В обсуждении проблем эффективного недропользования приняли участие представители органов исполнительной власти регионов Дальнего Востока, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также крупных недропользователей.
Открывая совещание, полпред Виктор Ишаев подчеркнул, что вопросы использования ресурсов на Дальнем Востоке играют особую роль. «Наша богатая ресурсная база – это не только основа развития экономики округа, но и важное преимущество, которого нет у многих других регионов и стран», - сказал он.
В ходе заседания было отмечено, что состояние экономики Дальнего Востока напрямую связанно с эффективностью использования природных ресурсов, которые сегодня являются основным источником доходов региональных бюджетов. Более того, большинство населенных пунктов Востока России появились именно вокруг крупных месторождений полезных ископаемых. Сегодня Дальневосточный федеральный округ занимает лидирующее место в минерально-сырьевом балансе Российской Федерации по запасам ряда твердых полезных ископаемых. В разведанных месторождениях округа сосредоточено: 81% общероссийских запасов алмазов, около 90% запасов олова, почти 40% запасов золота и 30% серебра. Имеются значительные запасы вольфрама, сурьмы, бора, плавикового шпата, урана, редких металлов, марганцевых и апатитовых руд.
Отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, обеспечивают около 40% промышленного производства в округе, а в таких регионах как Республика Саха (Якутия) и Магаданская область этот показатель является определяющим и составляет более 60%. При этом налоговая отдача в бюджет мизерна. В Магаданской области она составляет лишь 14% всех поступлений в бюджет.
По словам заместителя полпреда Владимира Сыркина, рабочей группой по недропользованию, созданной в рамках Межведомственной комиссии по эффективному использованию природных ресурсов и экологической безопасности, был проведен анализ эффективности использования минерально-сырьевой базы на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. В частности, проверялась деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти этих регионов по исполнению федерального законодательства в сфере недропользования.
В результате в деятельности проверенных органов была выявлена недостаточная работа по инициированию процедур досрочного прекращения права пользования недрами у недропользователей, нарушающих условия лицензионных соглашений.
На заседании комиссии было отмечено, что ряд крупных недропользователей не соблюдает условия выданных им лицензионных соглашений, в частности нарушаются сроки ввода объектов в промышленную эксплуатацию. Так, например, в Магаданской области основные запасы золота около 1500 тонн сосредоточены на Наталкинском месторождении, которое является крупнейшим в стране и третьим в мире по объемам золота. Компания ЗАО «Полюс Золото» получила лицензию на разработку данного месторождения в 2003 году, срок действия лицензии заканчивается в декабре 2012 года, а добыча золота на сегодняшний день не начата.
«Условия лицензий не выполняются, золото не добывается. А это значит, что бюджеты всех уровней недополучают доходы. Это ресурсный блок для Магаданской области очень важен, поскольку регион является дотационным. Использование ресурсов должно быть рациональным и эффективным, так предписывает нам закон. Не понятно, почему предприятия заплатили за лицензии деньги, а условия не выполняют, и не дают другим работать на этих месторождениях. В свою очередь, региональные власти должны создавать условия для нормальной деятельности недропользователей. Инфраструктура и транспортная составляющая должны развиваться опережающими темпами», – отметил полпред.
Так, например, в Республике Саха (Якутия) Росприроднадзором был инициирован отзыв 191 лицензии на разработку месторождений. В результате – изъято 122 лицензии. В Магаданской области на начало года было зарегистрировано 486 лицензий на добычу недр по 230 предприятиям. 30% нарушений лицензионного соглашения приходится на добытчиков золота. Досрочно Роснедрами прекращено действие 75 лицензий на право пользования недрами. В следствие этого, снижаются налоговые поступления и сокращается финансирование социально значимых программ.
Виктор Ишаев отметил неудовлетворительную работу как органов власти, так и горнодобывающих предприятий. «Региональные органы власти и федеральные органы в сфере развития недропользования работают недостаточно», - сказал полпред. Он также добавил, что готов вместе с региональными органами власти и горнодобывающими компаниями совместными усилиями решать существующие проблемы для того, чтобы месторождения работали и приносили доход в бюджеты регионов.
«Развитие Дальнего Востока возможно только на крупных проектах, поэтому мы заинтересованы в развитии деятельности крупных недропользователей. Необходимо смотреть на перспективу, вперед на 20-30 лет. У нас хорошее геополитическое положение, выгодное пересечение транспортных путей и, конечно, богатая ресурсная база. Мы не хотим быть чьим-то сырьевым придатком, нам нужна глубокая переработка и продукция в высокой добавленной стоимостью», - заключил полпред.