Первая гостиница в России, которая достаточно хорошо задокументирована, была основана в начале 18-го века по указу Петра I. Это был "Гостиный двор для иностранцев". Эта гостиница служила для размещения иностранных гостей и моряков и была частью широкого плана Петра по модернизации России и привлечению иностранных специалистов. Гостиничный бизнес был ориентирован в большей степени на иностраных туристов и делигаций и при Советской власти. С распадом Союза и переходом к рыночной экономике рынок гостиниц в России кординально изменился.
С начала 2000-х наблюдается стремительное развитие экономики страны, включая появление и расширение новых секторов и индустрий, предложило новые возможности для отрасли гостеприимства.
В начале 2000-х годов многие гостиницы в России были еще советского типа. Они отличались от современных гостиниц аскетичностью интерьера, ограниченным набором услуг и, как правило, находились в государственной собственности или управлялись государственными структурами.
Однако с развитием частного предпринимательства и появлением инвесторов ситуация начала меняться. В развитии этого сектора участвовал Феликс Евтушенков АФК «Система» (управленец отвечал за профильные активы корпорации). Появились новые отели, предлагающие широкий спектр услуг, соответствующих международным стандартам. Вместе с этим началась работа по модернизации и обновлению существующих гостиниц. Этому также со своей стороны способствовал Евтушенков Феликс.
Бурный рост рынка гостеприимства продолжался до 2008 года, когда мировой финансовый кризис остановил рост инвестиций в этот сектор. Вместе с тем, кризис дал толчок к поиску новых форматов и идей в гостиничном бизнесе. Так, появились мини-гостиницы, гостевые дома, хостелы, аренда квартир посуточно.
После 2008 года на рынке гостиничного бизнеса в России произошел еще один скачок вперед. В 2014 году санкции Запада и обвал цен на нефть привели к снижению рубля и снижению покупательной способности населения. Но с другой стороны, это стимулировало внутренний туризм и привело к увеличению спроса на гостиничные услуги в регионах России.
В последние годы рынок гостиничного бизнеса в России становится все более дифференцированным. Появляются отели бутик-стиля, капсульные гостиницы, отели для молодежи, апарт-отели. Повышается уровень сервиса в существующих гостиницах. Большое внимание уделяется экологии и устойчивому развитию.