага. Организованный приказом ОГПУ СССР №287/с от 1 апреля 1932 года, он просуществовал четверть века, и через его лагерные подразделения прошли десятки тысяч незаконно репрессированных.

В конце 1932 года в Севвостлаге содержалось 9 928 заключенных, в 1940 году - уже 17 6685. С этим фактом во многом была связана вся деятельность Дальстроя. За предвоенные годы в экстремальных северных условиях руками заключенных и вольнонаемных были построены город Магадан, порт Нагаево, около 100 различных поселков на территории Колымы, Чукотки и в Якутии, проложены 3 100 км дорог, в том числе более чем 650 км знаменитой Колымской трассы, введены в строй линии электропередачи, электростанции, автобазы, аэродромы, организовано более 10 совхозов, десятки колхозов, несколько рыбпромхозов и свыше 300 подсобных хозяйств.

Кроме того, в Приморье функционировало еще 5 совхозов и Владивостокская автобаза - крупные поставщики сельскохозяйственной продукции для Колымы. Дальстрой имел свой морской и речной флот. К началу Великой Отечественной войны в его состав входили три больших океанских парохода «Джурма», «Дальстрой», «Феликс Дзержинский», теплоход «Советская Латвия» и 54 речных самоходных судна.

Что же касается основного направления деятельности Дальстроя, его основного производства - золотодобычи, то начиная с 1932 года она неизменно возрастала. Так, в 1932 году на пяти колымских приисках было добыто 511 кг химически чистого золота, в 1933 - 791 кг, в 1934 - 5,515 т, в 1935 -14,458, в 1936 - 33,36, в 1937 году - 51,515 т. Летом-осенью 1938 года в горнодобывающей промышленности Дальстроя работало 58 436 человек, из них - 48 251 заключенный. В общей сложности ими было добыто 62,008 т химически чистого золота, что стало своеобразным рекордом по сравнению с российскими результатами. Россия в 1913 году занимала по добыче золота первое место в Европе и четвертое - в мире. В том году она добыла 60,7 тонны.

В 1939 году золотодобыча горнодобывающих предприятий Дальстроя увеличилась до 66,314 т химически чистого золота, а в 1940 году составила 80,028 т. Это стало абсолютным результатом за всю историю Дальстроя, и позднее он уже не повторялся. К концу 1940 года в лагерях Севвостлага содержалось 176 685 заключенных, а общее количество работающих в Дальстрое составило 216 685 человек. С 1937 года в Дальстрое добывали второй металл - олово. Вскоре оловодобыча была увеличена с 40,7 до 3 226 т в 1941 году, что составило 75 % всей оловодобычи в СССР. В 1941 году в Дальстрое действовало 45 золотодобывающих и 12 оловодобывающих приисков и рудников.

Такой быстрый рост основного производства стимулировал развитие остальных отраслей хозяйства Дальстроя. Развивался также и весь комплекс подсобного производства, обслуживающего горнодобывающую промышленность, что продолжалось и в дальнейшем. В феврале 1945 года трест был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За более чем 20 лет Дальстрой превратился в огромную суперорганизацию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР и Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1951 года его площадь была увеличена до около 2,8 млн. кв. км, что составило более одной седьмой части всей территории Советского Союза. К концу марта 1953 года на территории его деятельности насчитывалось 450 предприятий.

В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, 23 электростанции и 1 600 км высоковольтных линий электропередачи, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 3 узкококолейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги в Ванино и Находке.

К концу 1953 года в Дальстрое имелось 16 рудников (9 - по добыче олова, 3 - золота, 1 - вольфрама, 1 - кобальта и 2 -урана), 15 обогатительных фабрик, 44 прииска (в том числе золотодобывающих - 37, оловодобывающих - 7). Здесь же работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров. Общее количество заключенных Севвостлага составило 88 800 человек, Берлага (Берегового лагеря, или особого лагеря №5, специально организованного в феврале 1948 года для содержания «политических» и «особо опасных») - около 22 000 человек.

После образования в декабре 1953 года Магаданской области (площадь вновь образованной области составила 1 млн. 183,9 тыс. кв. км) Дальстрой был переведен из ведения МВД в ведение Министерства цветной металлургии. Ряд ранее выполнявшихся им функций административно-территориального управления перешел к новому территориальному образованию. До организации Магаданской области заключенными и вольнонаемными было добыто и сдано государству 1 059,1 т химически чистого золота, 55 340 т олова, 2 187 т вольфрама, 363 т кобальта, более 100 т урана. В последующие несколько лет Дальстрой еще продолжал свою активную производственную деятельность. Берлаг с лета 1954 года был реформирован, но Севвостлаг продолжал существовать.

К началу 1956 года уже меньше 40% предприятий Дальстроя были укомплектованы заключенными. Архивная статистика свидетельствует, что к этому же времени (начиная со времени образования) ранее легендарный гострест организовал в общей сложности 78 золотодобывающих и 20 оловодобывающих предприятий, 8 золотодобывающих, 18 оловодобывающих, вольфрамодобывающих и кобальтодобывающих рудников и фабрик, 2 урановых рудника. Все они добыли 1 148 т золота, 62,3 тыс. т олова, 3 тыс. т вольфрама, 398 т кобальта, более 120 т урана.

Кроме этого гострест добыл 10 млн. т угля для собственных нужд. Весной 1957 года Дальстрой был реорганизован. В связи с перестройкой управления промышленностью в стране был образован Магаданский экономический район, руководимый совнархозом, первым председателем которого стал последний начальник Дальстроя Ю.В.Чугуев. Последующая реорганизация Магаданского совнархоза привела к созданию в 1965 году производственного объединения (ныне открытого акционерного общества) «Северовостокзолото».

В истории Дальстроя как крупнейшей и, пожалуй, единственной в стране суперорганизации, множество самых разнообразных и крайне неоднозначных страниц. Здесь героические моменты удивительно быстрого освоения неизведанной территории, превращения ее в главного поставщика валюты, оборонных металлов в стране слились воедино с трагическим периодом существования разветвленной лагерной системы и необоснованных массовых репрессий - причины гибели десятков тысяч ни в чем не виновных людей.

А.Г. Козлов, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН

13 ноября 1931 года организован Государственный трест по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки